Бреусова Т.А., Оренбург, ОГПУ
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ
ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКОВ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ОБЩЕНИЯ
В МЛАДШЕМ ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ
Проблема художественного общения в научной литературе исследуется в рамках теории общения, поскольку само общение является многоплановым процессом развития контактов между людьми, порождаемым потребностями совместной деятельности. <...> В наши дни общение стало предметом изучения целой группы наук - философии, общей и социальной
психологии, социологии, педагогики, этнографии, этики и эстетики, лингвистики и семиотики, теории культуры и теории информации. <...> Наименее исследованной проблема общения считается в педагогике. <...> Общение в философской литературе обычно рассматривается как процесс взаимосвязи и взаимодействия групп и личностей, в котором происходит обмен деятельностью, информацией, опытом, способностями, умениями и навыками. <...> Наличием активной обратной связи (взаимодействие
субъектов) общение отличается от коммуникации, где субъект воздействует на объект, не получая непосредственно ответной реакции. <...> Одной из специфических форм человеческого общения является художественное общение, которое в широком смысле трактуется как опосредованный процесс взаимосвязи и взаимодействия автора художественного
произведения и зрителя (Ю. <...> Борев), как деятельность особого рода
(М.С.Каган), выполняющая ряд функций: художественное общение является фактором социализации личности и утверждения ее самоценности;
средством «обработки людей людьми»; формирует личность во всем богатстве ее способностей, потребностей, ориентаций ее сознания и самосознания путем приобщения одних людей к ценностям других (воспитательная и самовоспитательная функции); является средством формирования личностных новообразований (убеждений, идеалов, мотивов) и норм
поведения, формирует духовную сферу личности; дает личности обработанную, организованную, скрепленную художественной <...>
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ_ПРЕДПОСЫЛКИ__ФОРМИРОВАНИЯ_НАВЫКОВ_ХУДОЖЕСТВЕННОГО_ОБЩЕНИЯ_В_МЛАДШЕМ_ШКОЛЬНОМ_ВОЗРАСТЕ.pdf
Бреусова Т.А., Оренбург, ОГПУ
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ
ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКОВ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ОБЩЕНИЯ
В МЛАДШЕМ ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ
Проблема художественного общения в научной литературе исследуется
в рамках теории общения, поскольку само общение является многоплановым
процессом развития контактов между людьми, порождаемым потребностями
совместной деятельности. В наши дни общение стало предметом
изучения целой группы наук - философии, общей и социальной
психологии, социологии, педагогики, этнографии, этики и эстетики, лингвистики
и семиотики, теории культуры и теории информации. Всесторонне
исследуются содержание, средства, виды, формы общения, методы его
изучения. Наименее исследованной проблема общения считается в педагогике.
Общение в философской литературе обычно рассматривается как процесс
взаимосвязи и взаимодействия групп и личностей, в котором происходит
обмен деятельностью, информацией, опытом, способностями, умениями
и навыками. Наличием активной обратной связи (взаимодействие
субъектов) общение отличается от коммуникации, где субъект воздействует
на объект, не получая непосредственно ответной реакции.
Одной из специфических форм человеческого общения является художественное
общение, которое в широком смысле трактуется как опосредованный
процесс взаимосвязи и взаимодействия автора художественного
произведения и зрителя (Ю.Борев), как деятельность особого рода
(М.С.Каган), выполняющая ряд функций: художественное общение является
фактором социализации личности и утверждения ее самоценности;
средством «обработки людей людьми»; формирует личность во всем богатстве
ее способностей, потребностей, ориентаций ее сознания и самосознания
путем приобщения одних людей к ценностям других (воспитательная
и самовоспитательная функции); является средством формирования
личностных новообразований (убеждений, идеалов, мотивов) и норм
поведения, формирует духовную сферу личности; дает личности обработанную,
организованную, скрепленную художественной концепцией информацию
о мире, дает художественно-эстетическую картину мира.
В художественном общении, объектом которого выступает изобразительное
искусство, происходит общение с иллюзорным партнером, роль
которого выполняет произведение искусства, либо с квазисубъектом (автором
произведения).
Художественное общение – деятельность особого рода по осуществлению
эмоционально-интеллектуальной связи художника и зрителя через
опосредствующее звено - художественное произведение, несущее в себе
жизненный и художественный опыт автора, информацию о его художе
Стр.1