Т.А.Бреусова
ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ДЕТСКОМ САДУ
И НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Оренбург
Издательство ОГПУ
2010
Рецензенты: <...> Данное пособие предназначено для
студентов педагогических учебных заведений, учителей начальных классов,
учителей изобразительного искусства, работников дошкольных образовательных учреждений и руководителей Изостудий. <...> Известно, что ребенок создаёт при помощи изобразительных средств
нечто, что позволяет определить его отношение к окружающему миру: природе, людям, самому себе. <...> Изобразительная деятельность – это своеобразный клич к познанию мира, а средства изображения – средства познания,
картины жизни, отраженные детским сознанием и воплощенные в рисунке –
это своеобразный поиск своего назначения в этой жизни, осознание себя
частицей мира, поиск собственного "я", самоутверждение. <...> Разнообразие
средств и техник изображения помогает ребенку познать окружающее
быстрее и ярче. <...> Использование нетрадиционных способов
изображения в обучении рисованию – показатель обеспечения благоприятной развивающей среды, в условиях перехода к личностно – ориентированной модели организации учебно-воспитательного процесса. <...> Обучение детей нетрадиционным способам рисования практикуется как
в дошкольных образовательных учреждениях, так и в школах. <...> Однако сказывается недостаток методического обеспечения по организации и руководству обучением изображению с помощью нетрадиционных материалов и способов. <...> Пособие предназначено для студентов факультетов Педагогики и методики начального образования и Педагогики и методики дошкольного обучения, для учителей начальных классов, учителей изобразительного искусства,
работников дошкольных образовательных учреждений и руководителей
ИЗО-студий. <...> Пальцевая живопись – создание изображения подушечками пальцев,
ладонью, ребром ладони. <...> Необычная техника рисования подушечками пальцев и ладонью имеет
замечательное преимущество. <...> Во время рисования <...>
_ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫЕ_ТЕХНОЛОГИИ_В_ДЕТСКОМ_САДУ_И_НАЧАЛЬНОЙ_ШКОЛЕ.pdf
Рецензенты:
Т.Г. Русакова, доктор педагогических наук, профессор, зав.кафедрой художественно-эстетического
воспитания ОГПУ
Г.М. Гладышев, кандидат педагогических наук, доцент кафедры экономики
и управления образованием ООИПКРО
Пособие «Изобразительные технологии в детском саду и начальной
школе» призвано помочь педагогу организовать занятие в детском саду, урок
или кружковое занятие в начальной школе по рисованию с использованием нетрадиционных
материалов и техник. В пособии представлен материал по обучению
детей изотехникам, разделенный на два блока: 1 блок –изотехники, используемые
в ДОУ, 2 – в начальной школе. Данное пособие предназначено для
студентов педагогических учебных заведений, учителей начальных классов,
учителей изобразительного искусства, работников дошкольных образовательных
учреждений и руководителей Изостудий.
2
Стр.2
СОДЕРЖАНИЕ
Введение ......................................................................................................
Изобразительные техники для ДОУ..........................................................
Изобразительные техники для начальной школы.....................................
Литература.....................................................................................................
5
7
21
38
3
Стр.3
Введение.
Известно, что ребенок создаёт при помощи изобразительных средств
нечто, что позволяет определить его отношение к окружающему миру: природе,
людям, самому себе. Изобразительная деятельность – это своеобразный
клич к познанию мира, а средства изображения – средства познания,
картины жизни, отраженные детским сознанием и воплощенные в рисунке –
это своеобразный поиск своего назначения в этой жизни, осознание себя
частицей мира, поиск собственного "я", самоутверждение. Разнообразие
средств и техник изображения помогает ребенку познать окружающее
быстрее и ярче.
В изобразительном искусстве под техникой (от греческого technike
– искусная и techne – искусство, мастерство) понимается совокупность
специальных навыков, способов и приёмов, посредством которых исполняется
художественное произведение. Понятию техники в узком смысле слова
обычно соответствует прямой непосредственный результат работы художника
специальным материалом и инструментом, умение использовать художественные
возможности этого материала; в более широком смысле – передачу
вещественности предметов.
Нетрадиционный подход к выполнению изображения развивает творческую
активность ребенка, учит его нестандартно мыслить, дает толчок
интеллектуальному развитию. Использование нетрадиционных способов
изображения в обучении рисованию – показатель обеспечения благоприятной
развивающей среды, в условиях перехода к личностно – ориентированной
модели организации учебно-воспитательного процесса.
Обучение детей нетрадиционным способам рисования практикуется как
в дошкольных образовательных учреждениях, так и в школах. Однако сказывается
недостаток методического обеспечения по организации и руководству
обучением изображению с помощью нетрадиционных материалов и способов.
4
Стр.4