Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634617)
Контекстум
.

Идеи инклюзивной педагогики в свете современных требований к дошкольному, школьному и профессиональному образованию: материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием, 20 февраля 2013 г. (300,00 руб.)

0   0
Первый автор Тимирясов
Авторы Бикеев И.И., Ахметова Д.З., Челнокова Т.А., Паранина Н.А., Морозова И.Г.
ИздательствоПознание
Страниц564
ID208470
АннотацияСборник материалов Всероссийской научно-практической конференции с международным участием «Идеи инклюзивной педагогики в свете современных требований к дошкольному, школьному и профессиональному образованию» содержит статьи авторов, которые размышляют о проблемах инклюзивного образования в России, о технологиях педагогики и психологии инклюзивного образования. В материалах авторов раскрываются теоретические и практические аспекты реализации идей инклюзивной педагогики в системе дошкольного, школьного и профессионального образования, представлен опыт педагогов образовательных учреждений по реализации государственных образовательных стандартов (ФГТ и ФГОС) нового поколения. Статьи сборника публикуются в авторской редакции.
ISBN978-5-8399-0410-1
УДК37
ББК74
Тимирясов, В.Г. Идеи инклюзивной педагогики в свете современных требований к дошкольному, школьному и профессиональному образованию: материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием, 20 февраля 2013 г. / И.И. Бикеев, Д.З. Ахметова, Т.А. Челнокова, Н.А. Паранина, И.Г. Морозова; В.Г. Тимирясов .— Казань : Познание, 2013 .— 564 с. — ISBN 978-5-8399-0410-1 .— URL: https://rucont.ru/efd/208470 (дата обращения: 20.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Министерство образования и науки Республики Татарстан Международная академия наук педагогического образования (МАНПО) Администрация Зеленодольского муниципального района Кафедра теоретической и инклюзивной педагогики Института экономики, управления и права (г. Казань) ИДЕИ ИНКЛЮЗИВНОЙ ПЕДАГОГИКИ В СВЕТЕ СОВРЕМЕННЫХ ТРЕБОВАНИЙ К ДОШКОЛЬНОМУ, ШКОЛЬНОМУ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОМУ ОБРАЗОВАНИЮ Материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием 20 февраля 2013 г. Казань–Зеленодольск Казань Познание 2013 УДК 37 ББК 74 И29 Печатается по решению Ученого совета и редакционно-издательского совета Института экономики, управления и права (г. Казань) Редакционная коллегия: ректор Института экономики, управления и права (г. Казань), д-р экон. наук, профессор В.Г. Тимирясов; первый проректор, проректор по научной работе ИЭУП (г. Казань), д-р юрид. наук, профессор И.И. Бикеев; проректор ИЭУП (г. Казань), директор Института дистанционного обучения, зав. кафедрой теоретической и инклюзивной педагогики, д-р пед. наук, профессор Д.З. Ахметова; зам. директора по научной работе, декан психологического факультета ИЭУП (г. Зеленодольск) Т.А. Челнокова; зам. зав. кафедрой теоретической и инклюзивной педагогики (г. Казань) Н.А. Паранина; зам. директора по международной деятельности Института дистанционного обучения (г. Казань) И.Г. Морозова И29 Идеи инклюзивной педагогики в свете современных требований к дошкольному, школьному и профессиональному образованию: материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием, 20 февраля 2013 г. – Казань: Изд-во «Познание» Института экономики, управления и права, 2013. <...> ISBN 978-5-8399-0414-9 Сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции с международным участием «Идеи инклюзивной педагогики в свете современных требований к дошкольному, школьному и профессиональному образованию» содержит статьи авторов, которые размышляют <...>
Идеи_инклюзивной_педагогики_в_свете_современных_требований_к_дошкольному,_школьному_и_профессиональному_образованию_материалы_Всероссийской_научно-практической_конференции_с_международным_участием,_20_февраля_2013_г..pdf
Министерство образования и науки Республики Татарстан Международная академия наук педагогического образования (МАНПО) Администрация Зеленодольского муниципального района Кафедра теоретической и инклюзивной педагогики Института экономики, управления и права (г. Казань) ИДЕИ ИНКЛЮЗИВНОЙ ПЕДАГОГИКИ В СВЕТЕ СОВРЕМЕННЫХ ТРЕБОВАНИЙ К ДОШКОЛЬНОМУ, ШКОЛЬНОМУ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОМУ ОБРАЗОВАНИЮ Материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием 20 февраля 2013 г. Казань–Зеленодольск Казань Познание 2013
Стр.1
УДК 37 ББК 74 И29 Печатается по решению Ученого совета и редакционно-издательского совета Института экономики, управления и права (г. Казань) Редакционная коллегия: ректор Института экономики, управления и права (г. Казань), д-р экон. наук, профессор В.Г. Тимирясов; первый проректор, проректор по научной работе ИЭУП (г. Казань), д-р юрид. наук, профессор И.И. Бикеев; проректор ИЭУП (г. Казань), директор Института дистанционного обучения, зав. кафедрой теоретической и инклюзивной педагогики, д-р пед. наук, профессор Д.З. Ахметова; зам. директора по научной работе, декан психологического факультета ИЭУП (г. Зеленодольск) Т.А. Челнокова; зам. зав. кафедрой теоретической и инклюзивной педагогики (г. Казань) Н.А. Паранина; зам. директора по международной деятельности Института дистанционного обучения (г. Казань) И.Г. Морозова И29 Идеи инклюзивной педагогики в свете современных требований к дошкольному, школьному и профессиональному образованию: материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием, 20 февраля 2013 г. – Казань: Изд-во «Познание» Института экономики, управления и права, 2013. – 564 с. ISBN 978-5-8399-0414-9 Сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции с международным участием «Идеи инклюзивной педагогики в свете современных требований к дошкольному, школьному и профессиональному образованию» содержит статьи авторов, которые размышляют о проблемах инклюзивного образования в России, о технологиях педагогики и психологии инклюзивного образования. В материалах авторов раскрываются теоретические и практические аспекты реализации идей инклюзивной педагогики в системе дошкольного, школьного и профессионального образования, представлен опыт педагогов образовательных учреждений по реализации государственных образовательных стандартов (ФГТ и ФГОС) нового поколения. Статьи сборника публикуются в авторской редакции. УДК 37 ББК 74 ISBN 978-5-8399-0414-9 © Институт экономики, управления и права (г. Казань), 2013 © Авторы статей, 2013
Стр.2
Обращение министра образования и науки Республики Татарстан Энгеля Наваповича Фаттахова Инклюзивное образование в РТ: состояние и перспективы Уважаемые участники конференции! Коллеги! Я рад предоставленной возможности открыть конференцию, в организации которой принимали участие многие структуры. Эта конференция является для нас весьма значимой, поскольку она посвящена одной из актуальнейших проблем образования, проблемам инклюзивного образования. Идея инклюзивного обучения родилась из насущной потребности обеспечить возможность детям с проблемами в развитии интегрироваться в социум. Инклюзивное образование в эпоху информационного общества – это, действительно, реальный путь в будущее, где смогут учиться все, всегда, всю жизнь, для себя и для общества, создавать на основе знаний новое качество жизни людей планеты. Уверен, эту позицию теперь никто не оспаривает. Сфера образования Республики Татарстан делает первые шаги в области инклюзии – включенного обучения, и пока говорить об успехах преждевременно. Как и все новое, инклюзивное обучение в нашей республике имеет объективные и субъективные сложности. К примеру, в наших специальных школах для детей с ограниченными возможностями здоровья учащимся создают условия для наиболее оптимального психического развития с учетом их потенциальных возможностей. Но, обучаясь в специальной школе, дети после ее окончания обнаруживают острую социальную неприспособленность. Попытка преодолеть эту неприспособленность вызвала к жизни новую – инклюзивную форму обучения. Эти сложности создают сходные барьеры для реализации инклюзивного образования и в Татарстане, и в России, да и за рубежом. Стартовые сложности инклюзивного обучения в Татарстане, например, обусловлены тем, что инклюзия у нас не обеспечена законодательной базой, поскольку пока ещё отсутствует нормативная база в Законе Республики Татарстан «Об образовании» – нормативная база о специальном (инклюзивном) образовании. Нам это предстоит проработать при подготовке нового закона на основе недавно принятого федерального закона «Об образовании в Российской Федерации». Инклюзивное обучение требует также обеспечения профессионально грамотными специалистами – дефектологами, способными успешно вести совместный процесс обучения с нормально развивающимися детьми и детьми, отстающими в развитии. Таких специалистов у нас очень мало, а это вызывает опасность игнорирования особых образовательных потребностей детей, обучение которых может сводиться к их формальной инклюзии в структуру массовой школы. В целом мы поддерживаем Саламанкскую (Саламанкская декларация о принципах, политике и практической деятельности в сфере образования лиц с особыми потребностями – Саламанка, Испания, 7-10 июня 1994 г.) декларацию. В модернизации образовательной системы нами обязательно будут предприняты меры по реализации инклюзивного образования. Для этого мы разработали Стратегию действий в интересах детей на 2013-2017 гг., включающий отдельный раздел, предусматривающий развитие инклюзивного образования в Республике Татарстан. И уже с 2013 г., надеемся, будут выделены дополнительные финансы инклюзивным школам для вспомогательных 3
Стр.3
СОДЕРЖАНИЕ Вступительное слово министра образования и науки Республики Татарстан Фаттахова Э.Н. Инклюзивное образование в РТ: состояние и перспективы………………………………………………………………………………..3 Раздел 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В СВЕТЕ СОВРЕМЕННЫХ ТРЕБОВАНИЙ К ДОШКОЛЬНОМУ, ШКОЛЬНОМУ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОМУ ОБРАЗОВАНИЮ……………………..………………………………………………… .8 Ахметова Д.З. Идеи инклюзивной педагогики в свете современных требований к дошкольному, школьному и профессиональному образованию…………………........ 8 Нигматов З.Г. Инклюзивная педагогика – гуманная педагогика……………………..15 Морозова И.Г. Зарубежный опыт инклюзивного образования………………………..23 Ратнер Ф.Л. Пути решения проблем инклюзивного образования за рубежом (на примере Международного мюнхенского центра реабилитации развития)……………28 Dattke Joachim. Doing inclusion – inklusion in einer nicht inklusiven gesellschaft……...33 Слепова Н.Ю. Штайнер – педагогика как технология инклюзивного образования……………………………………………………………………………… ..40 Челнокова Т.А. Технологии инклюзивного обучения в системе общего образования…………………………………………………………………………….….43 45 Камашева Ю.Л., Иванова Э.Р. Проблемы реализации федеральных государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования……………………………………………………………………………..…47 Скобельцына Е.Г. Основные направления развития системы повышения квалификации работников образования Республики Татарстан в условиях введения Федеральных государственных образовательных стандартов……………………..…..52 Раздел 2. ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РЕАЛИЗАЦИИ ИДЕЙ ИНКЛЮЗИВНОЙ ПЕДАГОГИКИ В СИСТЕМЕ ДОШКОЛЬНОГО, ШКОЛЬНОГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ………….………55 Абсалямова И.Х., Салихова С.М. Инклюзив белем бирүдə педагогик (традицион, интерактив, инновацион) технологиялəр...........................................................................55 Агапова И.Ю. Особенности обучения детей с ЗПР в массовой школе…………….…56 550
Стр.550
Александрова Л.З., Нуриева Г.Ф. Дистанционное обучение английскому языку в инклюзивной образовательной среде……………………………………………..…..60 Антонова О.А. Специфика применения методов активного социальнопсихологического обучения в условиях детского дома……………………………..….61 Ахметова Д.З., Морозова И.Г., Зайнуллин А.Ф., Alastair Creelman. Фасилитация как один из методов реализации инклюзивного подхода при online обучении……….66 Akhmetova Daniya Z., Morozova Ilona G., Zaynullin Aydar F., Alastair Creelman Facilitation as a method for a more inclusive approach to online learning………….……..74 Батталова Р.Г. Система работы с одаренными детьми на уроках татарского языка и литературы и во внеурочное время……………………………………………………81 Белялова А.Г. Методические рекомендации дистанционного обучения для обучаемых по физике………………………………………………………….…...…82 Биктагирова И.Е. Инклюзивное образование – быть или не быть?.............................90 Бородина Л.А. Инновационные технологии в работе с детьми с задержкой психического развития в условиях логопедической группы……………….………..…90 Букарова Ю.В. Использование проектно-исследовательской деятельности в формировании у дошкольников бережного отношения к энергоресурсам……………92 Валиева М.Н. Мəгариф өлкəсендəге социаль нормалар һəм дөнья стандартлары......94 Васильева Т.Н. Изучение родительских установок по отношению к детям с задержкой психического развития……………………………………………………….96 Вафина Л.М. Методы и технологии преподавания татарского языка детям с ограниченными возможностями здоровья………………………………….……….…..98 Газимзянова Г.Г. Дистанционное обучение детей с ограниченными возможностями здоровья………………………………………………………………..101 Гайнутдинова Н.М. Инклюзивная педагогика……………………………………..…103 Галиуллина А.А., Климанова Н.Г. Синдром дефицита внимания с гиперактивностью у дошкольников: диагностика и коррекция…………………….106 Галяутдинова Л.Р. Совершенствование педагогической подготовки специалистов в контексте инклюзивного образования……………………………………………..…111 Гарипова Г.Г. Методические рекомендации к реализации гуманитарного подхода в системе профессионального образования………………………………..………..…113 551
Стр.551
Гатауллина Р.Ф. Подготовка студентов к работе в учреждениях инклюзивного образования в процессе производственной практики……………………………....…115 Гиламова Т.Г. Применение ИКТ на уроках английского языка с целью повышения эффективности инклюзивного образования и создания доступной образовательной среды для учащихся…………………………………………………………………..…117 Гималетдинова М.Ф. Развитие системы дополнительного образования детей и взрослых «Не прозевать талант!»…………………………………….…………………118 Гиниятова Г.К. Дистанционное обучение и его возможности в реализации идей инклюзивного образования………………………..…………………………………….123 Gorynina Vera, Catelijne Verschuren. Psychological and educational support of self-consciousness formation of teenagers with special needs in inclusive education....125 Григорьева О.В. Вопросы инклюзивного образования в России……………………130 Гумирова Г.Ф. Инклюзивное образование как путь интеграции лиц с ограниченными возможностями в общество…………………………………………134 Гурьянова И.И. Формы и методы физического развития детей в дошкольном учреждении………………………………….……………………………………………137 Гусева Н.А., Челнокова Т.А. Художественно-эстетическое развитие детей и подростков в свете федеральных требований к учреждениям образования…………………….……………………………………………………..….138 Добронравова О.В. Организация инклюзивного образования в условиях образовательного учреждения……………………………………………………...141 Дорофеева Н.К. Проблемы подготовки педагогических кадров для инклюзивного образования…………………………………… …………………………………………144 Дудина Н.В. Инклюзивное образование: за и против………………… ..……………146 Дудырева Л.Е., Вербицкая И.А., Григорьева О.В. Особенности инклюзивного образования в начальной школе………………………………………………………..149 Загитов Р.Р. Воспитание общественной активности в колледже в ракурсе инклюзивного образования……….………………………………………………...…..153 Залялиев Р.Ю. Инклюзивное образование в вечерней школе………………….....…155 Замалетдинова Н.Ш. Формирование культуры здоровья студентов в системе дистанционного обучения………………………………….…………..……………..…157 552
Стр.552
Зарипова Р.И. Проблемы инклюзивного образования в гимназии №5 г. Зеленодольска……………………………………………………………………………160 Зиннатуллина Г.Д. Инклюзивное образование как путь развития и гуманизации общества………………………………………….………………………………………162 Ибрагимова Р.Г. Возможности внедрения инклюзивного образования в педагогическом колледже……….………………………………………………………165 Игнатьев А.Е. Профилактика речевых нарушений…………………………………...167 Ignatyev A. Prevention of Speech Impediments………………………….………………170 Идрисова А.Н. Совершенствование условий и механизмов обучения детей с особыми образовательными потребностями в формате инклюзивного образования………………………………………………………………………….……172 Исламова Р.А. Коррекция личностных качеств подростков, относящихся к «группе риска», с помощью арт-терапии………………………..……………………175 Исмагилова Э.Ф. Психолого-педагогические условия совершенствования форм и методов оценивания учебных достижений в инклюзивном образовании……….…177 Канева К.Р. К вопросу об использовании инклюзивного образования в ДОУ…..…180 Кибец В.В. Дополнительное образование в лицее……………...……………………..182 Конюхова С.Г. Дети с нарушением зрения в инклюзивном подходе………………..184 Кочергин А.А., Кочергина К.А. Об идее инклюзивного обучения детей с ограниченными возможностями здоровья по слуху………………………………..…185 Кропачева Н.Н. Дети с ограниченными возможностями здоровья в условиях ДОУ……………………………………………………………………………………….188 Кузнецова Т.А. Инклюзивное образование в ДОУ общеразвивающего типа………190 Кузьмичева К.Г. Творчество как метод социализации детей с ограничениями здоровья………………………………………………………………………………….194 Лавонина С.С. Особенности учебного процесса для детей с функциональными нарушениями зрения……………………………………………………………………..196 Лазарева Н.С., Валеева Р.А. Актуальные проблемы дополнительного образования взрослых, основные направления деятельности……………………………………….199 Ломтева О.А. Проблемы внедрения инклюзивного образования в общеобразовательной школе на современном этапе………………………………..…202 553
Стр.553
Lopesh Pedro. Quando cheguei Na Russia………………………………………………203 Магнуссон М., Игнатьев А.Е. Размышления на тему «Патологии Речи и Языка/Логопедия»……………………………………………………………………….204 Magnus Magnusson, Ignatyev Artem. Some reflections on Speech and Language Pathology/Logopedics…………………………………………………………………….206 Макарова Л.А. Инклюзивное воспитание и образование в ДОУ……………………208 Масленкова Л.М., Мухаметшина Л.А. Создание условий для формирования социально успешной личности детей с ограниченными возможностями здоровья…………………………………………………………………………………...211 Миронова Е.И. Педагогические технологии инклюзивного образования в ДОУ…213 Муртазина Л. Г. Из опыта работы с одаренными детьми……………………………217 Наумова Ф.М. Инклюзивное образование в ДОУ…………………………………….219 Нигматуллина Л.А., Хасанова Д.Р. Особенности обучения детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательной школе……..….221 Низамова Х.М. Идея инклюзивного образования……….……………………………225 Никитина М.Д., Карина Г.К. Проблемы и перспективы инклюзивного воспитания в Центре детского творчества………………………….………………….227 Новикова Н.В. Приемы активизации речи у дошкольников с задержкой психоречевого развития……………………………………………………………………..…229 Новикова Н.Н., Фатхутдинова Л.Р. Создание условий для развития навыков общения у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития………………………………………………………………………………….233 Насырова О.В. Организация условий образовательного процесса при работе с детьми, требующими индивидуального подхода………………...…………………...236 Носкова А.И., Арзютова О.Н. Художественно-эстетическое воспитание детей с ограниченными возможностями в дополнительном образовании………………...239 Папенкова У.В. Права детей-инвалидов на общедоступное дошкольное образование…………………………………………………………………………….…241 Паранина Н.А. Потенциал медиаобразования в развитии медиакультуры у лиц с особыми образовательными потребностями…………………………………………..242 Платонова Т.Е. Современный этап развития инклюзивного образования в России, его особенности………………………………………………………………246 554
Стр.554
Полосухина А.Е. Инновационные формы работы с родителями в группе для детей с задержкой психо-речевого развития…………………………………………………250 Ракеева Т.Р. Особенности инклюзивного образования в условиях школы-интерната 6 вида……………………………………………………………………………………253 Расулова И.Р., Майорова Т.А. Проблемы инклюзивного (интегрированного) обучения детей с ограниченными возможностями здоровья: социальнопсихологические аспекты………………………………………………………………257 Рахимова Р.Ф., Козина О.В. Применение принципов инклюзивного обучения в работе педагогов английского языка в системе дополнительного образования……261 Ращепкина Ю.Н. Педагогическое сопровождение детей с задержкой психического развития в детском саду комбинированного вида………………………………….…262 Репина А.Г. Развитие инклюзивного образования в Краснодарском крае…………264 Романова А.А. Инклюзивное образование детей с ограниченными возможностями средствами детского театра моды……………………………………………………………266 Саглам Ф.А. Потенциал эстетического воспитания в коррекции нарушений эмоциональной сферы дошкольников с отклонениями в развитии…………………269 Садриева Д.С. Вместе со всеми… (Роль педагогического коллектива в развитии инклюзивного образования)…………………………………………………………….272 Сайфутдинова Л.Д. Дети учатся друг у друга……………………………………….274 Салеева О.Б. Развитие речи детей после кохлеарной имплантации……………..…277 Саттарова Г.Р. Инклюзивное образование как путь развития и гуманизации общества…………………………………………………………………………………280 Сафина Г.Ф. Психологические особенности инклюзивного обучения……………285 Сахапова Э.Г. Интерактивные технологии в инклюзивном образовании…………2987 Седова Ю.Ф. Работа над произносительной стороной речи дошкольников с нарушенным слухом с использованием фонетической ритмики…………………..…289 Серякова Н.Н. Дистанционное обучение детей с ограниченными возможностями здоровья………………………………………………………………………………..…291 Сибгатуллина Э.Р. Социальные психолого-педагогические технологии реабилитации детей с ограниченными возможностями раннего возраста…………294 555
Стр.555
Сигал Н.Г. Инклюзивное образование детей с ограниченными возможностями здоровья: зарубежный опыт……………………………………………………………..296 Скоробогатова А.И., Ванюхина Н.В. Использование изобразительной деятельности в инклюзивном образовании детей с ДЦП………………………………………..……301 Cпирина Т.А. К вопросу об инклюзивном образовании……………………………..302 Столярова Л.С. Дистанционное обучение и его возможности в реализации идей инклюзивного образования……………………………………………………………...304 Сычёва Е.В. Инклюзивное обучение средствами музейной педагогики в системе дополнительного образования на примере центра детского творчества…………..…307 Талипова О.А. История развития психологической помощи детям с задержкой психического развития…………………………………………………………………..309 Тимергалиева Ф.Ф. Коммуникативный подход в обучении как форма личностного развития учащихся……………………………………………………………………….311 Тимуршина Р.Г. Премудрость инклюзивного обучения…………………………..…313 Тухватуллина Р.А. Идеи инклюзивной педагогики в свете современных требований к дополнительному образованию (дошкольное образование)……………………..…315 Федотова Г.Р. Развитие связной речи в условиях инклюзивного образования…….316 Фесенко И.В., Кузнецова М.В. Первые шаги центра детского творчества г. Зеленодольска к реализации инклюзивного образования……………………………..321 Филлипова Н.Г. Из опыта работы по «адаптации особенного ребёнка в ДОУ общеразвивающего вида»……………………………………………………………….323 Фролова О.В. Принципы инклюзивного образования и задачи учителя общеобразовательной школы с точки зрения инклюзии………………………….….324 Хамадеева Р.Х., Большакова Н.Л. Реализация инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями………………………………………………….…327 Ханипова Л.Р. Актуальные проблемы инклюзивного образования в России………331 Харисова Н.Ф. Инклюзивное образование: предпосылки и барьеры……………….334 Хасанова Г.М. Логопедические технологии в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья в реализации идей инклюзивного образования……….….336 Хисамутдинова Л.Х. Особенности организации работы с детьми с отклонениями в физическом развитии………………………………………………………………….338 556
Стр.556
Хурматуллина Л.И. Развитие инклюзивного образования в России и мире………340 Цивильская Е.А. Особенности пространственного мышления у детей младшего школьного возраста с ДЦП………………………………………………………… …343 Чернова Н.Н. Работа с матерями детей-инвалидов…………………………………346 Чугунова С.А .Дистанционное обучение как средство адаптации к жизни детейинвалидов……………………………………………………………………………… 348 Шакирова Г.Ф. Семья как фактор социальной адаптации детей с особенностями в развитии………………………………………………………………………………… 350 Шулаева Л.И. К вопросу о формировании и реализации инклюзивного образования детей……………………………………………………………………………………. .353 Шулаева М.В. Проблемы включения людей с ограничениями жизнедеятельности в общеобразовательную среду………………………………………………………..… 357 Юсупова Г.В. Эмоциональная компетентность субъектов образовательного процесса в условиях инклюзии…………………………………………………………………… 359 Ярмакеева С.А. Организационно-педагогические условия реализации идей инклюзивной педагогики в учреждении дополнительного образования………… …361 Якимова Е.В. Инклюзивное образование в ДОУ…………………………………… 364 Раздел 3. ОПЫТ ПЕДАГОГОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ ФГТ И ФГОС……………..…………………………………………367 Абаева Л.Г. Плюсы и минусы применения ИКТ при изучении биологии в средней школе в условиях перехода к ФГОС нового поколения………………………………367 Абдуллина Р.Д. Преподавание географии в условиях внедрения ФГОС в средней школе………………………………………………………………………………….…372 Алексеева Н.П. Проблемы реализации ФГОС в системе среднего и высшего профессионального образования………………………………………………………373 Аникина Ю.А. Дыхание, музыкотерапия как эффективный метод оздоровления дошкольников в соответствии с федеральными государственными требованиями к основной общеобразовательной программе……………………………………………376 Афанасьева Л.А. Интерактивные методы обучения в преподавании бухгалтерского учета……………………………………………………………………………………....379 557
Стр.557
Ахметшина Э.Н. Особенности формирования профессионального самосознания слушателей факультета переподготовки педагогов-психологов…………………. …381 Белобородова Е.В. Дидактическая игра как форма обучения дошкольников………383 Биктимирова Ф.М. Преподавание биологии в условиях ФГОС…………………….384 Варисова Й.Х. Особенности организации воспитательного процесса в условиях малокомплектного детского сада………………………………………………… ……387 Галимова Р.З. Развитие личности начинающих музыкантов через овладение музыкально-исполнительской деятельностью в системе дополнительного образования………………………………………………………………………………390 Гареев К.Х. Показатели качества образовательной услуги……………………… ….391 Герасимова Т.В. О профессиональной этике преподавателя высшей школы………394 Гусарова Л.В. Практикоориентированный подход в профессиональном обучении как залог стратегического и инновационного развития экономики………………………396 Дементьева Л.В. Качество образования и внедрение системы зачетных единиц. …399 Донченко Е.Н. Нравственное воспитание на уроках литературы в начальной школе…………………………………………………………………………………… .401 Ермилова Т.Б. Роль предмета «основы религиозных культур и светской этики» в духовно-нравственном развитии и воспитании учащихся на ступени начального общего образования в условиях внедрения ФГОС…………………………………. . .403 Закирова А.А. Заманча белеем бирү шартларында инновацион эшчəнлек…………405 Закирова Л.В. Инновационная деятельность в условиях современного образовательного процесса…………………………………………………………..….409 Зубарева Г. Я. Системно-деятельностный подход как необходимое условие перехода к новой системе работы……………………………………………………….412 Имамеева Ф.Р. Особенности организации математического образования в период перехода к новым образовательным стандартам………………………………………413 Кадырова Х.Р. Модернизационные процессы в системе профессионального образования современной России………………………………………………………414 Карамутдинова Г.Г. Внеурочная деятельность в рамках реализации ФГОС общего образования……………………………………………………………………………….416 Карасева Л.В. Развитие речи дошкольников при подготовке к школе……………...419 558
Стр.558
Каримова Ф.Г. Школьный музей как центр поликультурного образования и музейно-педагогической работы……………………………………………………..420 Кириченко Ю.А. Технология модульного обучения………………………………422 Ключникова Л.Ф. Менеджер образования в системе высшего образования………426 Коровникова Г.А. Развивающая игра как средство формирования представлений об окружающем мире у детей раннего возраста…………………………………………429 Косова Е.В. Средства формирования универсальных учебных действий учащихся 5-6 классов на уроках русского языка в условиях перехода к ФГОС………………431 Кочнева Д.В. Сказка как средство воспитания и развития личности (методические рекомендации на примере сказки Л. Филатова «Про Федота – стрельца, удалого молодца»)…………………………………………………………………………………435 Кудрявцева С.Ю., Галанина О.А. Организация внеурочной деятельности обучающихся с учетом требований федеральных государственных образовательных стандартов основного общего образования в условиях лицея………………………437 Кутурмина Е.В. Методика экологического воспитания в работе с дошкольниками…………………………………………………………………………438 Любавина Л.Н. Деятельностный подход к организации обучения и воспитания как условие развития творческого потенциала учителя и обучающихся………………440 Маргитич М.П. Разбор и обсуждение конкретного материала как метод активного обучения…………………………………………………………………442 Мороз М.А. Учет специфики педагогической деятельности при определении критериев уровня сформированности искусствоведческой компетентности будущих учителей музыки в процессе полихудожественного образования…………………443 Мохначева А.С. По ту сторону экрана………………………………………………449 Мусина Г.Ш. Формирование универсальных учебных действий на уроках татарского языка и литературного чтения…………………………………………………………450 Нигматуллина А.А. Особенности внедрения ФГОС на уроках татарского языка в средней школе……………………………………………………………………………453 Нигматуллина Л.А. Особенности формирования коммуникативной культуры в условиях перехода средней профессиональной школы к ФГОС……………………455 Огнев А.В. Особенности профессионального самоопределения современных старшеклассников………………………………………………………………………458 559
Стр.559
Оченева А.А. Инновационные технологии обучения дошкольников……….……460 Папенкова У.В. Пути и средства воспитания дружеских взаимоотношений у детей дошкольного возраста……………………………………………………………………462 Рубцова Г.А. Формирование общих компетенций при изучении дисциплины «Физика»…………………………………………………………………………………463 Сабирянова Ю.Ю. Информационно-коммуникационные технологии в структуре общих компетенций выпускника специальности 080114 «Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)»………………………………………………………………………466 Салмина Е.Г. Технология обучения в сотрудничестве………………………………469 Семенова М.Б. Проблемы реализации ФГОС в системе СПО…………………….471 Симанова Н.В. Экологическое образование детей дошкольного возраста………475 Соловьева Т.В. Компетентностный подход к школьному образованию……………476 Софинская О.А. Опыт организации изучения естественнонаучных дисциплин студентами колледжа гуманитарного направления……………………………………478 Сумарокова Ю.Б., Лещенко И.А. Внедрение в образовательный процесс информационно-коммуникационных технологий при реализации ФГОС третьего поколения…………………………………………………………………………………482 Толкушкина О.И. Проблемы компетентностного подхода к подготовке специалистов при внедрении и реализации ФГОС СПО в профессиональном колледже………………………………………………………………………………….487 Троцюк О.Г. Использование современных информационных и коммуникационных технологий в образовательном процессе…………………………………………….489 Тяпкова И.Н. Деятельностный подход в преподавании химии в условиях перехода к новым образовательным стандартам…………………………………………………491 Хайбуллина Л.Н. Проблемы преемственности при переходе учащихся из начальной школы в среднее звено…………………………………………………………………493 Халиуллина Г.А. Татар теле һəм əдəбияты дəреслəрендə информационкоммуникатив технологиялəр куллануның өстенлеклəре............................................495 Хамидуллина А.Ф. Практико-ориентированная составляющая при подготовке специалистов индустрии гостеприимства, сервиса и услуг в рамках реализации ФГОС третьего поколения………………………………………………………………499 560
Стр.560
Хамидуллина Р.С. Роль уроков татарского языка и литературы в личностном развитии младшего школьника…………………………………………………………501 Хасанова Ф.К. Методы воспитания трудолюбия у дошкольников…………………503 Хисамова З.Ф. Особенности музыкального воспитания младших школьников……504 Чапаева Л.В. Метод проектов как средство реализации ФГОС в обучении предмету «Технология»……………………………………………………………………………506 Чибинова Н.Ш. Профессиональный рост педагога в условиях ФГОС……………509 Шагиахметова А.Р. Поиск путей эффективного метода обучения письму………510 Шарапова Г.Г. Модульно-компетентностный подход в условиях реализации ФГОС третьего поколения………………………………………………………………………512 Шибалова И.В. Речевая культура диалога педагога с родителями дошкольника из материалов педсовета…………………………………………………………………514 Шуленкова М.А. Организация воспитательной деятельности будущего специалиста в рамках реализации ФГОС в профессиональном образовательном учреждении….516 Шафигуллина Л.Р. Проблема интеграции гендерного подхода в преподавании дисциплины «История»………………………………………………………………….519 Шевнина Т.Н. Дидактическая игра как средство обучения дошкольников………523 Якупова Р.М. Дəрестəн тыш эшлəрдə проектлар методын куллану...........................524 Ярмакеев Б.И. Подготовка педагога дополнительного образования к проектированию образовательных программ на компетентностной основе………...527 АВТОРЫ…………………………………………………………………………………531 561
Стр.561