Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634932)
Контекстум
Руконтекст антиплагиат система

Педагогика и психология инклюзивного образования: учебное пособие (300,00 руб.)

0   0
Авторы Ахметовой Д.З.
ИздательствоПознание
Страниц204
ID208423
АннотацияУчебное пособие содержит основные понятия и категории педагогики и психологии инк- люзивного образования, теоретические основы инклюзивного образования, представляет техноло- гии, применяемые в общем и инклюзивном образовании. Предназначено для бакалавров, магистрантов, аспирантов, обучающихся по специально- стям 050100 – Педагогическое образование, 050400 – Психолого-педагогическое образование, для преподавателей и всех интересующихся инклюзивным образованием. Авторский коллектив будет благодарен за конструктивные предложения по улучшению пособия и представленные дополнительные материалы, которые будут включены в последующее переработанное и дополненное издание.
УДК37:159.9(075.8)
ББК74.48.73
Педагогика и психология инклюзивного образования: учебное пособие / ред. Д.З. Ахметовой .— Казань : Познание, 2013 .— 204 с. — URL: https://rucont.ru/efd/208423 (дата обращения: 28.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Институт экономики, управления и права (г. Казань) _______________________________________________________________________ Кафедра теоретической и инклюзивной педагогики ПЕДАГОГИКА И ПСИХОЛОГИЯ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Учебное пособие Под редакцией доктора педагогических наук, профессора Д.З. Ахметовой Казань Познание 2013 УДК 37:159.9(075.8) ББК 74.48.73 П24 Печатается по решению Ученого совета и редакционно-издательского совета Института экономики, управления и права (г. Казань) Руководитель авторского коллектива по подготовке учебника д-р пед. наук, проф. <...> 4 (§ 7) – ассистент А.Е. Игнатьев П24 Педагогика и психология инклюзивного образования: учебное пособие / <...> Предназначено для бакалавров, магистрантов, аспирантов, обучающихся по специальностям 050100 – Педагогическое образование, 050400 – Психолого-педагогическое образование, для преподавателей и всех интересующихся инклюзивным образованием. <...> На исследование роли образования в данном контексте нацелена инклюзивная педагогика, которая в России еще не достигла своего должного развития. <...> Становление рынка в России обусловило необходимость комплексного реформирования системы образования как единой системы взаимодействия всех ее элементов: дошкольных образовательных учреждений, школ, техникумов и колледжей, вузов и системы послевузовского образования. <...> Новый Закон «Об образовании» достаточно четко обозначил инклюзивное образование как «обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей» (ст. <...> Статья 5 (пункт 5, подпункты 1, 2) конкретизирует требования к органам государственной власти по обучению, воспитанию и социализации лиц, имеющих особые образовательные потребности. <...> Изучение нами документов ООН, ЮНЕСКО и практического опыта стран Европы, где инклюзивное образование достигло высокого уровня, позволило выявить группы лиц, относящихся к инклюзии: это инвалиды, представители <...>
Педагогика_и_психология_инклюзивного_образования_учебное_пособие.pdf
Институт экономики, управления и права (г. Казань) _______________________________________________________________________ Кафедра теоретической и инклюзивной педагогики ПЕДАГОГИКА И ПСИХОЛОГИЯ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Учебное пособие Под редакцией доктора педагогических наук, профессора Д.З. Ахметовой Казань Познание 2013
Стр.1
УДК 37:159.9(075.8) ББК 74.48.73 П24 Печатается по решению Ученого совета и редакционно-издательского совета Института экономики, управления и права (г. Казань) Руководитель авторского коллектива по подготовке учебника д-р пед. наук, проф. Д.З. Ахметова Редакционная коллегия: проф. В.Г. Тимирясов, д-р юрид. наук, проф. И.И. Бикеев, д-р пед. наук, проф. Д.З. Ахметова, д-р пед. наук, проф. З.Г. Нигматов, д-р пед. наук. Т.А. Челнокова, Н.А. Паранина Авторский коллектив: Введение – д-р пед. наук, проф. Д.З. Ахметова; Гл. 1 (§ 1) – д-р филос. наук, канд. культурол. наук, доцент Е.Л. Яковлева; Гл. 1 (§ 2–4), гл. 4 (§ 3, 8) – д-р пед. наук, проф. З.Г. Нигматов; Гл. 2 (§ 1–3), гл. 4 (§ 4) – д-р пед. наук, проф. Д.З. Ахметова; Гл. 2 (§ 1–3), гл. 4 (§ 1) – д-р пед. наук, доцент Т.А. Челнокова; Гл. 2 (§ 4) – ст. преп. И.Г. Морозова; Гл. 2 (§ 5) – ассистент В.С. Горынина; Гл. 3 (§ 1–4), гл. 4 (§ 6) – канд. психол. наук, доцент Г.В. Юсупова; Гл. 3 (§ 5) – канд. психол. наук, ст. преп. Г.Ф. Шакирова; Гл. 4 (§ 2) – ст. преп. А.Ф. Зайнуллин; Гл. 4 (§ 5) – ст. преп. Н.А. Паранина; Гл. 4 (§ 7) – ассистент А.Е. Игнатьев П24 Педагогика и психология инклюзивного образования: учебное пособие / Д.З. Ахметова, З.Г. Нигматов, Т.А. Челнокова, Г.В. Юсупова и др.; под ред. Д.З. Ахметовой. – Казань: Изд-во «Познание» Института экономики, управления и права, 2013. – 204 с. Учебное пособие содержит основные понятия и категории педагогики и психологии инклюзивного образования, теоретические основы инклюзивного образования, представляет технологии, применяемые в общем и инклюзивном образовании. Предназначено для бакалавров, магистрантов, аспирантов, обучающихся по специальностям 050100 – Педагогическое образование, 050400 – Психолого-педагогическое образование, для преподавателей и всех интересующихся инклюзивным образованием. Авторский коллектив будет благодарен за конструктивные предложения по улучшению пособия и представленные дополнительные материалы, которые будут включены в последующее переработанное и дополненное издание. УДК 37:159.9(075.8) ББК 74.48.73 © Институт экономики, управления и права (г. Казань), 2013 © Коллектив авторов, 2013
Стр.2
ВВЕДЕНИЕ Образование выполняет две важнейшие цивилизационные функции развития личности: ее духовное, нравственное, художественное, культурное развитие и ее социализацию, а также экономическую функцию – воспроизводство квалифицированных трудовых ресурсов для общественного производства. Интенсификация процесса получения знаний, требования к качеству и индивидуализации процесса получения образования различными категориями обучающихся вызывают настоятельную необходимость разработки и внедрения широкого комплекса образовательных программ, позволяющих каждому желающему получить именно то образование, в те сроки и в том месте, которые представляются для него наиболее приемлемыми, независимо от пола, возраста, социального происхождения и способностей. На исследование роли образования в данном контексте нацелена инклюзивная педагогика, которая в России еще не достигла своего должного развития. В течение десятилетий общеобразовательные школы, среднее профессиональное образование, вузы и система переподготовки кадров функционировали независимо друг от друга. Становление рынка в России обусловило необходимость комплексного реформирования системы образования как единой системы взаимодействия всех ее элементов: дошкольных образовательных учреждений, школ, техникумов и колледжей, вузов и системы послевузовского образования. Идея реализации непрерывного образования, вызванная необходимостью приспособления человека к новым быстроизменяющимся технологиям, показала несостоятельность прежних систем обучения. Назрела объективная необходимость перехода от «обучения профессии» к «обучению учиться», что требует изменения всех обучающих технологий, перестройки менталитета педагогических работников и обучающихся. Этот переход сегодня затронул системы дошкольного, общего, дополнительного и профессионального образования. Особую актуальность в этом контексте приобретает система повышения квалификации учителей, менеджеров, воспитателей дошкольных образова3
Стр.3
тельных учреждений, профессорско-преподавательского состава и научных работников вузов. Данная проблема стала наиболее актуальной в условиях перехода дошкольных образовательных учреждений к Федеральным государственным требованиям (ФГТ), перехода общеобразовательных учебных заведений к Федеральным образовательным стандартам II поколения, внедрения образовательных стандартов третьего поколения – профессиональной системы подготовки бакалавров и магистров. В то же время надо отметить, что в обществе возрастает понимание значимости человека как наивысшей ценности. Однако в нашей стране деформации переходного периода болью отозвались в наших сердцах. Вот лишь несколько цифр: сегодня более 2 млн детей в нашей стране относятся к категории детей с ограниченными возможностями (8% всей детской популяции). Дети с инвалидностью составляют около 700 тысяч человек. При этом наблюдается ежегодное увеличение численности данной категории детей. В Республике Татарстан проживает около 3 тысяч детей со множественными тяжелыми нарушениями развития, в Казани – до 700 человек. Только в Татарстане проживает более 14 594 детей-инвалидов, из них в семьях – около 93% детей, и эти семьи нуждаются в поддержке. Новый Закон «Об образовании» достаточно четко обозначил инклюзивное образование как «обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей» (ст. 2 пункт 27). Статья 5 (пункт 5, подпункты 1, 2) конкретизирует требования к органам государственной власти по обучению, воспитанию и социализации лиц, имеющих особые образовательные потребности. В настоящее время в нашей стране превалирует трактовка инклюзивного образования только как обучение инвалидов в смешанных или коррекционных группах образовательных учреждений. Изучение нами документов ООН, ЮНЕСКО и практического опыта стран Европы, где инклюзивное образование достигло высокого уровня, позволило выявить группы лиц, относящихся к инклюзии: это инвалиды, представители этнических меньшинств, люди нетрадиционной сексуальной ориентации, лица, содержащиеся в пенитенциарных учреждениях, маргинальные слои общества, в том числе ВИЧ-инфицированные, трудовые мигранты, студенты-иностранцы, люди, оказавшиеся в трудной жизненной ситуации, одаренные личности, лица с различными интеллектуальными и физическими отклонениями и др. 4
Стр.4
Оглавление Введение....................................................................................................................................... 3 Глава 1. Теоретико-методологические и концептуальные основы инклюзивного образования ..................................................................................................... 7 §1. Философские и культурологические аспекты инклюзивного образования..................... 7 §2. Интеграционные процессы как предпосылки и тенденции развития инклюзивного образования....................................................................................................... 18 § 3. Методологические основы инклюзивного образования................................................. 24 § 4. Развитие концепции инклюзивного образования............................................................ 30 § 5. Гуманистическое содержание инклюзивного образования............................................ 39 Глава 2. Педагогика инклюзивного образования ............................................................. 48 § 1. Общие основы педагогики инклюзивного образования ................................................. 48 § 2. Обучение и воспитание в целостном педагогическом процессе в условиях инклюзивного образования ................................................................................... 58 § 3. Профессиональная деятельность и личность педагога инклюзивного образования ... 65 § 4. Зарубежный опыт инклюзивного образования................................................................ 68 § 5. Педагогические условия формирования самосознания подростков с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзивного образования ........ 75 Глава 3. Психология инклюзивного образования............................................................. 82 § 1. Образовательная среда как аспект социально-психологической адаптации детей с особыми возможностями ............................................................................................. 82 § 2. Психологическая типология отклоняющегося развития детей...................................... 86 § 3. Психологическое обследование детей с отклонениями в развитии .............................. 90 § 4. Система психологического сопровождения..................................................................... 99 § 5. Гендерные аспекты инклюзивного образования ........................................................... 105 Глава 4. Технологии в инклюзивном образовании......................................................... 113 § 1. Технологии инклюзивного обучения в системе общего образования......................... 113 § 2. Технология дистанционного и online обучения как инструмент реализации инклюзивного образования..................................................................................................... 132 § 3. Особенности формирования образовательной среды и применения интерактивных технологий («кейс-метод», «портфолио») в инклюзивном обучении..... 137 § 4. Технология фасилитации в системе дистанционного обучения .................................. 150 § 5. Технологии развития медиакультуры в системе непрерывного образования............ 155 § 6. Технология психологического сопровождения ресоциализации, адаптации, коррекции в инклюзивном образовании................................................................................ 168 § 7. Технологии коррекционной работы с детьми с нарушениями в развитии ................. 178 § 8. Специфика подготовки педагогических кадров для инклюзивного образования...... 187 Словарь терминов.................................................................................................................. 196 203
Стр.203

Облако ключевых слов *


* - вычисляется автоматически
Антиплагиат система на базе ИИ