Институт экономики, управления и права (г. Казань)
_______________________________________________________________________
Кафедра теоретической и инклюзивной педагогики
ПЕДАГОГИКА И ПСИХОЛОГИЯ
ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Учебное пособие
Под редакцией
доктора педагогических наук, профессора Д.З. Ахметовой
Казань
Познание
2013
Стр.1
УДК 37:159.9(075.8)
ББК 74.48.73
П24
Печатается по решению Ученого совета и редакционно-издательского совета
Института экономики, управления и права (г. Казань)
Руководитель авторского коллектива
по подготовке учебника
д-р пед. наук, проф. Д.З. Ахметова
Редакционная коллегия:
проф. В.Г. Тимирясов, д-р юрид. наук, проф. И.И. Бикеев,
д-р пед. наук, проф. Д.З. Ахметова, д-р пед. наук, проф. З.Г. Нигматов,
д-р пед. наук. Т.А. Челнокова, Н.А. Паранина
Авторский коллектив:
Введение – д-р пед. наук, проф. Д.З. Ахметова;
Гл. 1 (§ 1) – д-р филос. наук, канд. культурол. наук, доцент Е.Л. Яковлева;
Гл. 1 (§ 2–4), гл. 4 (§ 3, 8) – д-р пед. наук, проф. З.Г. Нигматов;
Гл. 2 (§ 1–3), гл. 4 (§ 4) – д-р пед. наук, проф. Д.З. Ахметова;
Гл. 2 (§ 1–3), гл. 4 (§ 1) – д-р пед. наук, доцент Т.А. Челнокова;
Гл. 2 (§ 4) – ст. преп. И.Г. Морозова;
Гл. 2 (§ 5) – ассистент В.С. Горынина;
Гл. 3 (§ 1–4), гл. 4 (§ 6) – канд. психол. наук, доцент Г.В. Юсупова;
Гл. 3 (§ 5) – канд. психол. наук, ст. преп. Г.Ф. Шакирова;
Гл. 4 (§ 2) – ст. преп. А.Ф. Зайнуллин;
Гл. 4 (§ 5) – ст. преп. Н.А. Паранина;
Гл. 4 (§ 7) – ассистент А.Е. Игнатьев
П24 Педагогика и психология инклюзивного образования: учебное пособие /
Д.З. Ахметова, З.Г. Нигматов, Т.А. Челнокова, Г.В. Юсупова и др.; под ред.
Д.З. Ахметовой. – Казань: Изд-во «Познание» Института экономики, управления и
права, 2013. – 204 с.
Учебное пособие содержит основные понятия и категории педагогики и психологии инклюзивного
образования, теоретические основы инклюзивного образования, представляет технологии,
применяемые в общем и инклюзивном образовании.
Предназначено для бакалавров, магистрантов, аспирантов, обучающихся по специальностям
050100 – Педагогическое образование, 050400 – Психолого-педагогическое образование, для
преподавателей и всех интересующихся инклюзивным образованием.
Авторский коллектив будет благодарен за конструктивные предложения по улучшению
пособия и представленные дополнительные материалы, которые будут включены в последующее
переработанное и дополненное издание.
УДК 37:159.9(075.8)
ББК 74.48.73
© Институт экономики, управления
и права (г. Казань), 2013
© Коллектив авторов, 2013
Стр.2
ВВЕДЕНИЕ
Образование выполняет две важнейшие цивилизационные функции
развития личности: ее духовное, нравственное, художественное, культурное
развитие и ее социализацию, а также экономическую функцию – воспроизводство
квалифицированных трудовых ресурсов для общественного производства.
Интенсификация
процесса получения знаний, требования к качеству и
индивидуализации процесса получения образования различными категориями
обучающихся вызывают настоятельную необходимость разработки и внедрения
широкого комплекса образовательных программ, позволяющих каждому
желающему получить именно то образование, в те сроки и в том месте, которые
представляются для него наиболее приемлемыми, независимо от пола,
возраста, социального происхождения и способностей. На исследование роли
образования в данном контексте нацелена инклюзивная педагогика, которая в
России еще не достигла своего должного развития.
В течение десятилетий общеобразовательные школы, среднее профессиональное
образование, вузы и система переподготовки кадров функционировали
независимо друг от друга. Становление рынка в России обусловило необходимость
комплексного реформирования системы образования как единой
системы взаимодействия всех ее элементов: дошкольных образовательных учреждений,
школ, техникумов и колледжей, вузов и системы послевузовского
образования.
Идея реализации непрерывного образования, вызванная необходимостью
приспособления человека к новым быстроизменяющимся технологиям,
показала несостоятельность прежних систем обучения. Назрела объективная
необходимость перехода от «обучения профессии» к «обучению учиться», что
требует изменения всех обучающих технологий, перестройки менталитета педагогических
работников и обучающихся. Этот переход сегодня затронул системы
дошкольного, общего, дополнительного и профессионального образования.
Особую актуальность в этом контексте приобретает система повышения
квалификации учителей, менеджеров, воспитателей дошкольных образова3
Стр.3
тельных учреждений, профессорско-преподавательского состава и научных
работников вузов.
Данная проблема стала наиболее актуальной в условиях перехода
дошкольных образовательных учреждений к Федеральным государственным
требованиям (ФГТ), перехода общеобразовательных учебных заведений
к Федеральным образовательным стандартам II поколения, внедрения
образовательных стандартов третьего поколения – профессиональной системы
подготовки бакалавров и магистров.
В то же время надо отметить, что в обществе возрастает понимание
значимости человека как наивысшей ценности. Однако в нашей стране деформации
переходного периода болью отозвались в наших сердцах. Вот
лишь несколько цифр: сегодня более 2 млн детей в нашей стране относятся к
категории детей с ограниченными возможностями (8% всей детской популяции).
Дети с инвалидностью составляют около 700 тысяч человек.
При этом наблюдается ежегодное увеличение численности данной категории
детей.
В Республике Татарстан проживает около 3 тысяч детей со множественными
тяжелыми нарушениями развития, в Казани – до 700 человек.
Только в Татарстане проживает более 14 594 детей-инвалидов, из них в
семьях – около 93% детей, и эти семьи нуждаются в поддержке.
Новый Закон «Об образовании» достаточно четко обозначил инклюзивное
образование как «обеспечение равного доступа к образованию для
всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей
и индивидуальных возможностей» (ст. 2 пункт 27).
Статья 5 (пункт 5, подпункты 1, 2) конкретизирует требования к органам
государственной власти по обучению, воспитанию и социализации
лиц, имеющих особые образовательные потребности.
В настоящее время в нашей стране превалирует трактовка инклюзивного
образования только как обучение инвалидов в смешанных или коррекционных
группах образовательных учреждений.
Изучение нами документов ООН, ЮНЕСКО и практического опыта
стран Европы, где инклюзивное образование достигло высокого уровня,
позволило выявить группы лиц, относящихся к инклюзии: это инвалиды,
представители этнических меньшинств, люди нетрадиционной сексуальной
ориентации, лица, содержащиеся в пенитенциарных учреждениях, маргинальные
слои общества, в том числе ВИЧ-инфицированные, трудовые мигранты,
студенты-иностранцы, люди, оказавшиеся в трудной жизненной
ситуации, одаренные личности, лица с различными интеллектуальными и
физическими отклонениями и др.
4
Стр.4
Оглавление
Введение....................................................................................................................................... 3
Глава 1. Теоретико-методологические и концептуальные основы
инклюзивного образования ..................................................................................................... 7
§1. Философские и культурологические аспекты инклюзивного образования..................... 7
§2. Интеграционные процессы как предпосылки и тенденции развития
инклюзивного образования....................................................................................................... 18
§ 3. Методологические основы инклюзивного образования................................................. 24
§ 4. Развитие концепции инклюзивного образования............................................................ 30
§ 5. Гуманистическое содержание инклюзивного образования............................................ 39
Глава 2. Педагогика инклюзивного образования ............................................................. 48
§ 1. Общие основы педагогики инклюзивного образования ................................................. 48
§ 2. Обучение и воспитание в целостном педагогическом процессе
в условиях инклюзивного образования ................................................................................... 58
§ 3. Профессиональная деятельность и личность педагога инклюзивного образования ... 65
§ 4. Зарубежный опыт инклюзивного образования................................................................ 68
§ 5. Педагогические условия формирования самосознания подростков
с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзивного образования ........ 75
Глава 3. Психология инклюзивного образования............................................................. 82
§ 1. Образовательная среда как аспект социально-психологической адаптации
детей с особыми возможностями ............................................................................................. 82
§ 2. Психологическая типология отклоняющегося развития детей...................................... 86
§ 3. Психологическое обследование детей с отклонениями в развитии .............................. 90
§ 4. Система психологического сопровождения..................................................................... 99
§ 5. Гендерные аспекты инклюзивного образования ........................................................... 105
Глава 4. Технологии в инклюзивном образовании......................................................... 113
§ 1. Технологии инклюзивного обучения в системе общего образования......................... 113
§ 2. Технология дистанционного и online обучения как инструмент реализации
инклюзивного образования..................................................................................................... 132
§ 3. Особенности формирования образовательной среды и применения
интерактивных технологий («кейс-метод», «портфолио») в инклюзивном обучении..... 137
§ 4. Технология фасилитации в системе дистанционного обучения .................................. 150
§ 5. Технологии развития медиакультуры в системе непрерывного образования............ 155
§ 6. Технология психологического сопровождения ресоциализации, адаптации,
коррекции в инклюзивном образовании................................................................................ 168
§ 7. Технологии коррекционной работы с детьми с нарушениями в развитии ................. 178
§ 8. Специфика подготовки педагогических кадров для инклюзивного образования...... 187
Словарь терминов.................................................................................................................. 196
203
Стр.203