Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634655)
Контекстум
.

Направления реформирования высшего профессионального образования (100,00 руб.)

0   0
Первый авторХамидуллина
ИздательствоПознание
Страниц136
ID208319
АннотацияМонография посвящена вопросам рассмотрения и выявления пер- спектив реформирования системы высшего профессионального образо- вания через разработку экономического механизма и модернизации про- фессионального образования как фактора развития экономики региона и механизма участия общественности в процессах выработки и реализации управленческих решений в целях модернизации, совершенствования и развития системы ВПО.
Кому рекомендованоПредназначена для преподавателей, аспирантов и управленцев обра- зовательных комплексов
ISBN978-5-8399-0300-5
УДК 378
ББК74.58
Хамидуллина, Г.Р. Направления реформирования высшего профессионального образования / Г.Р. Хамидуллина .— Казань : Познание, 2009 .— 136 с. — ISBN 978-5-8399-0300-5 .— URL: https://rucont.ru/efd/208319 (дата обращения: 23.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Л.Ф. Гафиуллина НАПРАВЛЕНИЯ РЕФОРМИРОВАНИЯ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Под общей редакцией Г.Р. Хамидуллиной Казань Познание 2009 УДК 378 ББК 74.58 Х18 Печатается по решению Ученого совета и редакционно-издательского совета Института экономики, управления и права (г. Казань) Рецензенты: зам. министра образования и науки РТ по вопросам экономики, член-корреспондент Академии наук РТ, д-р экон. наук, проф. <...> Предназначена для преподавателей, аспирантов и управленцев образовательных комплексов. <...> Методологические аспекты вхождения профессионального образования в формирующиеся рыночные отношения..........26 <...> Облик современной модели образования к 2020 году...........115 ЗАКЛЮЧЕНИЕ......................................................................................125 Библиографический список...................................................130 ВВЕДЕНИЕ Современное состояние российской системы образования характеризуется наличием ряда проблем, связанных с его содержанием, качеством, конкурентоспособностью и т.д., объективными причинами возникновения которых, в первую очередь, являются несоответствие действующего механизма бюджетного финансирования современным социально-экономическим требованиям и недостаточность бюджетного финансирования образовательных учреждений. <...> Действующая в настоящее время система финансирования образования не покрывает потребности данной отрасли экономики в должном объеме, развитие рынка образовательных услуг подчеркивает актуальность разработки и внедрения рыночных рычагов управления планированием расходов на образование. <...> Сложность системы образования, ее многофункциональный, многоцелевой характер делают неэффективным использование одного или небольшого числа финансовых инструментов, обусловливают необходимость множественности инструментов финансирования сферы образования, применяемых в единой системе, при этом ключевым принципом должно стать «бюджетирование, ориентированное на результат». <...> В этой связи система <...>
Направления_реформирования_высше-_го_профессионального_образования.pdf
Институт экономики, управления и права (г. Казань) Г.Р. Хамидуллина А.В. Тимирясова Л.Ф. Гафиуллина НАПРАВЛЕНИЯ РЕФОРМИРОВАНИЯ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Под общей редакцией Г.Р. Хамидуллиной Казань Познание 2009 1
Стр.1
УДК 378 ББК 74.58 Х18 Печатается по решению Ученого совета и редакционно-издательского совета Института экономики, управления и права (г. Казань) Рецензенты: зам. министра образования и науки РТ по вопросам экономики, член-корреспондент Академии наук РТ, д-р экон. наук, проф. В.В. Хоменко; заслуженный экономист РТ, почетный работник ВПО РФ, д-р экон. наук, проф. Д.Ф. Хафизов Хамидуллина, Г.Р. Х18 Направления реформирования высшего профессионального образования / Г.Р. Хамидуллина, А.В.Тимирясова, Л.Ф. Гафиуллина; под общ. ред. Г.Р. Хамидуллиной. – Казань: Изд-во «Познание» Института экономики, управления и права, 2009. – 136 с. ISBN 978-5-8399-0300-5 Монография посвящена вопросам рассмотрения и выявления перспектив реформирования системы высшего профессионального образования через разработку экономического механизма и модернизации профессионального образования как фактора развития экономики региона и механизма участия общественности в процессах выработки и реализации управленческих решений в целях модернизации, совершенствования и развития системы ВПО. Предназначена для преподавателей, аспирантов и управленцев образовательных комплексов. УДК 378 ББК 74.58 ISBN 978-5-8399-0300-5 2 © Институт экономики, управления и права (г. Казань), 2009 © Хамидуллина Г.Р., 2009 © Тимирясова А.В., 2009 © Гафиуллина Л.Ф., 2009
Стр.2
СоДеРжаНие ВВЕДЕНИЕ...............................................................................................4 Глава 1. ВЫСШЕЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СТРУКТУРЕ ОБЩЕСТВА..........................................................................................7 1.1. Социально-экономические функции профессионального образования в правовом аспекте..................................................7 1.2. Методологические аспекты вхождения профессионального образования в формирующиеся рыночные отношения..........26 1.3. Управление качеством образования как экономический аспект подготовки специалистов...............................................40 Глава 2. ЭКОНОМИЧЕСКИЙ МЕХАНИЗМ УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ........................52 2.1. Новая система оплаты труда как механизм повышения качества образовательной услуги..............................................52 2.2. Маркетинговая деятельность профессионального образования в регионе................................................................66 2.3. Коммерциализация образовательного учреждения как экономический механизм управления качеством образования..................................................................................75 2.4. Международный опыт финансирования образовательных учреждений...................................................................................89 Глава 3. СОВРЕМЕННАЯ МОДЕЛЬ ОБРАЗОВАНИЯ, ОРИЕНТИРОВАННАЯ НА РЕШЕНИЕ ЗАДАЧ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИКИ......................95 3.1. Итоги реализации приоритетного национального проекта «Образование».............................................................................95 3.2. Приоритеты, цели и этапы формирования и реализации современной модели образования на период до 2020 года...............................................................................107 3.3. Облик современной модели образования к 2020 году...........115 ЗАКЛЮЧЕНИЕ......................................................................................125 БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК...................................................130 3
Стр.3
ВВеДеНие Современное состояние российской системы образования характеризуется наличием ряда проблем, связанных с его содержанием, качеством, конкурентоспособностью и т.д., объективными причинами возникновения которых, в первую очередь, являются несоответствие действующего механизма бюджетного финансирования современным социально-экономическим требованиям и недостаточность бюджетного финансирования образовательных учреждений. Реформирование системы образования требует отхода от традиционных подходов к выделению бюджетных средств на содержание образовательных учреждений и использование новых механизмов. Действующая в настоящее время система финансирования образования не покрывает потребности данной отрасли экономики в должном объеме, развитие рынка образовательных услуг подчеркивает актуальность разработки и внедрения рыночных рычагов управления планированием расходов на образование. Сложность системы образования, ее многофункциональный, многоцелевой характер делают неэффективным использование одного или небольшого числа финансовых инструментов, обусловливают необходимость множественности инструментов финансирования сферы образования, применяемых в единой системе, при этом ключевым принципом должно стать «бюджетирование, ориентированное на результат». Многоаспектность проблемы повышения качества подготовки специалистов, предопределяет множественность подходов к ее решению, поиск различных вариантов эффективного управления, что активизирует научные исследования в этом направлении, о чем свидетельствует не только отечественный, но и мировой опыт. Подтверждением этого является использование системы тотального управления качеством (���), ���), применяемой в крупных компаниях мира, в качестве методологической базы для создания системы управления качеством в вузах. Устойчивое и эффективное функционирование профессионального образования является стратегической государственной задачей, от решения которой зависят и социальная стабильность, и повышение конкурентоспособности национальной экономики. В настоящее время наблюдается определенный разрыв между потребностями реальной экономики, сложившейся структурой специальностей высшего 4
Стр.4
профессионального образования (ВПО) и уровнем подготовки специалистов. В этой связи система образования в Республике Татарстан требует прогрессивной модернизации, для чего нужны совместные усилия государства, общества и бизнеса. Поиск оптимальных форм организации системы ВПО должен идти в различных направлениях и затрагивать федеральный, региональный и муниципальный уровни. Если на федеральном уровне обозначены основные направления модернизации и предпринимаются конкретные шаги по их практической реализации, то, к сожалению, на региональном и муниципальном уровнях только приступают к осмыслению и выработке концептуальных подходов по реформированию региональных подсистем ВПО. Тем не менее, в силу происходящих в стране процессов регионализации, эта составляющая процесса реформирования системы ВПО представляется весьма продуктивной. Система профессионального образования призвана выполнять инновационную, модифицирующую функцию в отношении сложившегося технологического уклада и соответственно «работающей» на качественное обновление региональной экономики. Но для дальнейшего развития регионов следует не только готовить кадры, способные осуществлять экономические преобразования, но и формировать гражданскую и нравственную позицию членов общества региона. Кроме того, возникновение и развитие рыночного пространства и его территориальная локализация поставили перед системой образования ряд задач теоретического и методического характера, обусловленных необходимостью адаптации образовательных учреждений к роли территориальных интеграторов социально-преобразующего характера. Для органов управления исключительно сложными становятся задачи определения приоритетов и направлений действий. Изучением вопросов экономики и управления ВПО занимались С. Арженовский, С. Беляков, М. Вахрушин, А. Воронин, А. Добрынин, С. Дятлов, В. Тихомиров, В. Чекмарев, В. Щетинин, В. Хоменко, Г. Хамидуллина, Д. Хайруллин. Среди авторов, работающих над решением конкретных проблем управления и развития территориально локализованных социально-экономических образований в контексте проблематики нашего исследования, следует отметить А. Венедиктова, В. Глухова, Н. Кетову, В. Овчинникова, А. Радченко, А. Тамбиева и др. В целом, следует отметить, что в литературе представлен широкий спектр точек зрения по реформированию системы образования. 5
Стр.5
В то же время можно указать на недостаточную разработку в научных публикациях инвестиционной проблематики и отсутствие комплексных работ по инновационным особенностям развития региональных систем образования. В частности, не решены вопросы распределения полномочий между федеральным, региональным и муниципальным уровнями управления образованием. Становление и специализация новых учебных заведений носит стихийный характер. Не координируются вопросы специализации региональных вузов с задачами социально-экономического развития регионов. Отсутствуют механизмы участия общественности в процессах выработки и реализации управленческих решений по модернизации, совершенствованию и развитию системы ВПО и т.д. Нерешенность этих и других сопутствующих им задач обусловили выбор темы, цель и структуру данной исследовательской работы. 6
Стр.6

Облако ключевых слов *


* - вычисляется автоматически
.