Е.В. Седунова
Специальная
психология
Текст лекций
Рекомендовано
Научно-методическим советом университета для студентов,
обучающихся по специальности Социальная работа
Ярославль 2008
1
УДК 316.6(075.8)
ББК Ю 948.1я73
А 45
Рекомендовано
Редакционно-издательским советом университета
в качестве учебного издания. <...> План 2008 года
Рецензенты:
Дворникова Е.В., кандидат педагогических наук;
кафедра общей и социальной психологии ЯГПУ
им. <...> Генезис, развитие и состояние
специальной психологии
Возникновение специальной психологии (от греч. specialis –
особенный, своеобразный) как самостоятельной отрасли психологической науки и практики относят к 60-м гг. <...> До 60-х годов XX века специальная психология была неотъемлемой частью дефектологии как науки, включающей разностороннее изучение причин и механизмов отклоняющегося развития
и разработку научно обоснованных медико-психологопедагогических коррекционных воздействий на детей, имеющих
различные недостатки в психофизическом и личностносоциальном развитии. <...> Можно сказать, что вся та область теоретического знания и
научно-практической работы, которую условно называли общим
термином «дефектология», и все проблемы в которой ставились и
решались как проблемы количественные, сегодня можно обозначить, как специальная психология. <...> То же справедливо и относительно других педологических
методов изучения дефективного ребенка, методов не только психологических, но и охватывающих другие стороны детского развития (анатомическую и физиологическую). <...> Практическая дефектология избрала этот же наиболее легкий
путь числа и меры, а также пыталась осознать себя как малую педагогику. <...> Чисто арифметическая концепция дефективности – характерная черта отживающей, старой дефектологии. <...> Реакция против
этого количественного подхода ко всем проблемам теории и
4
практики составляет самую существенную черту современной
дефектологии. <...> Представление о дефективности как о чисто количественной <...>
Специальная_психология_текст_лекций.pdf
Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное агентство по образованию
Ярославский государственный университет им. П.Г. Демидова
И.Ф. Албегова
Е.В. Седунова
Специальная
психология
Текст лекций
Рекомендовано
Научно-методическим советом университета для студентов,
обучающихся по специальности Социальная работа
Ярославль 2008
1
Стр.1
УДК 316.6(075.8)
ББК Ю 948.1я73
А 45
Рекомендовано
Редакционно-издательским советом университета
в качестве учебного издания. План 2008 года
Рецензенты:
Дворникова Е.В., кандидат педагогических наук;
кафедра общей и социальной психологии ЯГПУ
им. К.Д. Ушинского
Албегова, И.Ф. Специальная психология: текст лекций
/ И.Ф. Албегова, Е.В. Седунова; Яросл. гос. ун-т. –
Ярославль : ЯрГУ, 2008. – 68 с.
А 45 В курсе лекций «Специальная психология» изучаются
вопросы генезиса, развития и современного состояния
специальной психологии, раскрываются понятия отклоняющегося
развития и дефекта в специальной психологии.
Особое внимание уделено проблемам психологии
детей с отклонениями в развитии.
Текст лекций предназначен для студентов, обучающихся
по специальности 040101 Социальная работа
(дисциплина «Специальная психология», блок ГСЭ), очной
формы обучения.
УДК 316.6(075.8)
ББК Ю 948.1я73
© Ярославский государственный
университет им. П.Г. Демидова,
2008
2
Стр.2
Оглавление
Лекция I. Специальная психология как наука и практика ............................... 3
Вопрос 1. Генезис, развитие и состояние специальной психологии ........................ 3
Вопрос 2. Основные разделы специальной психологии как науки и учебной
дисциплины ..................................................................................................... 8
Вопрос 3. Факторы психического развития человека ............................................ 12
Лекция II. Отклоняющееся развитие: понятие и виды ................................... 16
Вопрос 1. Понятие «отклоняющееся развитие» или «дизонтогения» ................. 16
Вопрос 2. Возрастная обусловленность дизонтогении .......................................... 18
Вопрос 3. Этиология нарушений ............................................................................... 19
Лекция III. Первичный, вторичный и комбинированный дефекты:
понятие и проблемы взаимосвязи ......................................................... 21
Вопрос 1. Понятие дефекта в специальной психологии ........................................ 22
Вопрос 2. Основные виды психического дизонтогенеза и их классификации ...... 29
Вопрос 3. Общие и специфические закономерности отклоняющегося развития 31
Лекция IV. Психология детей с отклонениями в развитии ............................. 38
Вопрос 1. Психология детей с дефектами зрения (тифлопсихология) ................ 38
Вопрос 2. Психология детей с нарушениями слуха (сурдопсихология) ................. 42
Вопрос 3. Психология детей с нарушениями речи (логопсихология) ..................... 48
Вопрос 4. Психология детей с задержкой психического развития (ЗПР) ............ 55
Вопрос 5. Психология детей со сложными (комбинированными) нарушениями
развития ........................................................................................................ 60
Список рекомендуемой литературы ........................................................................ 67
Учебное издание
Албегова Ирина Федоровна
Седунова Елена Владимировна
Специальная психология
Текст лекций
Редактор, корректор М.В. Никулина
Компьютерная верстка И.Н. Ивановой
Подписано в печать 03.09.2008 г. Формат 60×84/16.
Бумага тип. Усл. печ. л. 3,95. Уч.-изд. л. 3,12.
Тираж 60 экз. Заказ
.
Оригинал-макет подготовлен
в редакционно-издательском отделе ЯрГУ.
Отпечатано на ризографе.
Ярославский государственный университет.
150 000 Ярославль, ул. Советская, 14.
68
Стр.68
И.Ф. Албегова
Е.В. Седунова
Специальная
психология
70
Стр.70