Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 635051)
Контекстум
Руконтекст антиплагиат система

Специальная психология (190,00 руб.)

0   0
Первый авторСолондаев В. К.
АвторыЯросл. гос. ун-т
ИздательствоЯрГУ
Страниц112
ID207103
АннотацияВ пособии рассматривается взаимодействие специальной психологии с другими дисциплинами, общие механизмы дизонтогенеза. Анализируются подходы и принципы организации коррекционной работы. Приводятся примеры поведенческой коррекции. Материал подобран в авторской практике консультирования по проблемам детского развития в норме и патологии. Представляет интерес также для практических психологов.
Кем рекомендованоНаучно-методическим советом университета для студентов, обучающихся по специальности Психология
Кому рекомендованоПособие предназначено для студентов, обучающихся по специальности 030301 Психология (дисциплина «Специальная психология», блок ОПД), очной и заочной форм обучения.
ISBN978-5-8397-0628-6
УДК159.9(075.8)
ББКЮ948.1я73
Солондаев, В. К. Специальная психология : учеб. пособие / Яросл. гос. ун-т; В. К. Солондаев .— Ярославль : ЯрГУ, 2008 .— 112 с. — ISBN 978-5-8397-0628-6 .— URL: https://rucont.ru/efd/207103 (дата обращения: 05.05.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

В.К. Солондаев Специальная психология Учебное пособие Рекомендовано Научно-методическим советом университета для студентов, обучающихся по специальности Психология Ярославль 2008 1 УДК 159.9(075.8) ББК Ю 948.1я73 С 60 Рекомендовано Редакционно-издательским советом университета в качестве учебного издания. <...> Дизонтогенез и проблема адаптации В ранее изданном пособии (Н.В. Пережигина, <...> В.К. Солондаев, 2006) мы дали характеристику специальной психологии, описали общие закономерности дизонтогенеза, проиллюстрировали психиатрический подход к проблеме дизонтогенеза. <...> На самом деле в рассказе речь шла о ситуации помещения ребенка в специализированное дошкольное образовательное учреждение для глухих детей. <...> Не вызывает сомнений профессионализм обоих исследователей, однако соотнести результаты исследований сходных вариантов дефицитарного развития – полной и частичной потери слуха – почти невозможно. <...> А необходимость сравнить по литературным данным особенности дизонтогенеза при интеллектуальном недоразвитии с интеллектуальными нарушениями при искаженном развитии (например, при аутизме) может поставить исследователя в тупик. <...> Синонимом позитивной социальной роли может быть позитивная социализация. <...> Под позитивной социализацией авторы понимают такое положение индивидуума (семьи, группы) в микросоциуме, которое дает ему возможность развития и максимально полной реализации природных, познавательных, творческих и духовных задатков с присвоением (интериоризацией) социокультурных ценностей общества в условиях личностной защищенности. <...> Отсюда позитивная социальная роль – это деятельность индивидуума (семьи, группы), способствующая его собственной позитивной социализациии и одновременно позитивной социализации его микро- и макросоциального окружения. <...> В связи с этим нам стоит подробнее проанализировать психиатрический подход к проблеме дизонтогенеза. <...> Это так называемые субпсихотические состояния <...>
Специальная_психология_Учебное_пособие.pdf
Стр.1
Стр.2
Стр.3
Стр.4
Стр.5
Стр.110
Специальная_психология_Учебное_пособие.pdf
Министерство образования и науки Российской Федерации Федеральное агентство по образованию Ярославский государственный университет им. П.Г. Демидова В.К. Солондаев Специальная психология Учебное пособие Рекомендовано Научно-методическим советом университета для студентов, обучающихся по специальности Психология Ярославль 2008 1
Стр.1
УДК 159.9(075.8) ББК Ю 948.1я73 С 60 Рекомендовано Редакционно-издательским советом университета в качестве учебного издания. План 2008 года Рецензенты: Н.А. Деревянкина, кандидат психологических наук, старший преподаватель кафедры общей социальной психологии ЯГПУ им. К.Д. Ушинского; кафедра олигофренопедагогики дефектологического факультета ЯГПУ им. К.Д. Ушинского Солондаев, В.К. Специальная психология: учеб. поС 60 собие / В.К. Солондаев; Яросл. гос. ун-т. – Ярославль : ЯрГУ, 2008. – 112 с. ISBN 978-5-8397-0628-6 В пособии рассматривается взаимодействие специальной психологии с другими дисциплинами, общие механизмы дизонтогенеза. Анализируются подходы и принципы организации коррекционной работы. Приводятся примеры поведенческой коррекции. Материал подобран в авторской практике консультирования по проблемам детского развития в норме и патологии. Представляет интерес также для практических психологов. Пособие предназначено для студентов, обучающихся по специальности 030301 Психология (дисциплина «Специальная психология», блок ОПД), очной и заочной форм обучения. УДК 159.9(075.8) ББК Ю 948.1я73 ISBN 978-5-8397-0628-6 © Ярославский государственный университет им. П.Г. Демидова, 2008 2
Стр.2
Глава 1. Дизонтогенез и проблема адаптации В ранее изданном пособии (Н.В. Пережигина, В.К. Солондаев, 2006) мы дали характеристику специальной психологии, описали общие закономерности дизонтогенеза, проиллюстрировали психиатрический подход к проблеме дизонтогенеза. Поэтому с самого начала мы постараемся ответить на один весьма актуальный вопрос – в чем заключается причина столь значительного разброса эмпирических данных, полученных к настоящему времени. Воспользовавшись классификацией, например, В.В. Лебединского, для каждого вида дизонтогенеза мы можем обнаружить в научной литературе не только разброс, но часто и некоторую противоречивость результатов. Так М.Л. Любимов описывает особенности слухового восприятия и репродуцирования письменных текстов (изложений) слабослышащими школьниками, обучающимися в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях II вида. Обнаруживается, что в понимании лексических значений слов у большинства детей данной категории наблюдаются такие симптомы: – резкое ограничение дифференциации значений слов, близких по звучанию («шубка» – «губка», «дерево» – «зарево», «купание» – «катание», «переплывать» – «переливать»); – вербальные парафазии семантического характера («стирает» вместо «купает» – «Медведица стирает медвежонка»); – замена данных слов лексическими единицами, обладающими не общей семантикой, а более широкой информативностью («Заяц делает к дерева» вместо «Заяц прыгнул на дерево»); – замена слова перифразой («Шкурка стала с водой» вместо «Шкурка промокла»); – замена данного слова близким по смыслу, но образованным по неверной словообразовательной модели (вместо слова «спала» в конструкции «вода спала» используется слово «сбылась» как неверный дериват «убывала»). 3
Стр.3
В своей статье Б.Д. Корсунская указывает на то, что поначалу глухой (курсив наш – В.С.) ребенок усваивает только сюжетную схему рассказа. Умелая педагогическая работа со временем расширяет восприятие ребенка, позволяет ему полнее понимать содержание текстов. В рассказе «Пришла новая девочка» повествуется о том, как девочка Таня в первый раз пришла в детский сад, она не хотела здесь оставаться, хотела домой. Но дети встретили ее ласково, дали ей игрушки, девочка успокоилась, и все стали дружно играть. Прочитав рассказ, дети легко ответили на вопросы: как звали девочку? С кем она пришла? Почему она плакала? Что дал ей каждый из детей? Даже незнакомое слово «успокоилась» они быстро уяснили после выделения его корня. Однако на вопрос, почему Таня – «новая девочка», дети ответили, что у нее новое платье, новые туфли. На вопрос, почему «в первый раз» (пришла в детский сад), отвечали, что девочка пришла в группу, когда никого еще не было. На самом деле в рассказе речь шла о ситуации помещения ребенка в специализированное дошкольное образовательное учреждение для глухих детей. Очевидно, что отделение от родителей – довольно травматичный для ребенка процесс (Таня плакала). Не вызывает сомнений профессионализм обоих исследователей, однако соотнести результаты исследований сходных вариантов дефицитарного развития – полной и частичной потери слуха – почти невозможно. А необходимость сравнить по литературным данным особенности дизонтогенеза при интеллектуальном недоразвитии с интеллектуальными нарушениями при искаженном развитии (например, при аутизме) может поставить исследователя в тупик. В связи с этим В.И. Лубовский и В.М. Сорокин говорят о сложности разграничения модально-специфических и модальнонеспецифических особенностей и закономерностей дизонтогенеза. В главе 3 мы найдем достаточно много примеров этому. Но в сложившейся ситуации нельзя возложить всю ответственность на специальную психологию. И причин тому несколько. Во-первых, несколько перефразируя Л.Н. Толстого, можно сказать, что все варианты нормального развития похожи друг на друга, а все нарушенное развитие нарушено по-своему. Основанием для приведенного утверждения служит логическое сходство 4
Стр.4
вариантов нормального развития – по определению, как вариантов именно нормы. Для нарушенного развития – дизонтогенеза – такое логическое сходство обязательным не является. Во-вторых, сама категория адаптации (необходимая часть антитез «адаптация/дезадаптация», «онтогенез/дизонтогенез») настолько сложна, что в ближайшее время мы вряд ли можем надеяться хотя бы на полноту категориального аппарата, не говоря уже о полноте феноменологических описаний. На рис. 2 мы изобразили уровневую структуру адаптации (только в учебных, не в научных целях). Ниже мы еще рассмотрим эту схему подробнее, а сейчас обратимся к работе Н.М. Иовчука, А.А. Северного, Н.Б. Морозовой «Детская социальная психиатрия для непсихиатров», где подробно обсуждаются медицинские трактовки адаптации. Сложно поспорить с тем, что специалист, работающий с ребенком и подростком, так или иначе преследует основную цель: вырастить ребенка здоровым, способным адаптироваться в жизни, получить профессию, иметь семью и быть в состоянии ее обеспечить, морально и материально помочь близким в старости, – если определить кратко, то речь идет о способности личности играть позитивную социальную роль. В этой связи закономерно встает вопрос о том, что именно считать позитивной социальной ролью. Ясно, что в различных условиях, в разных культурах, социальных группах, регионах и т.п. конкретное содержание позитивной социальной роли может варьировать в широких пределах. Синонимом позитивной социальной роли может быть позитивная социализация. Под позитивной социализацией авторы понимают такое положение индивидуума (семьи, группы) в микросоциуме, которое дает ему возможность развития и максимально полной реализации природных, познавательных, творческих и духовных задатков с присвоением (интериоризацией) социокультурных ценностей общества в условиях личностной защищенности. Отсюда позитивная социальная роль – это деятельность индивидуума (семьи, группы), способствующая его собственной позитивной социализациии и одновременно позитивной социализации его микро- и макросоциального окружения. 5
Стр.5
Оглавление Глава 1. Дизонтогенез и проблема адаптации ............................ 3 Глава 2. Содержательная характеристика дизонтогенеза ...... 18 Дизонтогенез .................................................................................... 18 Первичные и вторичные проявления дизонтогенеза. Сложный дефект ................................................................................... 30 Глава 3. Типичные проявления дизонтогенеза ......................... 36 Нарушения зрения ............................................................................. 36 Нарушения слуха ............................................................................... 48 Нарушения опорно-двигательного аппарата ................................ 50 Интеллектуальные нарушения ........................................................ 54 Речевые нарушения ........................................................................... 62 Расстройства личности и поведения ............................................. 69 Глава 4. Организация работы по коррекции и компенсации дизонтогенеза ....................................................................... 78 Глава 5. Основы поведенческой терапии ................................... 91 Подкрепление .................................................................................... 93 Большой куш ..................................................................................... 96 Условное подкрепление..................................................................... 96 Режимы подкрепления ..................................................................... 97 Долговременные программы поведения .......................................... 99 Самоподкрепление .......................................................................... 101 Десять правил выработки желательного поведения ................. 101 Литература ..................................................................................... 108 110
Стр.110

Облако ключевых слов *


* - вычисляется автоматически
Антиплагиат система на базе ИИ