Т.М. Панкратова
Методика преподавания психологии
Методические указания
Рекомендовано
Научно-методическим советом университета
для студентов, обучающихся по специальности Психология
Ярославль 2008
УДК 159.9(075)
ББК Ч 426.61я73
П 16
Рекомендовано
Редакционно-издательским советом университета
в качестве учебного издания. <...> В методических указаниях представлены учебнометодические материалы к лекционным, семинарским,
практическим и самостоятельным занятиям по дисциплине «Методика преподавания психологии». <...> Данные методические рекомендации содержат тематические
планы лекционных, семинарских и практических занятий, а также указания по подготовке к ним. <...> Дидактические цели семинарских занятий связаны с углублением, закреплением знаний, превращением их в убеждения;
проверкой знаний; развитием навыков и умений самостоятельной
работы с литературой; развитием аргументировано излагать свою
точку зрения, отвечать на вопросы, слушать других, задавать вопросы. <...> Главной задачей практических занятий является формирование у студентов профессиональных навыков, связанных с развитием культуры речи, овладением основными методическими
приемами преподавательской деятельности, умением профессионально мыслить, оперативно решать педагогические задачи в
учебной аудитории. <...> Особое место в методических указаниях занимает тема проверки и оценивания знаний студентов. <...> 1) основание опосредованности либо непосредственности
взаимодействия обучающегося и обучаемого (контактное и дистанционное обучение); <...> Обучение здесь соотносимо либо с сознательным, либо с интуитивным освоением опыта. <...> 6) основание способа организации обучения (активные и традиционные формы и методы обучения). <...> Цели обучения психологии
как гуманитарной дисциплины
Большинство современных студентов понимает, что хорошая
учеба нужна для того, чтобы стать в последующем грамотным и
квалифицированным специалистом, однако часто руководствуется другими <...>
Методика_преподавания_психологии__Методические_указания.pdf
Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное агентство по образованию
Ярославский государственный университет им. П.Г. Демидова
Кафедра социальной и политической психологии
Т.М. Панкратова
Методика преподавания психологии
Методические указания
Рекомендовано
Научно-методическим советом университета
для студентов, обучающихся по специальности Психология
Ярославль 2008
Стр.1
УДК 159.9(075)
ББК Ч 426.61я73
П 16
Рекомендовано
Редакционно-издательским советом университета
в качестве учебного издания. План 2008 года
Рецензент
кафедра социальной и политической психологии
Ярославского государственного университета им. П.Г. Демидова
Панкратова, Т.М. Методика преподавания психоП
16
логии: метод. указания / Т.М. Панкратова; Яросл. гос.
ун-т. – Ярославль : ЯрГУ, 2008. – 60 с.
В методических указаниях представлены учебнометодические
материалы к лекционным, семинарским,
практическим и самостоятельным занятиям по дисциплине
«Методика преподавания психологии».
Предложен подробный тематический план лекционных
занятий, позволяющий студентам перед началом изучения
дисциплины не только иметь целостное представление
о программе предстоящих занятий, но и руководствоваться
им при подготовке к лекциям.
Предназначены для студентов, обучающихся по специальности
030301 Психология (дисциплина «Методика
преподавания психологии», цикл ОПД), очной формы
обучения.
УДК 159.9(075)
ББК Ч 426.61я73
© Ярославский государственный университет, 2008
2
Стр.2
Оглавление
1. Специфика содержания и целей обучения психологии как
гуманитарной дисциплины ............................................................... 4
1.1. Понятие обучения в психологии, основные направления современного
обучения .................................................................................................. 4
1.2. Цели обучения психологии как гуманитарной дисциплины .................... 5
2. Учебная программа дисциплины «Методика преподавания
психологии» .......................................................................................... 7
2.1. Цели и задачи дисциплины «Методика преподавания психологии» ...... 7
2.2. Место дисциплины в системе образования .............................................. 8
2.3. Требования к уровню освоения содержания дисциплины ........................ 9
2.4. Минимум содержания дисциплины по ГОС ............................................ 11
2.5. Содержание учебной дисциплины ............................................................ 11
2.6. Распределение часов дисциплины по темам и формам учебных
занятий ................................................................................................. 12
3. Тематические планы лекционных, семинарских и практических
занятий и рекомендации к их подготовке ................................... 16
3.1. Тематический план лекционных занятий ................................................ 16
3.2. Тематический план семинарских занятий .............................................. 28
3.3. Тематический план практических занятий и рекомендации к их
подготовке ........................................................................................... 36
4. Проверка и оценка знаний по психологии ............................................. 43
4.1. Организация проверки и оценивания при обучении психологии в вузе . 43
4.2. Основные принципы проверки и оценки знаний ...................................... 45
Приложения ...................................................................................................... 50
Приложение 1 Критерии анализа учебного занятия .................................... 50
Приложение 2 План самоанализа учебного занятия .................................... 51
Приложение 3 План разработки учебной лекции (по Ляудис В.Я., 1989) .. 52
Приложение 4 Карта оценки профессионального мастерства
преподавателя ..................................................................................... 53
Приложение 5 Анкета обратной связи .......................................................... 54
Приложение 6 Примерные контрольные работы, предлагаемые для
текущего контроля знаний по дисциплине «Методика
преподавания психологии» .................................................................. 55
Литература ........................................................................................................ 57
59
Стр.59
Т.М. Панкратова
Методика
преподавания
психологии
62
Стр.62