Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 635051)
Контекстум
Руконтекст антиплагиат система

Общая психология: внимание (190,00 руб.)

0   0
Первый авторКоровкин С. Ю.
АвторыЯросл. гос. ун-т
ИздательствоЯрГУ
Страниц75
ID207098
АннотацияПредставлены основные диагностические и исследовательские методики изучения внимания, широко используемые в науке и практике. Основными задачами практикума является формирование у студентов комплексного взгляда на решение психологических задач, а также развитие способностей экспериментального планирования и анализа результатов.
Кем рекомендованоНаучно-методическим советом университета для студентов, обучающихся по специальности Психология
Кому рекомендованоПрактикум предназначен для студентов, обучающихся по специальности 030301 Психология (дисциплина «Общая психология», блок ОПД), очной формы обучения.
УДК159.92(07)
ББКЮ93я73
Коровкин, С. Ю. Общая психология: внимание : практикум / Яросл. гос. ун-т; С. Ю. Коровкин .— Ярославль : ЯрГУ, 2008 .— 75 с. — URL: https://rucont.ru/efd/207098 (дата обращения: 05.05.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

В каждой работе до и после её выполнения необходимо взять самоотчет испытуемого. <...> Устойчивость внимания характеризуется длительностью сохранения концентрации внимания в отношении одного и того же объекта. <...> Объем внимания меньше, чем объем восприятия в силу того, что объекты должны быть восприняты ясно и отчетливо. <...> При этом одновременное восприятие объектов относится, в первую очередь, к зрительному вниманию в отличие от слухового, для которого оценка объема осуществляется не одно5 временным, а последовательным предъявлением стимулов в течение короткого времени. <...> Распределение внимания характеризуется сосредоточением на двух и более видах деятельности одновременно. <...> Распределение внимания не сводится к его объему, поскольку одновременно в фокусе внимания должны находиться объекты, связанные с различными целями. <...> Другими словами, распределение внимания подразумевает выполнение двух дел одновременно, однако при увеличении распределения внимания снижается его концентрация. <...> Успешное распределение внимания возможно при выполнении одного из действий на уровне автоматизма, а также при тренировке данного свойства. <...> Переключение внимания характеризуется целенаправленным изменением направленности внимания с одного объекта на другой или с одного вида деятельности на другой. <...> Таким образом, переключение внимания необходимо отличать от отвлечения, поскольку первое носит активный, целенаправленный, преднамеренный характер. <...> Показателем переключения внимания является успешность выполнения заданий, в которых необходимо чередовать условия или объекты, а также чередовать различные виды деятельности. <...> Шульте» Цель: изучение особенностей устойчивости динамического внимания и динамики работоспособности в процессе выполнения методики «Таблицы Шульте». <...> Оборудование: 1) таблицы Шульте – пять таблиц размером 35х35 см, где в каждой клетке в случайном порядке расположены числа от 1 до 25 (прил. <...> Подсчитывается <...>
Общая_психология_внимание_практикум.pdf
Стр.1
Стр.2
Стр.3
Стр.72
Стр.75
Общая_психология_внимание_практикум.pdf
Министерство образования и науки Российской Федерации Федеральное агентство по образованию Ярославский государственный университет им. П.Г. Демидова Кафедра общей психологии С.Ю. Коровкин Общая психология: внимание Практикум Рекомендовано Научно-методическим советом университета для студентов, обучающихся по специальности Психология Ярославль 2008 1
Стр.1
УДК 159.92(07) ББК Ю 93я73 К 68 Рекомендовано Редакционно-издательским советом университета в качестве учебного издания. План 2008 года Рецензенты: кафедра общей психологии Ярославского государственного университета им. П.Г. Демидова; Спиридонов В.Ф., д.пс.н, доцент кафедры общих закономерностей развития психики Института психологии им. Л.С. Выготского РГГУ (Москва) Коровкин, С.Ю. Общая психология: внимание: практикум К 68 / С.Ю. Коровкин; Яросл. гос. ун-т. – Ярославль : ЯрГУ, 2008. – 72 с. Представлены основные диагностические и исследовательские методики изучения внимания, широко используемые в науке и практике. Основными задачами практикума является формирование у студентов комплексного взгляда на решение психологических задач, а также развитие способностей экспериментального планирования и анализа результатов. Практикум предназначен для студентов, обучающихся по специальности 030301 Психология (дисциплина «Общая психология», блок ОПД), очной формы обучения. УДК 159.92(07) ББК Ю 93я73 © Ярославский государственный 2008 университет, 2
Стр.2
Введение Данный практикум является частью курса «Общая психология: внимание, память», который читается на втором курсе факультета психологии. Основными задачами практикума является формирование у студентов комплексного взгляда на решение психологических задач, а также развитие способностей экспериментального планирования и анализа результатов. Практикум состоит из двух основных частей. В первой части представлены основные диагностические методики, широко используемые в психологической практике. Эти методики являются простыми для использования, и их освоение является необходимым аспектом подготовки психолога-практика. Во второй части практикума представлены в основном исследовательские методики, широко используемые в научной практике когнитивной психологии. Их освоение необходимо, в первую очередь, для глубокого теоретического понимания механизмов внимания. В описании лабораторных работ существует общая структура. В названии отражается её основная суть, цель раскрывает смысл проведения данной работы. Далее описывается необходимое оборудование эксперимента, порядок работы и инструкция испытуемому. В разделе «обработка результатов» поэтапно раскрывается последовательность сбора, обработки и анализа результатов, а также написания выводов. Существует ряд требований для планирования, проведения и оформления лабораторных работ. После получения задания о проведении работы группа студентов из 2–3 человек определяет роли экспериментатора, ассистента (если необходимо) и испытуемого. Задачи экспериментатора – подготовить проведение эксперимента, ознакомиться с теоретическими предпосылками данной работы, подробно ознакомиться с планом ее проведения. В каждой работе до и после её выполнения необходимо взять самоотчет испытуемого. В самоотчете указывается: время проведения работы, имя, пол, возраст испытуемого, условия проведения эксперимента, особенности самочувствия испытуемого (до и после работы), субъективная трудность задания и другие существенные для данной работы характеристики. 3
Стр.3
Оглавление Введение ........................................................................................................................ 3 Часть 1. Диагностические методики исследования внимания .......................... 5 1. Определение устойчивости внимания и динамики работоспособности с помощью методики «Таблицы Э. Шульте» ................................................ 6 2. Исследование переключения и распределения внимания с помощью чернокрасной таблицы Ф.Д. Горбова – Э. Шульте ............................................. 9 3. Исследование концентрации и устойчивости зрительного внимания с помощью методики «Перепутанные линии» ............................................ 13 4. Изучение зависимости колебания внимания от установки испытуемого ....... 15 5. Исследование динамических характеристик внимания с помощью метода корректурной пробы .................................................................................... 18 6. Исследование устойчивости и концентрации внимания методом корректурной пробы Б. Бурдона – Я.А. Анфимова .................................. 25 7. Исследование избирательности внимания с помощью методики Г. Мюнстерберга ......................................................................................... 29 8. Исследование объема внимания при восприятии простейших объектов ........ 31 9. Исследование устойчивости и переключения внимания с помощью методики «Сложение чисел с переключением» .......................................................... 33 10. Исследование распределения внимания с помощью методики отыскания чисел ............................................................................................................... 38 11. Исследование устойчивости и истощаемости внимания с помощью таблиц Э. Крепелина ................................................................................................. 40 Часть 2. Экспериментальные методики исследования внимания ................. 45 12. Экспериментальное исследование физических признаков селективного внимания методом дихотического прослушивания ................................. 46 13. Экспериментальное исследование ранней селекции методом расщепленного объема памяти Д. Бродбента .................................................................... 48 14. Экспериментальное исследование селекции модифицированным методом расщепленного объема памяти Дж. Грея и Э. Уэддерберн .................... 50 15. Экспериментальное исследование селективного внимания при запаздывающей нерелевантной информации А. Трейсман ..................... 51 16. Исследование семантических характеристик селективного внимания по методике А. Трейсман ................................................................................. 52 17. Методика вторения в ситуации дихотического прослушивания каналов, уравненных по физическим признакам А. Трейсман ................................. 54 18. Исследование хранилища словарных единиц, активируемых входной стимуляцией Э. Лоусон ............................................................................... 55 19. Исследование эффектов семантической переработки слов, предъявленных по нерелевантному каналу, по методике Д. МакКея .............................. 58 20. Исследование интерференции конфликтующих ответов в тесте избирательной продуктивности внимания Дж. Струпа ........................ 59 Приложения ............................................................................................................... 62 Список литературы .................................................................................................. 71 72
Стр.72
С.Ю. Коровкин Общая психология: внимание 75
Стр.75