Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное агентство по образованию
Ярославский государственный университет им. П.Г. Демидова
Вопросы теории
физической культуры
для студентов 1 курса
Учебное пособие
Рекомендовано
Научно-методическим советом университета
для студентов всех специальностей
Ярославль 2005
Стр.1
УДК 796(075.6)
ББК Ч 511я 73
Б 90
Рекомендовано
Редакционно-издательским советом университета
в качестве учебного издания. План 2005 года
Рецензенты:
канд. биологических наук, доцент О.Н. Зайцев;
кафедра физического воспитания
Ярославского государственного технического университета
Б 90
Буриков, А.В., Шипов, Н.А., Трофимов, А.В., Зайцева, И.П.,
Домничев, А.В. Вопросы теории физической культуры для студентов
I курса : учеб. пособие / Сост. : А.В. Буриков, Н.А. Шипов,
А.В. Трофимов, И.П. Зайцева, А.В. Домничев. Яросл. гос. ун-т, –
Ярославль: ЯрГУ, 2005. – 102 с.
ISBN 5-8397-0403-2
Учебное пособие разработано на основе анализа многолетних
наблюдений за теоретической подготовкой студентов по физической
культуре, «Примерной программы по предмету "Физическая
культура" 2000 года» и в соответствии с требованиями Министерства
образования и науки РФ.
В пособии излагаются материалы теоретического зачёта по физической
культуре, содержатся практические рекомендации, дается
список литературы для самостоятельного изучения и подготовки к
теоретическому зачету и экзамену по предмету «Физическая культура».
Предназначено
для студентов 1–х курсов всех специальностей
(дисциплина "Физическая культура", блок ГСЭ), очной формы
обучения.
УДК 796(075.6)
ББК Ч 511я 73
© Ярославский государственный
университет, 2005
ISBN 5-8397-0403-2
© А.В. Буриков, Н.А. Шипов, А.В. Трофимов,
И.П. Зайцева, А.В. Домничев, 2005
2
Стр.2
Введение
Физическая культура в Основах законодательства Российской
Федерации о физической культуре и спорте представлена в высших
учебных заведениях как учебная дисциплина и важнейший
компонент целостного развития личности. Являясь составной частью
общей культуры и профессиональной подготовки студента в
течение всего периода обучения, физическая культура входит обязательным
разделом в гуманитарный компонент образования, значимость
которого проявляется через гармонизацию духовных и
физических сил, формирование таких общечеловеческих ценностей,
как здоровье, физическое и психическое благополучие, физическое
совершенство.
Свои образовательные и развивающие функции физическая
культура наиболее полно осуществляет в целенаправленном педагогическом
процессе физического воспитания. Физическое воспитание
в высшей школе осуществляется комплексно, в тесной
взаимосвязи учебных занятий и физкультурно-оздоровительных
мероприятий в режиме учебного дня с работой по физической
культуре, спорту, туризму и самостоятельной физической подготовкой
студентов.
Успешное решение задач курса физического воспитания может
быть обеспечено интенсификацией учебных и тренировочных
занятий за счет применения научно обоснованных методических
разработок и передового опыта в процессе обучения и развития
физических качеств, за счет рационально планирования и организации,
применения специальных тренажеров, спортивного инвентаря
и нестандартного оборудования
Повышение уровня физической подготовленности, овладение
системой специальных знаний, двигательными умениями и навыками
обеспечивают психофизическую готовность будущих специалистов
к профессиональной деятельности, помогают им вести
здоровый образ жизни.
3
Стр.3
Материал краткого лекционного курса предусматривает овладение
студентами системой научно-практических и специальных
знаний, необходимых для понимания природных и социальных
процессов функционирования физической культуры общества,
личности, умения их адаптивного, творческого использования для
личностного и профессионального развития, самосовершенствования,
организации здорового стиля жизни при выполнении учебной
и профессиональной деятельности.
Основные положения
российского законодательства
о физической культуре и спорте
В иерархии ценностей любого человека собственное здоровье
должно занимать ведущее место. Здоровье – это первая и важнейшая
потребность человека, определяющая его способность к труду
и обеспечивающая гармоническое развитие личности. Здоровье
является важнейшей предпосылкой к познанию окружающего мира,
к самоутверждению и счастью. Оно позволяет успешно решать
основные жизненно важные задачи, преодолевать трудности. Доброе
здоровье, разумно сохраняемое и укрепляемое самим человеком,
обеспечивает ему долгую и активную жизнь. А активная долгая
жизнь – это важнейшее слагаемое человеческого фактора.
По определению Всемирной организации здравоохранения,
"здоровье – это состояние физического, духовного и социального
благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов".
В связи с этим можно выделить три тесно взаимосвязанных
вида здоровья: здоровье физическое, психическое и социальное.
Физическое
здоровье – это естественное состояние организма,
обусловленное нормальным функционированием всех его органов
и систем. Если хорошо работают все органы и системы, то и весь
организм человека (система саморегулирующаяся) правильно
функционирует и развивается.
Личность – это не только физическая оболочка, но и, в первую
очередь, ее “наполнение”, психическая сфера, имеющая опреде4
Стр.4
ленное духовное и психологическое содержание. Понятию духовности
нельзя дать точной трактовки – это область чистого разума,
мышления, взглядов, предпочтений, ценностей. Психологическое
наполнение личности определяет адекватность реагирования на
внешнюю среду, преломляющуюся в сознании человека, и выражается
в направленной волевой деятельности. Психическая сфера
человека, включающая духовную и психологическую компоненты,
главным образом определяется через категории сознания и воли.
Психическое здоровье, таким образом, есть нормальное состояние
сознательно-волевой компоненты человеческого существа.
Последний
вид здоровья – здоровье социальное. Его иногда
именуют “нравственным”. Использование такого термина неправомерно
сужает содержание обозначаемого им понятия. Человек
является, как известно, существом социальным. Вне общества нет
и человека. Даже отрицающие значение социальных “сетей” люди,
люди, противопоставляющие себя социуму (маргиналы и девианты),
так или иначе, существуют в определенных социальных
рамках, и полностью исключить себя из общественного “оборота”
не могут. Каждая личность характеризуется определенной социальной
ролью, социальным статусом и ближайшим кругом социальных
связей и потребностей. Существуя в рамках общества, человек
неизбежно попадает в сферу действия норм этого общества.
Социальные нормы можно разделить на: правовые, нравственные
и религиозные. Все эти типы норм взаимосвязаны и взаимоопосредованны
(так, например, многие юридические нормы имеют
нравственное основание), что не исключает их принципиальной
независимости в вопросах регулирования поведения человека, хотя
некоторые правопорядки строятся на основании религии. Так
или иначе, живя в обществе, человек проявляет себя вовне своими
поступками. Любой поступок человека имеет определенный резонанс
в социальной среде и получает соответствующую оценку
общества, прежде всего благодаря действию социальных норм. С
учетом этих положений, социальное здоровье – это функционально-ролевое
положение индивида в обществе, его общественный
статус и коммуникации, а также отношение к действующему социальному
порядку, отвечающие всем потребностям общественной
жизни и требованиям ее нормативной системы.
5
Стр.5