Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное агентство по образованию
Ярославский государственный университет им. П.Г. Демидова
Кафедра экономического анализа и информатики
Международные
информационные системы
Методические указания
Рекомендовано
Научно-методическим советом университета
для студентов специальности Мировая экономика
Ярославль 2005
Стр.1
УДК 339(078)
ББК Ув612я73
М 43
Рекомендовано
Редакционно-издательским советом университета
в качестве учебного издания. План 2005 года
Рецензент
кафедра экономического анализа и информатики
Ярославского госуниверситета им. П.Г. Демидова
Составитель доц. А.В. Соловьев
Международные информационные системы: Метод. укаМ
43
зания / Сост. А.В. Соловьев; Яросл. гос. ун-т. - Ярославль:
ЯрГУ, 2005. - 44 с.
В указаниях рассматриваются вопросы, связанные с понятиями «информация»,
«информационные системы и ресурсы», а также способы
представления информации, находящейся в Интернете. Рассмотрены
механизмы и средства поиска информации в Интернете. Дана классификация
поисковых систем по различным признакам. Большое внимание
в данных указаниях уделено вопросам эффективного проведения
процесса поиска и обработки полученных результатов.
Указания снабжены контрольными вопросами и заданиями, которые
рассчитаны на активное использование ресурсов Интернета.
В приложениях указаны адреса наиболее распространенных поисковых
информационных систем России и мира.
Предназначены для студентов, обучающихся по специальности
060600 Мировая экономика (дисциплина «Международные информационные
системы», блок ЕН), очной формы обучения.
УДК 339(078)
ББК Ув612я73
© Ярославский государственный университет им. П.Г. Демидова, 2005
© А.В. Соловьев, 2005
2
Стр.2
Введение
Курс разработан для специальности «Мировая экономика» экономического
факультета и имеет статус курса по выбору.
Содержание курса опирается на утвержденную Концепцию развития
сети телекоммуникаций в системе высшего образования Российской
Федерации, Федеральную программу «Развитие единой системы
дистанционного образования в Российской Федерации» и другие
концептуальные материалы и решения, относящиеся к вопросам
информатизации образования в РФ.
Развитие курса ориентировано на специальную дисциплину
«Мировые информационные ресурсы и сети, методы взаимодействия
с ними».
Курс базируется на следующих дисциплинах: «Информатика»,
«Информационные технологии управления».
Основное внимание слушателей должно быть нацелено на приобретение
практических навыков взаимодействия с мировой информационной
средой. Поэтому в программе приведен список рекомендуемых
информационно-справочных ресурсов Internet. Эти ресурсы
используются как при проведении практических занятий, так и при
самостоятельной работе слушателей.
Представляется необходимым, чтобы в процессе обучения слушатели
выполнили исследования WWW-систем и провели поиск информационных
ресурсов в пространстве Internet по кругу их профессиональных
интересов. Полученные результаты, технологию их достижения
можно использовать в курсах «Международный маркетинг»,
«Бизнес в Интернет», «Основы интернет-экономики».
Курс предназначен для студентов экономических специальностей,
прежде всего, для специальности «Мировая экономика».
В силу ограниченности размера указаний, основной упор делается
на проблемы эффективного поиска экономической информации с
помощью большого набора инструментов в интернет-среде и под названием
WWW. За пределами указаний остались другие приложения
Интернет, такие как FIDONET, файловые базы данных (ftp),
USENET, не рассматриваются вопросы коммуникаций с помощью email
и isq, telnet. Также в указаниях не рассматриваются вопросы ис3
Стр.3
пользования программ-браузеров типа MS Internet Explorer или
Netscape Navigator. Данные вопросы являются предметом изучения
курса «Информатика». Часть проблем, связанных с проектированием,
созданием и эксплуатацией web-сайтов, рассматриваются в авторском
курсе «Проектирование web-сайтов».
Основные понятия
В соответствии с Законом от 20 февраля 1995 г. № 224-ФЗ «Об
информации, информатизации и защите информации» под термином
«информация» понимаются сведения о лицах, предметах, фактах, событиях,
явлениях и процессах независимо от формы их представления.
Рынок
информационных услуг может быть определен как совокупность
экономических, правовых и информационных отношений
по торговле (продаже и покупке услуг) между поставщиками (продавцами)
и потребителями (покупателями) и характеризуется определенной
номенклатурой услуг, условиями и механизмами их предоставления
и ценами.
Товаром на рынке информационных услуг является информация.
Информация, зафиксированная на материальных носителях и хранящаяся
в информационных системах (библиотеках, архивах, фондах,
банках данных, других информационных системах), образует информационные
ресурсы [1]. Под информационной системой понимается
организационно упорядоченная совокупность документов (массивов
документов) и информационных технологий, в том числе с использованием
средств вычислительной техники и связи, реализующих информационные
процессы. Информационный ресурс может принадлежать
одному человеку или группе лиц, организации, городу, региону,
стране, миру. Информационный ресурс является продуктом деятельности
наиболее квалифицированной части общества.
Мировые информационные ресурсы в имеющейся литературе
обычно подразделяются на три сектора:
• сектор деловой информации;
• сектор научно-технической и специальной информации;
• сектор массовой потребительской информации.
4
Стр.4
Сектор деловой информации подразделяется в свою очередь на
следующие группы:
• биржевая и финансовая информация - информация о котировках
ценных бумаг, валютных курсах, учетных ставках, рынках товаров
и капиталов, предоставляемая биржами, специальными службами
биржевой и финансовой информации, брокерскими компаниями;
• статистическая информация - числовая, экономическая, демографическая,
социальная информация в виде рядов динамики, прогнозных
моделей и оценок, предоставляемая государственными
службами, а также компаниями, занятыми исследованиями, разработками
и консалтингом;
• коммерческая информация - информация о компаниях, фирмах,
корпорациях, направлениях их работы, финансовом состоянии, ценах
на продукцию и услуги, связях, сделках, руководителях;
• деловые новости в области экономики и бизнеса.
Биржевая и финансовая информация изменяется постоянно. Следовательно,
и предоставление ее потребителю должно осуществляться
в реальном масштабе времени.
Требования к оперативности предоставления потребителю коммерческой
информации ниже, чем требования к предоставлению
биржевой и финансовой информации. Обычно коммерческая информация
обновляется ежедневно или еженедельно.
Важность коммерческой информации в условиях рынка и конкуренции
весьма высока. Эта информация используется непосредственно
бизнесменами и предпринимателями при решении следующих задач:
•
выбор поставщиков, партнеров и размещение заказов;
• выход на рынок с новым товаром;
• поиск покупателей;
• слияние и приобретение компаний
• маркетинговые исследования по анализу рынка.
Сектор научно-технической и специальной информации
включает документальную библиографическую, реферативную и полнотекстовую
информацию о фундаментальных и прикладных исследованиях,
а также профессиональную информацию для юристов, врачей,
инженеров и т.д.
Сектор массовой потребительской информации включает новости
и справочную информацию, потребительскую и развлекатель5
Стр.5