Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634655)
Контекстум
.

Развитие детской речи: проблемы нормы и патологии: Текст лекций по курсу детской нейропсихологии (190,00 руб.)

0   0
Первый авторПережигина
ИздательствоЯрГУ
Страниц100
ID206564
АннотацияМатериалы лекций могут быть полезны как в диагностической практике, так и с точки зрения квалификации причин возникновения дефицитов в речи, или в практике коррекции. Текст лекции предназначен для студентов, обучающихся по специальности 020400 Психология (дисциплина «Детская нейропсихология», блок СД), очной формы обучения.
Кому рекомендованодля студентов, обучающихся по специальности 020400 Психология (дисциплина «Детская нейропсихология», блок СД), очной формы обучения
ISBN5-8397-0332-Х
УДК159.9
ББКЮ 948.2я73
Пережигина, Н.В. Развитие детской речи: проблемы нормы и патологии: Текст лекций по курсу детской нейропсихологии : Текст лекций по курсу детской нейропсихологии / Н.В. Пережигина .— Ярославль : ЯрГУ, 2004 .— 100 с. — ISBN 5-8397-0332-Х .— URL: https://rucont.ru/efd/206564 (дата обращения: 23.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

П.Г. Демидова Развитие детской речи: проблемы нормы и патологии Текст лекций по курсу детской нейропсихологии Ярославль 2004 1 ББК Ю 948.2я73 П 27 УДК 159.9 Рецензенты: кафедра педагогики и психологии Ярославской государственной медицинской академии; д-р психол. наук, профессор, действительный член Академии педагогических и социальных наук, зав. лабораторией нейропсихологии факультета психологии МГУ им. <...> Развитие детской речи: проблемы нормы и патологии: Текст лекций по курсу детской нейропсихологии / Н.В. Пережигина; Яросл. гос. ун-т. <...> ISBN 5-8397-0332-Х Материалы лекций могут быть полезны как в диагностической практике, так и с точки зрения квалификации причин возникновения дефицитов в речи, или в практике коррекции. <...> Текст лекций предназначен для студентов, обучающихся по специальности 020400 Психология (дисциплина «Детская нейропсихология», блок СД), очной формы обучения. <...> Н.В. Пережигина, 2004 ISBN 5-8397-0332-Х 2 Настоящий курс лекций по онтогенезу речи с рассмотрением проблем нормы и патологии развития составлен на основе публикаций и исследований многих работающих с проблемами детской речи авторов – нейропсихологов, педагогических и детских психологов, нейрофизиологов, дефектологов и логопедов. <...> Проблема выделения «нормы» в развитии психических, когнитивных и речевых функций <...> Нейропсихологический подход к изучению нормы Проблема нормы и ее типологии очень актуальна для нейропсихологии и клинической психологии в целом. <...> Нейропсихологический подход к ее изучению открывает принципиально новые возможности. <...> Он основан на концепции А.Р. Лурия и его школы о соотношении мозга и психики, важнейшим положением которой является положение о факторах - морфофункциональных единицах работы мозга, ответственных за тот или иной аспект психических функций. <...> Современная классификация нейропсихологических факторов подразделяет их на региональные и общемозговые (Е.Д. Хомская). <...> 3 Первые определяют протекание «частных» психических <...>
Развитие_детской_речи_проблемы_нормы_и_патологии_Текст_лекций_по_курсу_детской_нейропсихологии.pdf
Министерство образования и науки Российской Федерации Ярославский государственный университет им. П.Г. Демидова Развитие детской речи: проблемы нормы и патологии Текст лекций по курсу детской нейропсихологии Ярославль 2004 1
Стр.1
ББК Ю 948.2я73 П 27 УДК 159.9 Рецензенты: кафедра педагогики и психологии Ярославской государственной медицинской академии; д-р психол. наук, профессор, действительный член Академии педагогических и социальных наук, зав. лабораторией нейропсихологии факультета психологии МГУ им. М.В. Ломоносова Т.В. Ахутина. Пережигина Н.В. Развитие детской речи: проблемы нормы и патологии: Текст лекций по курсу детской нейропсихологии / Н.В. Пережигина; Яросл. гос. ун-т. Ярославль, 2004. 98 с. ISBN 5-8397-0332-Х Материалы лекций могут быть полезны как в диагностической практике, так и с точки зрения квалификации причин возникновения дефицитов в речи, или в практике коррекции. Текст лекций предназначен для студентов, обучающихся по специальности 020400 Психология (дисциплина «Детская нейропсихология», блок СД), очной формы обучения. ISBN 5-8397-0332-Х © Ярославский государственный университет, 2004 © Н.В. Пережигина, 2004 2
Стр.2
Настоящий курс лекций по онтогенезу речи с рассмотрением проблем нормы и патологии развития составлен на основе публикаций и исследований многих работающих с проблемами детской речи авторов – нейропсихологов, педагогических и детских психологов, нейрофизиологов, дефектологов и логопедов. Представлен также материал собственных исследований речи на популяциях ярославских школьников и детей дошкольного возраста. Охвачен возрастной диапазон от 0 до 3 лет. Курс представляет собой продолжение курса общей нейропсихологии и, по сути, является разделом нейропсихологии детского возраста, направленным на решение проблем развития детской речи. Основные методологические и методические проблемы, с которыми приходится сталкиваться специалисту, работающему с детской речью, достаточно типичны, это - недостаточная разработанность диагностической базы (методик и процедур), трудности использования методик на детях, отсутствие или малая разработанность нормативной базы для разных возрастных групп при необходимости регулярного обновления возрастных норм выполнения методик. В этом свете, раздел детской речи должен сочетать в себе знания из области общей нейропсихологии, психолингвистики, нейролингвистики, детской возрастной психологии, детской педагогической психологии, неврологии детского возраста, нейрофизиологии детского возраста, которые могли бы позволить специалисту-психологу самостоятельно ориентироваться в проблеме. Лекция 1. Проблема выделения «нормы» в развитии психических, когнитивных и речевых функций 1.1. Нейропсихологический подход к изучению нормы Проблема нормы и ее типологии очень актуальна для нейропсихологии и клинической психологии в целом. Нейропсихологический подход к ее изучению открывает принципиально новые возможности. Он основан на концепции А.Р. Лурия и его школы о соотношении мозга и психики, важнейшим положением которой является положение о факторах - морфофункциональных единицах работы мозга, ответственных за тот или иной аспект психических функций. Современная классификация нейропсихологических факторов подразделяет их на региональные и общемозговые (Е.Д. Хомская). 3
Стр.3
Первые определяют протекание «частных» психических функций и связаны преимущественно с внутриполушарными закономерностями работы мозга, вторые определяют общую матрицу их сочетаний, общий режим работы мозга как парного органа. Индивидуальные различия психики (типы нормы) зависят от индивидуальных особенностей мозговой организации как региональных, так и общемозговых факторов. Анализ этих особенностей (то есть анализ специфики соответствующих нейропсихологических синдромов) является основой нейропсихологического подхода к изучению типологии нормы (Е.Д. Хомская, 2003). Нейропсихологическое изучение нормы позволило выявить: 1. Закономерные связи между типом межполушарной организации мозга и общим психологическим портретом испытуемого (спецификой двигательных, когнитивных, эмоциональных процессов) (Е.Д. Хомская и др., 1997, 1998, 2000; В.А. Москвин и др., 1990, 1998, 2000); 2. Различные типы психического развития детей, в том числе и с трудностями обучения (Э.Г. Симерницкая, 1990; А.В. Семенович, 1991, 2002; Ю.В. Микадзе, Н.К. Корсакова и др., 1994; Т.В. Ахутина и др., 1998, 2000; Н.Г. Манелис, 1999); 3. Особенности эмоционально-личностной сферы у одаренных подростков (Е.Д. Хомская и др., 2002); 4. Участие генетических механизмов в индивидуальных различиях психических функций (исследования на близнецах) (Е.Д. Хомская и др., 2002). В настоящее время в отечественной нейропсихологии сформировалось два магистральных типа работ, относящихся к нейропсихологии нормы. В соответствии с хронологическим критерием к первому типу следует отнести работы, направленные на изучение особенностей формирования различных психических функций в онтогенезе с позиции нейропсихологии, то есть рассмотрение различных этапов развития психических функций как результата не только социальных воздействий, но и созревания соответствующих мозговых структур и их связей (работы Э.Г. Симерницкой, Т.В. Ахутиной, В.В. Лебединского, Н.К. Корсаковой, Ю.В. Микадзе, Е.Ю. Балашовой, Н.Г. Манелис, А.В. Семенович и др.). Второй тип – это исследование индивидуальных особенностей психики взрослых лиц в контексте проблемы межполушарной асимметрии и межполушарного взаимодействия, 4
Стр.4
анализ латеральной организации мозга как нейропсихологической основы типологии индивидуальных различий психики (работы Е.Д. Хомской, И.В. Ефимовой, Н.Я. Батовой, Е.В. Ениколоповой, Е.В. Будыка, В.А. Москвина, О.Б. Степановой, Ф.М. Гасимова, А.Ж. Моносовой и др.). Общим для этих нейропсихологических направлений является Луриевский факторный (синдромный) подход к изучению нормы (детской, взрослой), что означает объяснение нормального развития психических функций в онтогенезе и индивидуальных различий психических функций у взрослых лиц – как следствия развития или работы соответствующих звеньев функциональных систем (нейропсихологических факторов). Изучение типологии детской нормы сосредоточено преимущественно на исследовании школьной успешности, узловой проблемой которой является овладение школьными навыками (чтением, письмом, счетом). Нейропсихологический подход обеспечивает выявление «слабых» звеньев функциональных систем, формирующих у детей дефицитарность в развитии высших психических процессов и, как закономерное следствие этого дефицита, отставание в развитии школьных навыков. Литература 1. Актуальные проблемы нейропсихологии детского возраста: Учеб. пособие / Под ред. проф. Л.С. Цветковой. М.; Воронеж, 2001. 2. Ахутина Т.В. Нейропсихология индивидуальных различий детей как основа использования нейропсихологических методов в школе // I Международная конференция памяти А.Р. Лурия: Сборник докладов / Под ред. Е.Д. Хомской, Т.В. Ахутиной. М., 1998. 3. Ахутина Т.В. Нейролингвистика нормы // I Международная конференция памяти А.Р. Лурия: Сборник докладов / Под ред. Е.Д. Хомской, Т.В. Ахутиной. М., 1998. 4. Корсакова Н.К., Микадзе Ю.В. Нейропсихологическая диагностика и коррекция младших школьников. М., 1994. Дополненное переиздание 2003. 5. Лебединский В.В. Проблема развития в норме и патологии // I Международная конференция памяти А.Р. Лурия: Сборник докладов / Под ред. Е.Д. Хомской, Т.В. Ахутиной. М., 1998. 6. Лурия А.Р., Цветкова Л.С. Нейропсихология и проблемы обучения в общеобразовательной школе. М., 1997. 5
Стр.5