Министерство образования и науки Российской Федерации
Ярославский государственный университет им. <...> П.Г. Демидова
Кафедра всеобщей истории
Методика преподавания истории
Мет одические рекомендации
к семинарским занят иям
Ярославль 2004
1
ББК
УДК
Ч426/36
М54
930:372.8
Составитель И.И. <...> Абрамова
Методика преподавания истории: Метод. рекомендации к семинарским
занятиям / Сост. <...> Данные методические рекомендации затрагивают важные проблемы курса, который имеет большое теоретическое и практическое значение для подготовки квалифицированных специалистов для работы в учреждениях системы образования различных форм - в школах, лицеях, колледжах, а также в
других сферах, связанных с педагогической и социальной деятельностью. <...> Семинарские занятия содержат практические задания, которые помогут студентам подготовиться к педагогической практике. <...> Предназначены для студентов исторического факультета, обучающихся
по специальности 020700 История (дисциплина "Методика преподавания истории", блок СД, очная и очно-заочная формы обучения). <...> Рецензент - кафедра всеобщей истории Ярославского государственного
университета
© Ярославский государственный университет, 2004
© И.И. Абрамова, 2004
Учебное издание
Методика преподавания истории
Составитель Абрамова Ирина Ивановна
Редактор, корректор В.Н. Чулкова
Компьютерная верстка И.Н. Ивановой
Подписано в печать 12.07.04. <...> 2
Цели и задачи курса
Курс методики преподавания истории читается студентамисторикам очной и очно-заочной форм обучения. <...> Его преподавание
опирается на основные учебные дисциплины по отечественной и всеобщей истории, а также на курсы психологии и педагогики, философии и
методологии исторической науки. <...> Теоретические представления и умения, сформированные на
лекциях и семинарских занятиях, закрепляются затем во время педагогической практики. <...> В соответствии с
новыми подходами к определению целей исторического образования
происходят изменения и в сфере дидактики <...>
Методика_преподавания_истории__Метод._рекомендации_к_семинарским_занятиям.pdf
Министерство образования и науки Российской Федерации
Ярославский государственный университет им. П.Г. Демидова
Кафедра всеобщей истории
Методика преподавания истории
Ярославль 2004
1
М к
ето
д и
ем
с
и н
ес ск ки и
ч ар
е м
р зек ан
о ям ти
ен
д я
ацм
и
и
Стр.1
ББК Ч426/36
М54
УДК 930:372.8
Составитель И.И. Абрамова
Методика преподавания истории: Метод. рекомендации к семинарским
занятиям / Сост. И.И. Абрамова; Яросл. гос. ун-т. Ярославль, 2004. 20 с.
Данные методические рекомендации затрагивают важные проблемы курса,
который имеет большое теоретическое и практическое значение для подготовки
квалифицированных специалистов для работы в учреждениях системы
образования различных форм - в школах, лицеях, колледжах, а также в
других сферах, связанных с педагогической и социальной деятельностью. Семинарские
занятия содержат практические задания, которые помогут студентам
подготовиться к педагогической практике.
Предназначены для студентов исторического факультета, обучающихся
по специальности 020700 История (дисциплина "Методика преподавания истории",
блок СД, очная и очно-заочная формы обучения).
Рецензент - кафедра всеобщей истории Ярославского государственного
университета
© Ярославский государственный университет, 2004
© И.И. Абрамова, 2004
Учебное издание
Методика преподавания истории
Составитель Абрамова Ирина Ивановна
Редактор, корректор В.Н. Чулкова
Компьютерная верстка И.Н. Ивановой
Подписано в печать 12.07.04. Формат 60×84/16. Бумага тип.
Усл.-печ. л. 1,16. Уч.-изд. л. 1,0. Тираж 100 экз. Заказ
.
Оригинал-макет подготовлен в редакционно-издательском отделе ЯрГУ.
Отпечатано на ризографе
Ярославский государственный университет.
150000 Ярославль, ул. Советская, 14.
2
Стр.2
Цели и задачи курса
Курс методики преподавания истории читается студентамисторикам
очной и очно-заочной форм обучения. Его преподавание
опирается на основные учебные дисциплины по отечественной и всеобщей
истории, а также на курсы психологии и педагогики, философии и
методологии исторической науки. Он имеет большое теоретическое и
практическое значение. Знания и навыки, которые получают студенты,
могут быть применены ими при работе в учреждениях системы образования
различных форм - в школах, лицеях, гимназиях, колледжах, а также
в других сферах, связанных с педагогической и социальной деятельностью.
Теоретические представления и умения, сформированные на
лекциях и семинарских занятиях, закрепляются затем во время педагогической
практики.
Как и другие аспекты вузовского образования, курс методики претерпевает
в последние годы существенные изменения. В соответствии с
новыми подходами к определению целей исторического образования
происходят изменения и в сфере дидактики истории. Основными целями
курса являются ознакомление студентов:
- с современной системой исторического образования в России;
- содержанием и структурой школьных программ и учебников;
- вопросами образовательных технологий;
- различными подходами к изучению основных тем школьного курса
истории;
- с методами организации самостоятельной работы и развития
творческих способностей учащихся;
- методами диагностики знаний учащихся, анализом учебников и
методической литературы по истории;
- организацией учебной деятельности учащихся, разработкой планов
и конспектов уроков.
В соответствии с требованиями Государственного стандарта высшего
профессионального образования в результате изучения курса студенты
должны владеть знаниями о содержании и структуре исторического
образования в средних учебных заведениях, владеть новыми образовательными
технологиями, уметь использовать различные средства
и методы обучения.
В переводе с древнегреческого “методика” означает “способ познания”,
“путь исследования”. Ее важнейшая задача - выявление, описание
и оценка способов обучения истории, которые ведут к лучшей постановке
данной науки как учебного предмета.
При изучении методики преподавания истории надо ориентироваться
на необходимость решения тех задач, которые приобретают особую
3
Стр.3
актуальность в современной школе. Необходимо развивать самостоятельность
учащихся, их критическое и творческое мышление. В основе
дидактики современного урока лежит педагогика сотрудничества, которая
рассматривает учителя не как “передатчика” знаний, а как организатора
работы учащихся по их “добыванию”. В соответствии с новыми
подходами знания нельзя дать, их можно только предложить, а ученик
должен их усвоить путем собственной познавательной деятельности.
Поэтому очень важно обращать особое внимание на те новые технологии,
которые призваны активизировать работу учащихся на уроке, и методы
самостоятельной работы школьников. Важно также при изучении
методов работы в старших классах больше внимания уделять вопросам
проблемного обучения, отрабатывать приемы и технику на практических
занятиях.
Специальный раздел курса посвящен опыту работы учителейноваторов.
Следует критически подойти к их педагогическим технологиям
и уметь применить те разработки, которые помогут в будущем использовать
их ценный опыт. Изучение инновационных методик поможет
студентам творчески подходить к проблемам дидактики и выработать
навыки вариативного преподавания. Следует обратить внимание также
на те аспекты обучения, которые отражают современные тенденции в
образовании и связаны с использованием международного опыта.
Представляется очень важной практическая направленность занятий.
Невозможно сформировать умения, необходимые для проведения
урока истории, исключительно на основе теоретических знаний. Поэтому
важную роль имеют практические задания. С их помощью можно отработать
методические приемы, смодулировать учебные ситуации, выступить
в роли учителей и обучаемых. Важно приобрести опыт использования
различных педагогических технологий, уметь выбирать
наиболее эффективные.
Учебники и учебные пособия по всему курсу
Вагин А.В. Методика обучения истории в школе. М., 1972.
Вяземский Е.Е. Теория и методика преподавания истории: Учебник
для студентов вузов, обучающихся по специальности “История”. М.,
2003.
Методика обучения истории в средней школе: В 2 ч. / Отв. ред. Ф.П.
Коровкин. М., 1978.
Степанищев А.Т. Методика преподавания и изучения истории: В 2
ч.: Учеб. пособие. М., 2002.
Стражев А.И. Методика преподавания истории: Пособие для учителей.
М., 1964.
4
Стр.4