Н.Д. ГОРШКОВА
ЕДИНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
ЭКЗАМЕН
ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ
Часть «С»
Утверждено
Редакционно-издательским советом университета
в качестве учебного пособия
НОВОСИБИРСК
2009
ББК 81.411.2-9
Б 825
Рецензенты: <...> Материалы данного пособия помогут учащимся успешно справиться с заданиями части «С» ЕГЭ. <...> ББК 81.411.2-9
© Борисова И.В., Бубнова Г.А.,
Горшкова Н.Д., 2009
© Hовосибиpский госудаpственный
технический унивеpситет, 2009
ISBN 978-5-7782-1203-9
2
ПРЕДИСЛОВИЕ
В рекомендациях по работе с частью «С» учащиеся должны овладеть следующими умениями:
формулировать проблему(ы) исходного текста;
комментировать сформулированную проблему;
выявлять авторскую позицию;
высказывать собственное мнение по поводу содержания текста и
авторской позиции;
аргументировать свои умозаключения (не менее двух аргументов, один из которых взят из художественной, научной или публицистической литературы; или не менее двух аргументов, опираясь на
знания или жизненный опыт)
соблюдать смысловую цельность, речевую связность, последовательность изложения, точность и выразительность речи;
следовать этическим нормам;
не допускать фактических ошибок. <...> Необходимое условие при написании сочинения – умение рассуждать. <...> Необходимо поэтапно разобрать каждый содержательный критерий, в чем вам помогут объяснение ключевых понятий общего плана и требования к основным структурным элементам сочинения. <...> Сочинение на основе предложенного текста проверяет состояние
практических речевых умений и навыков и дает представление о том,
владеют ли учащиеся монологической речью, умеют ли аргументированно и грамотно излагать свою точку зрения. <...> В данном учебном пособии разъясняются ключевые понятия, владение которыми необходимо при выполнении задания «С», сформулированы требования к структурным элементам сочинения-рассуждения,
а также предложены речевые клише, которыми могут воспользоваться
учащиеся. <...> Это даст учителю возможность проанализировать данный материал <...>
Единый_государственный_экзамен_по_русскому_языку._Часть_С.pdf
Министерство образования и науки Российской Федерации
НОВОСИБИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
И.В. БОРИСОВА, Г.А. БУБНОВА,
Н.Д. ГОРШКОВА
ЕДИНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
ЭКЗАМЕН
ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ
Часть «С»
Утверждено
Редакционно-издательским советом университета
в качестве учебного пособия
НОВОСИБИРСК
2009
Стр.1
ББК 81.411.2-9
Б 825
Рецензенты:
Т.А. Сафиуллина, учитель первой квалификационной
категории МОУ – Лицей НГТУ,
Л.М. Соколова, старший преподаватель кафедры
иностранных языков СибУПК
Работа выполнена на кафедре русского языка НГТУ
Борисова И.В.
Б 825 Единый государственный экзамен по русскому языку.
Часть «С» : учеб. пособие / И.В. Борисова, Г.А. Бубнова,
Н.Д. Горшкова. – Новосибирск : Издательство НГТУ, 2009. – 44 с.
ISBN 978-5-7782-1203-9
Настоящее учебно-методическое пособие предназначено для учителей
русского языка, а также для учащихся выпускных классов школ,
лицеев и гимназий, готовящихся к ЕГЭ по русскому языку.
Материалы данного пособия помогут учащимся успешно справиться
с заданиями части «С» ЕГЭ.
ББК 81.411.2-9
ISBN 978-5-7782-1203-9
© Борисова И.В., Бубнова Г.А.,
Горшкова Н.Д., 2009
© Hовосибиpский госудаpственный
технический унивеpситет, 2009
2
Стр.2
СОДЕРЖАНИЕ
Предисловие .......................................................................................
Построение части «С» ......................................................................
Рекомендации .................................................................................
Общий план ....................................................................................
Объяснение ключевых понятий общего плана ..........................
Категории (виды) проблем ............................................................
Комментарии к сформулированной проблеме исходного текста
Позиция автора исходного текста ................................................
Аргументация собственного мнения по проблеме .....................
Типы аргументов ............................................................................
Требования к основным структурным элементам общего
плана ....................................................................................................
Вступление .....................................................................................
Основная часть ..............................................................................
Соответствие фраз-клише пунктам общего плана ......................
Заключение .....................................................................................
Примеры сочинений к исходным текстам ...................................
Проблемные тексты для тренировочных работ по части «С»
Приложения .......................................................................................
Приложение 1. Критерии проверки и оценки выполнения задания
с развернутым ответом ............................................................
Приложение 2. Средства выразительности .................................
Литература ........................................................................................
3
5
5
5
5
6
6
7
7
7
8
8
9
9
11
11
19
27
27
32
42
43
Стр.43