М.П. СУТЫРИНА
ИЗУЧЕНИЕ ОБЩИХ И СПЕЦИАЛЬНЫХ
СПОСОБНОСТЕЙ ИНВАЛИДОВ
ПО СЛУХУ В УСЛОВИЯХ ВЫСШЕГО
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ
Утверждено Редакционно-издательским советом университета
в качестве учебного пособия
НОВОСИБИРСК
2009
ББК 74.32я73
С 907
Рецензенты: <...> В.П. Леутин, д-р биолог. наук, проф.,
заведующий кафедрой специальной психологии ИФМИП НГПУ; <...> Е.В. Траулько, канд. пед. наук,
заведующая кафедрой СпиГН ИСР НГТУ
Работа выполнена в Институте социальной реабилитации
С 907
Сутырина М.П. <...> Изучение общих и специальных способностей инвалидов по
слуху в условиях высшего профессионального обучения: учеб.
пособие. <...> Предложенные материалы могут быть полезны студентам очной и заочной форм обучения по специальностям 031900 – Психология, 0401 –
Социальная работа, 0207 – Основы сурдокоммуникации, а также специалистам, работающим в области общего, специального и профессионального образования лиц со стойкими нарушениями слуха, дефектологам, специальным психологам. <...> Социальный интеллект и его роль в развитии индивидуальных
социальных способностей студентов с нарушением слуха ............... 47 <...> Проблеме способностей посвящен ряд специальных исследований
(Крутецкий В.А., 1971, Ягункова В.П., 1964, Якобсон П.М., 1969, Гоноболин Ф.Н., 1962, Мясищев В.Н., 1960, Дубровина И.В., 1978 и др.)
в общей психологии, однако эта проблема мало изучена в специальной
психологии, в частности в сурдопсихологии. <...> Профессиографический справочник Московского института
профессиональной реабилитации инвалидов называет 252 профессии,
4
которыми могут овладеть люди, имеющие необратимые стойкие нарушения слуха. <...> Очевидно, что для этого должны быть сформированы
те или иные способности, определенные свойства, позволяющие выполнять сложные виды деятельности. <...> В заключение автор выражает признательность всем, кто внес
свой вклад в разработку этих рекомендаций: заведующему кафедрой
специальной психологии В.П. Леутину и студентам Н.В. Акишиной, <...> Естественно, успешность выполнения <...>
Изучение_общих_и_специальных_способностей_инвалидов_по_слуху_в_условиях_высшего_профессионального_обучения.pdf
Министерство образования и науки Российской Федерации
НОВОСИБИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
ИНСТИТУТ СОЦИАЛЬНОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ
М.П. СУТЫРИНА
ИЗУЧЕНИЕ ОБЩИХ И СПЕЦИАЛЬНЫХ
СПОСОБНОСТЕЙ ИНВАЛИДОВ
ПО СЛУХУ В УСЛОВИЯХ ВЫСШЕГО
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ
Утверждено Редакционно-издательским советом университета
в качестве учебного пособия
НОВОСИБИРСК
2009
Стр.1
ББК 74.32я73
С 907
Рецензенты:
В.П. Леутин, д-р биолог. наук, проф.,
заведующий кафедрой специальной психологии ИФМИП НГПУ;
Е.В. Траулько, канд. пед. наук,
заведующая кафедрой СпиГН ИСР НГТУ
Работа выполнена в Институте социальной реабилитации
Сутырина М.П.
С 907
Изучение общих и специальных способностей инвалидов по
слуху в условиях высшего профессионального обучения: учеб.
пособие. – Новосибирск : Изд-во НГТУ, 2009. – 68 с.
ISBN 978-5-7782-1238-1
В учебном пособии даны обзор и анализ экспериментально-психологических
исследований общих и специальных способностей у студентов с
нарушениями слуха в условиях высшего профессионального образования.
Предложенные материалы могут быть полезны студентам очной и заочной
форм обучения по специальностям 031900 – Психология, 0401 –
Социальная работа, 0207 – Основы сурдокоммуникации, а также специалистам,
работающим в области общего, специального и профессионального
образования лиц со стойкими нарушениями слуха, дефектологам, специальным
психологам.
Учебное пособие выполнено в рамках аналитической ведомственной
целевой программы «Развитие научного потенциала высшей школы
(2009–2010 годы)» Министерства образования и науки РФ и ФАО (Разработка
методического и программного обеспечения проектирования образовательных
программ для инвалидов по слуху).
ББК 74.32я73
ISBN 978-5-7782-1238-1
© Сутырина М.П., 2009
© Hовосибиpский государственный
технический университет, 2009
2
Стр.2
Содержание
Введение ....................................................................................................... 4
1. Основные понятия и определения психологии способностей ............. 6
2. Психологические исследования общих и специальных
способностей студентов с нарушениями слуха в условиях
профессионального образования ............................................................ 9
3. Анализ результатов экспериментальных измерений
интеллектуальных характеристик студентов с нарушениями
слуха ........................................................................................................ 12
4. Понятийное мышление как основа усвоения научных дисциплин
и получения профессионального образования .................................... 32
5. Социальный интеллект и его роль в развитии индивидуальных
социальных способностей студентов с нарушением слуха ............... 47
6. Особенности коммуникативных способностей при нарушении
слуха ........................................................................................................ 53
Заключение ................................................................................................. 67
Литература .................................................................................................. 68
3
Стр.3