Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634840)
Контекстум
Руконтекст антиплагиат система

Развитие креативности учащихся основной школы посредством решения задач «открытого» типа (70,00 руб.)

0   0
Первый авторУтемов В. В.
ИздательствоВятГГУ
Страниц25
ID205111
АннотацияЦелью исследования является разработка и экспериментальное подтверждение эффективности использования систем задач открытого типа в целях повышения уровня развития креативности учащихся основной школы.
УДК37.01/.02
ББК74.00
Утемов, В. В. Развитие креативности учащихся основной школы посредством решения задач «открытого» типа : автореф. дис. на соискание ученой степени канд. пед наук / В. В. Утемов .— Киров : ВятГГУ, 2012 .— 25 с. — URL: https://rucont.ru/efd/205111 (дата обращения: 27.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

На правах рукописи Утёмов Вячеслав Викторович Развитие креативности учащихся основной школы посредством решения задач «открытого» типа 13.00.01 Общая педагогика, история педагогики и образования Автореферат диссертации на соискание учёной степени кандидата педагогических наук Киров – 2012 Работа выполнена в Федеральном государственном бюджетном образовательном учреждении высшего профессионального образования «Вятский государственный гуманитарный университет» на кафедре педагогики Научный руководитель доктор педагогических наук, профессор, Котряхов Николай Васильевич Официальные оппоненты: Зиновкина Милослава Михайловна, доктор педагогических наук, профессор, ФГБОУ ВПО «Московский государственный индустриальный университет», профессор кафедры «Профессиональная педагогика и креативное образование» Сахаров Василий Александрович, кандидат педагогических наук, доцент, ФГБОУ ВПО «Вятский государственный университет», доцент кафедры философии, социологии и психологии Ведущая организация ФГБОУ ВПО «Коми государственный педагогический институт» Защита состоится 20 апреля 2012 года в 13.00 часов на заседании диссертационного совета Д 212.041.01 при ФГБОУ ВПО «Вятский государственный гуманитарный университет» по адресу 610002, г. Киров, ул. <...> 104 С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке ФГБОУ ВПО «Вятский государственный гуманитарный университет» Автореферат разослан «____» марта 2012 г. Ученый секретарь диссертационного совета 2 Рудницкая Елена Евгеньевна ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ Актуальность исследования. <...> Ю. Н. Халилулиной, Г. А. Халюшовой, И. В. Шовгуровой утверждается, что развитие креативности возможно при активизации творческого потенциала личности в учебно-воспитательном процессе. <...> В настоящее время в педагогической теории и практике в этом направлении можно выделить следующие противоречия: – между необходимостью целостного представления о креативности как универсальной <...>
Развитие_креативности_учащихся_основной_школы_посредством_решения_задач_открытого_типа._Автореферат_диссертации_на_соискание_ученой_степени_кандидата_педагогических_наук.pdf
На правах рукописи Утёмов Вячеслав Викторович Развитие креативности учащихся основной школы посредством решения задач «открытого» типа 13.00.01 Общая педагогика, история педагогики и образования Автореферат диссертации на соискание учёной степени кандидата педагогических наук Киров – 2012
Стр.1
Работа выполнена в Федеральном государственном бюджетном образовательном учреждении высшего профессионального образования «Вятский государственный гуманитарный университет» на кафедре педагогики Научный руководитель доктор педагогических наук, профессор, Котряхов Николай Васильевич Официальные оппоненты: Зиновкина Милослава Михайловна, доктор педагогических наук, профессор, ФГБОУ ВПО «Московский государственный индустриальный университет», профессор кафедры «Профессиональная педагогика и креативное образование» Сахаров Василий Александрович, кандидат педагогических наук, доцент, ФГБОУ ВПО «Вятский государственный университет», доцент кафедры философии, социологии и психологии Ведущая организация ФГБОУ ВПО «Коми государственный педагогический институт» Защита состоится 20 апреля 2012 года в 13.00 часов на заседании диссертационного совета Д 212.041.01 при ФГБОУ ВПО «Вятский государственный гуманитарный университет» по адресу 610002, г. Киров, ул. Красноармейская, 26, ауд. 104 С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке ФГБОУ ВПО «Вятский государственный гуманитарный университет» Автореферат разослан «____» марта 2012 г. Ученый секретарь диссертационного совета 2 Рудницкая Елена Евгеньевна
Стр.2
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ приобретает проблема развития креативности и творческой деятельности, которые рассматриваются в качестве цели и результата образования. Жизнь современного человека становиться более разнообразной и сложАктуальность исследования. В настоящее время особую актуальность ной; она требует от него не стандартных действий и подходов, а гибкости, умения формулировать новые идеи, оригинальности мышления (т. е. креативности) при решении актуальных проблем, возникающих в процессе жизнедеятельности. Творчески мыслящему человеку легче адаптироваться в новых условиях, находить подходы к преодолению возникающих затруднений и достигать более высокой производительности труда. Необходимость формирования личности с развитым интеллектуальным потенциалом, способствующим развитию креативности как основы инновационной деятельности, отражена в федеральных и региональных документах, например, в Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования, утверждённом приказом № 1897 Министерства образования и науки Российской Федерации 17 декабря 2010 г., указах, постановлениях, распоряжениях и иных нормативно-правовых актах по школьному образованию. Проблема развития креативности как способности к творчеству привлекала пристальное внимание исследователей, начиная с ХIХ века. Повышение интереса к ней было связано с условным делением мышления на дивергентное и конвергентное, предложенное американским ученым Дж. Гилфордом. Программы развития креативности мышления, разработанные на основе его теории, весьма востребованы в развитых странах и используются в современных системах образования. В российской психолого-педагогической науке также возникло несколько научных направлений, в которых разрабатывалась подобная тематика: развивающее обучение (В. В. Давыдов, Л. В. Занков, Д. Б. Эльконин); проблемное обучение (А. М. Матюшкин, М. И. Махмутов); творческая педагогика (Г. С. Альтшуллер, И. М. Верткин); воспитание интеллектуальной творческой личности (И. П. Иванов, В. А. Сухомлинский); развитие творческой личности школьника при обучении математике, физике, биологии и т. д. (Н. В. Аммосова, И. Ю. Андржеевская, Г. Н. Гаврилова и др.). Большой вклад в разработку проблем развития творческого мышления внесли отечественные ученые Б. Г. Ананьев, Ю. Д. Бабаев, Д. Б. Богоявленская, П. Я. Гальперин, В. В. Давыдов, В. Н. Дружинин, Л. В. Занков, М. М. Зиновкина, В. А. Крутецкий, Н. С. Лейтес, А. М. Матюшкин, М. А. Петухова, С. Л. Рубинштейн, Б. Г. Теплов, В. Д. Шадриков и др. Однако результаты этих исследований в теории творчества Д. Б. Богоявленская оценивает как недостаточные. В диссертационных работах Н. А. Алтуховой, Н. В. Бибиковой, Т. А. Дроновой, О. В. Митченковой, О. Д. Никитина, Е. А. Первушкиной, С. К. Турчак, Ю. Н. Халилулиной, Г. А. Халюшовой, И. В. Шовгуровой утверждается, что развитие креативности возможно при активизации творческого потенциала личности в учебно-воспитательном процессе. По мнению В. А. Гусева, И. А. Володарской, О. Б. Епишевой, Ю. М. Колягина, В. И. Крупича, Г. Л. Луканкина, Е. И. Лященко и др., специфической особенностью интеллекта является, в первую очередь, обобщенное познавательное умение создавать и решать задачи. Именно задачи в образовательном процессе используются как средство подачи, закрепления и проверки усвоения 3
Стр.3
материала. Большинство задач в традиционных учебниках являются стандартными, решаемыми по известным алгоритмам, в то время как обучить школьников поиску вариативных решений, выбору лучших результатов эффективнее посредством «открытых» задач – задач, предполагающих многовариантность решений, ответов, исследований, изображений, прогнозов и т. п., то есть задач, предоставляющих возможность проявления креативности. В настоящее время в педагогической теории и практике в этом направлении можно выделить следующие противоречия: – между необходимостью целостного представления о креативности как универсальной способности к творчеству и недостаточной разработанностью этого вопроса в контексте практического использования; – уровнем научных разработок в области креативности и недостаточной изученностью специфики её развития у учащихся основной школы; – необходимостью креативного развития личности в целом и отсутствуем реализованной в практике основной школы модели её развития; – потенциальной способностью каждого ребенка к креативности и недостаточной разработанностью методики, обеспечивающей системность и структурированность её развития. Проблема исследования заключается в поиске средств повышения эффективности развития креативности учащихся основной школы. Целью исследования является разработка и экспериментальное подтверждение эффективности использования систем задач открытого типа в целях повышения уровня развития креативности учащихся основной школы. Объектом исследования является креативность учащихся основной школы. Предмет исследования: использование открытых задач в качестве средства развития креативности учащихся. Гипотеза исследования: развитие креативности учащихся основной школы посредством решения задач открытого типа, будет более эффективным, если: 1) креативность рассматривать как сложное интегральное образование личности, с наиболее характерными показателями, проявляющимися при преодолении проблем; 2) развивать креативность с учётом особенностей личностного становления учащихся основной школы в процессе учебной деятельности; 3) в образовательном процессе реализовать модель, ориентированную на комплексное становление у учащихся наиболее характерных показателей креативности; 4) разработать методику, обеспечивающую развитие креативности учащихся, проявляющейся при преодолении проблем в оптимальности предлагаемых идей, эффективности рассуждений, оригинальности ответа и степени разработанности решения. Задачи исследования: 1) раскрыть сущность и содержание понятия «креативность»; 2) выявить специфику развития креативности учащихся основной школы посредством решения задач открытого типа; 3) теоретически обосновать и разработать модель развития креативности учащихся основной школы на основе использования систем задач открытого типа; 4) создать и реализовать в практике методику развития креативности в 4 контексте предлагаемой модели; 5) экспериментально проверить эффективность модели и методики развития креативности учащихся основной школы.
Стр.4
В. В. Давыдов, Н. В. Котряхов, А. К. Маркова, Д. Б. Эльконин, Е. А. Ходырева, И. С. Якиманская); – идеи универсальности природы творчества как атрибута материи Методологической основой исследования являются: – личностно-деятельностный подход (Б. Г. Ананьев, Л. С. Выготский, (Н. Е. Веракса, С. П. Капица, Я. А. Пономарев, В. И. Слободчиков); – принцип ведущей роли обучения в развитии учащихся (Л. С. Выготский, Л. В. Занков, П. М. Эрдниев); – исследования в области научно-технического творчества школьников (Г. С. Альтшуллер, О. Ф. Кабардин, М. А. Петухов, В. Г. Разумовский); – идеи работ, посвященных обновлению школьного образования в XXI веке (И. П. Волков, А. А. Гин, В. К. Дьяченко, М. М. Зиновкина, А. Н. Колмогоров, Н. И. Мерлина и др.). Исследование проводилось с 2008 по 2011 г. и включало четыре этапа. На первом этапе выявлялось состояние исследуемой проблемы в теории и практике обучения в основной школе. Для этого осуществлялись изучение и анализ психолого-педагогической и методической литературы по проблеме исследования, наблюдение и анализ опыта работы педагогов с целью исследования роли, места и путей эффективного развития креативности в основной школе. На втором этапе (2008–2009 гг.) разрабатывались теоретические основы и модель развития креативности учащихся основной школы: выделялись содержание и организационно-методическая структура процесса развития креативности, определялись критерии диагностики уровней сформированности креативности учащихся, а также осуществлялась проверка надежности и валидности диагностики. В ходе третьего этапа (2009–2010 гг.) были разработаны системы задач открытого типа, выявлены и проверены требования к формулировкам задач таких систем, описаны критерии оценивания и классификация по уровням сложности задач открытого типа. С этой целью проводились внеклассные занятия по курсам развития креативности учащихся 5–9-х классов образовательных учреждений, был организован и функционировал в течение четырех лет летний лагерь научного творчества для учащихся 5–9-х классов МОАУ «Лицей № 21» г. Кирова. Также проведено исследование по выявлению уровня сформированности креативности учащихся основной школы, показывающее, что процент учащихся с низким уровнем креативности достаточно высокий. На четвертом этапе (2010–2011 гг.) был проведен обучающий эксперимент с целью проверки эффективности разработанной методики. Полученные результаты проанализированы и обработаны средствами математической статистики. Анализ полученных теоретических и экспериментальных результатов позволил сформулировать окончательные выводы диссертационного исследования. Научная новизна исследования заключается в разработке и описании систем учебных задач открытого типа: типизации частично открытых задач, определении требований к формулировке учебной задачи открытого типа, выводе критериев оценивания задач, определении уровней сложности предлагаемых задач открытого типа; создании модели и методики развития креативности учащихся основной школы посредством использования систем задач открытого типа, обогащающих теорию развития креативности. Теоретическая значимость исследования обусловлена вкладом в разработку научных представлений об особенностях и способах развития креативности учащихся основной школы посредством решения задач открытого типа. 5
Стр.5

Облако ключевых слов *


* - вычисляется автоматически
Антиплагиат система на базе ИИ