Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное агентство по образованию
Ярославский государственный университет им. <...> М.С. Чудакова, доцент Ярославской государственной
медицинской академии;
кафедра политологии и социологии
Ярославского государственного педагогического университета
им. <...> В сборнике нашли отражение наиболее актуальные методические проблемы преподавания ряда гуманитарных,
общепрофессиональных и специальных дисциплин, применения рейтинговой системы оценки знаний студентов,
внедрения активных форм обучения специалистов. <...> Предлагаемый сборник адресован преподавателям, аспирантам, студентам гуманитарных факультетов университетов и институтов. <...> УДК 378
ББК 481я43
Редакционная коллегия:
профессор И.Ю. Киселев (отв. ред.),
профессор Г.М. Нажмудинов,
профессор И.Ф. Албегова,
доцент Л.Д. Руденко,
доцент М.В. Афонин
© Ярославский государственный университет, 2006
2 <...> И.Ф. Албегова, Е.Б. Воробьев
Новые подходы к организации учебного процесса
по специальности «Социальная работа»
Современное российское образование развивается в условиях
глобализации, активного развертывания Болонского процесса и
тщательного учета региональной специфики. <...> Несомненно, в
этот период весьма полезных дискуссий обозначились подходы к
определению предмета и объекта социальной работы, стимулировалось формирование имплицитных концепций и велись поиски
отечественных эквивалентов понятий, соотносимых с понятием
«социальная работа». <...> В настоящее время подготовлен новый Государственный образовательный стандарт по специальности «Социальная работа», который в июне 2006 г. должен обсуждаться на заседании Совета
УМО вузов России. <...> П.Г. Демидова студенты специальности «Социальная работа»
имели возможность обучаться по стандартам первого и второго
поколения, так как подготовка по названной специальности на факультете социально-политических наук ведется с 1993 г.
Не оценивая положительные и отрицательные <...>
Высшая_школа_и_современность.pdf
Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное агентство по образованию
Ярославский государственный университет им. П. Г. Демидова
Высшая школа
и современность
Сборник научных трудов
Выпуск 1
Под редакцией
доктора социологических наук,
профессора И.Ю. Киселева
Ярославль 2006
1
Стр.1
УДК 378
ББК 481я43
В 93
Рекомендовано
Редакционно-издательским советом университета
в качестве научного издания. План 2006 года
Рецензенты:
М.С. Чудакова, доцент Ярославской государственной
медицинской академии;
кафедра политологии и социологии
Ярославского государственного педагогического университета
им. К.Д. Ушинского
Высшая школа и современность: сборник научных
В 93
трудов. Вып. 1 / под ред. проф. И.Ю. Киселева ; Яросл.
гос. ун-т. – Ярославль : ЯрГУ, 2006. – 76 с.
В сборнике нашли отражение наиболее актуальные методические
проблемы преподавания ряда гуманитарных,
общепрофессиональных и специальных дисциплин, применения
рейтинговой системы оценки знаний студентов,
внедрения активных форм обучения специалистов.
Предлагаемый сборник адресован преподавателям, аспирантам,
студентам гуманитарных факультетов университетов
и институтов.
УДК 378
ББК 481я43
Редакционная коллегия:
профессор И.Ю. Киселев (отв. ред.),
профессор Г.М. Нажмудинов,
профессор И.Ф. Албегова,
доцент Л.Д. Руденко,
доцент М.В. Афонин
© Ярославский государственный университет, 2006
2
Стр.2
Содержание
И.Ф. Албегова, Е.Б. Воробьев3
Новые подходы к организации учебного процесса
по специальности «Социальная работа» ....................................... 3
М.В. Афонин
Особенности преподавания дисциплины
«Теория и практика местного самоуправления» ......................... 7
Л.А. Бухарин
Опыт проведения письменного зачета
по политической истории России .................................................. 10
Е.Ю. Васютина
Особенности образовательных технологий российских вузов ........ 13
Н.В. Досина
Методы усиления связи темы и содержания дипломной
(курсовой) работы с реальными задачами
профессиональной деятельности в условиях
формирования новой модели образования ................................. 19
О.В. Епархина
Инновационные аспекты преподавания
социологии в вузе .............................................................................. 22
С.В. Заец
Из опыта преподавания спецкурса «История зарубежного
предпринимательства» на факультете информационновычислительной
техники ............................................................... 26
И.Ю. Киселев
О подходах к изучению безопасности ................................................... 29
С.А. Кудрина
Рекомендации по методике и содержанию преподавания истории
социологии для студентов специальности «Социология» ....... 36
С.А. Кудрина, А.Н.Филькин
Биомедицинская этика как составляющая образования врача ..... 39
Н.В. Кукина
Учебно-методический комплекс по курсу «Современные
политические партии России»: структура и проблемы
формирования ................................................................................... 44
74
Стр.74
Л.Д. Руденко, Ю. Воронова, А. Проворов, Р. Смирнов
Проективный рисунок в изучении стереотипов восприятия
специальности «Социальная работа» .......................................... 47
М.А. Рутковский, Л.А. Бухарин
К изучению проблематики социального партнерства
в курсе социальной истории России ............................................. 53
Н.А. Соловьева
Использование инновационных педагогических
и обучающих технологий в учебном процессе
при изучении дисциплины «История социальной работы
в России» ............................................................................................. 56
П.Г. Уткин
О некоторых аспектах повышения мотивации студентов
при изучении курса «Политология» ............................................. 58
Н.Е. Ушакова
Применение деловой игры в рамках изучения спецкурса
«История Ярославского края» ....................................................... 62
И.В. Черная
Организация учебного процесса при изучении дисциплины
«Социальная работа за рубежом» ................................................. 64
А.Е. Чистяков
Особенности преподавания и построения учебных программ
по экономическим дисциплинам на современном этапе .......... 66
С.А. Шубина
К проблеме преподавания предметов
гуманитарного цикла ....................................................................... 70
Сведения об авторах ................................................................................. 72
75
Стр.75