¹ 1, 2012 ã.
1
управление
Анатолий Цирульников
Модернизация школы.
Социокультурная альтернатива
Стр.1
2
¹ 1, 2012 ã.
Цирульников Анатолий Маркович — известный ученый
и писатель, член-корреспондент РАО, академик Академии
педагогических и социальных наук, доктор педагогических
наук, профессор. Исследователь в области истории педагогики
и отечественного образования, автор оригинальных
трудов по истории школьных реформ, разработчик ряда
новых направлений в науке, в том числе социокультурного
подхода и новых методов в изучении и развитии системы
образования, положенных в основу современной концепции
и стратегии ее социокультурной модернизации, ряда
законов, федеральных и региональных образовательных
программ, новых видов школ. Автор 400 опубликованных
работ, включая 20 книг, монографий и учебных пособий, в
том числе «Из тайных архивов русской школы», «История
образования в портретах и документах», «Неопознанная
педагогика», «Педагогика кочевья», «Система образования
в этнорегиональном и социокультурном измерениях» и др.
Лауреат премии Союза журналистов России (2004) и ряда
центральных изданий; книги автора отмечены как лучшие
работы по развитию современного образования(2004,
2006, 2008).
Стр.2
¹ 1, 2012 ã.
Библиотека журнала «Директор школы»
Выпуск ¹ 1, 2012 год
3
Анатолий Цирульников
Модернизация школы.
Социокультурная альтернатива
Ответственный редактор
кандидат педагогических наук М.А. Ушакова
Москва • «Сентябрь»•
Стр.3
4
УДК 373.1.014:316.7
ББК 74.2 + 60.56
Ö71
¹ 1, 2012 ã.
Библиотека журнала «Директор
øêîëû» основана в 1995 ãîäó.
Выходит 8 раз в год.
Ö71
А.М. Цирульников. Модернизация школы. Социокультурная
альтернатива. — Ì.: Ñåíòÿáðü, 2012. — 176 ñ.
ISBN 9785-88753-134-2
В книге представлены основы социокультурного подхода
к развитию школы, инструментарий ее социокультурной
модернизации. Раскрывается ряд социокультурных
технологий, в том числе метод анализа социокультурных
ситуаций, технология образовательных сетей, способствующих
выбору дифференцированных стратегий и
моделей развития образования в конкретном населенном
пункте, районе. Описывается опыт и способы решения
средствами образования жизненных проблем местных
сообществ. Приводятся образцы социокультурного анализа
и основанные на социокультурном подходе проекты
развития школы, муниципальной и межмуниципальной
системы образования.
УДК 373.1.014:316.7
© Цирульников À.Ì., 2012
© Издательская фирма «Ñåíòÿáðü», 2012
Ìîñêâà, 2012
Стр.4
¹ 1, 2012 ã.
5
Содержание
От автора .......................................................................6
Введение .......................................................................9
Модернизация образования: социокультурная
альтернатива ................................................................ 14
Метод анализа социокультурных ситуаций школы ........26
Образовательная сеть как социокультурная
технология ...................................................................61
Опыт социокультурного анализа и проектирования
развития образования в регионе ..................................83
Социокультурные проекты развития образования ......109
Рекомендуемая литература ........................................ 176
Приложения ...............................................................178
Приложение 1. Понятийный словарь по проблемам
социокультурного подхода к развитию образования
и его социокультурной модернизации ...................178
Приложение 2. Концепция социокультурной
модернизации образования в Республике
Саха (ßêóòèÿ) .........................................................198
Приложение 3. Анкета по выявлению
общих ценностных ориентаций и различий
в представлениях об образовании учащихся,
учителей и родителей ............................................ 213
Стр.5
6
¹ 1, 2012 ã.
От автора
Э
та книга — определенный итог нашей многолетней
работы в области социокультурного подхода к развитию
школы*. Словочетание «социокультурная модернизация»
появилось в педагогике недавно. Внесение
его в заголовок — не только дань времени, но и в известном
смысле оппозиция, альтернатива тому, что довлеет
в образовании в последние годы, именуясь по-разному:
«комплексная модернизация», «национальный проект»,
«новая школа», но, в сущности, являясь одним и тем же.
Впрочем, эта книга — не критика официального курса.
Ее задача другая: показать, что помимо небесных политических
ветров, существуют земные заботы школы, в
буквальном смысле земные, имея в виду школу на земле,
в том или ином поселении. Что школа — часть сообщества,
у которого разнообразные жизненные проблемы, и
некоторые можно решать с помощью образования.
Мы постараемся, основываясь на опыте некоторых
школ и населенных пунктов, показать, как это сделать.
Для этого, правда, придется расширить представле*
В основу книги положены исследования, выполненные при финансовой
поддержке Российского гуманитарного научного фонда в рамках научно-исследовательского
проекта РГНФ «Социокультурный подход в проектировании
и развитии территориально-региональных образовательных систем», проект
10-06-01199а.
Стр.6
¹ 1, 2012 ã.
7
ние об образовании, более гибко отнестись к устоявшимся точкам
зрения (как остроумно замечено, «ничто так не мешает видеть, как
точка зрения»).
Несмотря на иронический тон предисловия, чтение книги вряд ли
будет легким занятием. Чтобы решать жизненные проблемы школ
и сообществ, приходится пользоваться языком социокультурного
анализа, типов, феноменологий, моделей, но надеемся, что читателя
библиотеки журнала «Директор школы» этим не испугаешь. К тому
же на этом языке сегодня свободно объясняются сотни педагогов и
управленцев, например, в Республике Саха (Якутия), где мы работаем
многие годы. Заместитель Генерального секретаря ЮНЕСКО
профессор Колин Пауэр назвал увиденное в республике «якутским
педагогическим чудом». Но управленцы и учителя не очень об этом
распространяются, и мы понимаем, почему.
Симон Соловейчик когда-то заметил: хочешь погубить педагогановатора
— напиши о нем… Но все-таки писал, писали другие, и в
немалой мере благодаря этому случилась школьная перестройка,
идеями и свободами которой мы пользуемся до сих пор.
Впрочем, автор побаивается фронтальных реформ и предпочитает
локальные изменения там, где к тому есть возможности и желания.
Эта книга не заменит живого опыта, но, надеемся, укрепит желание
директора школы и педагога добиваться успеха.
Несколько слов о содержании книги. Первая часть — теоретическая,
в ней раскрывается смысл социокультурного подхода к развитию
образования, школы. Вторая и третья части — это инструментарий,
социокультурные технологии. Среди пяти используемых в опыте — в
книге представлен в основном метод анализа социокультурных ситуаций
и образовательная сеть, а также — частично — технология социокультурного
проектирования. Очень бегло сказано про образовательные
экспедиции, которые мы регулярно проводим уже десять лет,
и про технологию образовательной ярмарки, ежегодно проходящую
в регионе с 2003 года. Заинтересованного читателя мы отсылаем к
немногочисленной, к сожалению, литературе в этой области и другим
нашим книгам, написанным по материалам экспедиций.
Неполноту описания накопленного в практике мы попытаемся
компенсировать в третьей части книги: здесь представлен опыт социокультурного
анализа и проектирования в регионе, справочный
Стр.7