Действительно, в русском языке нет адекватного пере
вода этого, казалось бы, сегодня общеупотребимого
термина, а чего нет в языке, того соответственно нет
в голове и деятельности. <...> Если вы попробуете найти множество значений этого
слова в словарях (а именно множество значений передает
истинный смысл термина в переводе), то окажется, что
кроме традиционного — управление, руководство, чем
мы, собственно, и ограничиваемся, у этого термина есть
и другие смыслы, придающие ему несколько иной от
тенок, если не сказать смысл. <...> А именно: умение справ
ляться, умение владеть, чуткое, бережное отношение,
уловка, хитрость, осторожное отношение…
№ 8, 2011 г.
При этом у англичан и других англосаксов для понятий «управление»,
«руководство» в российском понимании этого термина есть другой
термин (govern), который ближе к русскому понятию «править». <...> Под качеством организации я понимаю уровень слож
ности профессиональных взаимоотношений различных участников
образовательного процесса, иначе говоря, качество определяется
структурой, причем ключевым элементом этой структуры являются
связи между ее элементами. <...> Эти связи и порождаемые ими процессы
внутри организации и есть, как кажется на сегодня, основной ресурс
развития школьной организации. <...> Может, причина неудач лежит глубже, чем
тактические ошибки институциональных реформ? <...> Все изменения, которые мы делаем, лежат в парадигме школы,
функционирующей по индустриальной модели, которая рассма
тривает школу как конвейерное производство. <...> В частности, возможно, именно поэтому мы испытыва
ем проблемы с личностно ориентированным обучением, которое не
соответствует действующей модели (индустриальной школы), так
как, по сути, напрямую противоречит индустриальной концепции. <...> Поскольку обсуждение иных моделей и парадигм под давлением мно
жества институциональных изменений практически ушло из повестки
дня, то индустриальная модель подминает под себя все инновации <...>
Библиотека_журнала_«Директор_школы»_№8_2011.pdf
№ 8, 2011 г.
1
управление
К.М. Ушаков
Управление школой:
кризис в период реформ
Стр.1
2
№ 8, 2011 г.
Ушаков Константин Михайлович — доктор педагоги
ческих наук профессор, автор книг по проблемам разви
тия организации, управления человеческими ресурсами
школы. Много лет проработал в системе повышения
квалификации в образовании. Его лекции по проблемам
управления школой, практическая работа с руководителями
образования, выступления в средствах массовой информа
ции неизменно получают высокую оценку педагогической
общественности.
Ушаков К.М. — неизменный главный редактор широко из
вестного руководителям образования журнала «Директор
школы».
Стр.2
№ 8, 2011 г.
библиотека журнала «Директор школы»
Выпуск № 8, 2011 год
К.М. Ушаков
Управление школой:
кризис в период реформ
Ответственный редактор
кандидат педагогических наук М.А. Ушакова
Москва • «СЕнтябрь»•
Стр.3
УДК 71.215
ббК 7 .0
У9
№ 8, 2011 г.
библиотека журнала «Директор
школы» основана в 1995 году.
Выходит 8 раз в год.
У9
Ушаков К.М. Управление школой: кризис
в период реформ. — М.: Сентябрь, 2011. — 176 с.
ISBN 97858875 1 28
Книга посвящена проблемам развития образователь
ных организаций в условиях ограниченности ресурсов.
Особое внимание уделяется анализу кризисных явлений
в системе среднего образования, оценке текущей ситуа
ции, а также проблемам, которые порождаются подходом
к системе образования как рыночной.
Подробно рассмотрены проблемы, связанные с конку
ренцией и ее последствиями для организации. Особое
внимание уделяется проблеме эволюции организации,
условиям этого процесса. Книга адресована руководите
лям школ, формирующим организационную политику.
УДК 71.215
© Ушаков К.М., 2011
© Издательская фирма «Сентябрь», 2011
Москва, 2011
Стр.4
№ 8, 2011 г.
5
Содержание
Введение .......................................................................6
Оценка обстоятельств .................................................. 12
Стратегические факторы .............................................. 20
Система среднего образования: рынок или нет? .......... 26
Деньги как инструмент управления: возможности
и ограничения .............................................................. 8
Качество образования и качество организации ............ 51
Система профессиональных представлений
руководителя как основа управления организацией ..... 66
Социальный капитал организации ................................ 77
Представления о подчиненных как часть управленческой
парадигмы ................................................................... 87
новации в организации и противодействие
персонала ...................................................................10
Проблемы планирования.............................................120
Инновации и развитие организации ............................129
Лидерство и менеджмент ............................................1
Организационная культура ..........................................162
Заключение .................................................................17
Список литературы......................................................175
Стр.5
6
№ 8, 2011 г.
Введение
К
нига, которую вы начинаете читать, не представляет
собой систематического изложение какоголибо
подхода. Извинением по этому поводу может
служить следующее соображение. Мы, кажется, непра
вильно в свое время перевели, а следовательно, и поняли
ключевое слово в управлении российским образованием
(и не только) — менеджмент (management).
Действительно, в русском языке нет адекватного пере
вода этого, казалось бы, сегодня общеупотребимого
термина, а чего нет в языке, того соответственно нет
в голове и деятельности. Это утверждал и Исхак Адизес,
один из ведущих экспертов в области управления, по
четный профессор Колумбийского университета и т.п.,
который в январе 2010 года выступил с речью об особен
ностях российского стиля руководства.
Если вы попробуете найти множество значений этого
слова в словарях (а именно множество значений передает
истинный смысл термина в переводе), то окажется, что
кроме традиционного — управление, руководство, чем
мы, собственно, и ограничиваемся, у этого термина есть
и другие смыслы, придающие ему несколько иной от
тенок, если не сказать смысл. А именно: умение справ
ляться, умение владеть, чуткое, бережное отношение,
уловка, хитрость, осторожное отношение…
Стр.6
№ 8, 2011 г.
7
При этом у англичан и других англосаксов для понятий «управление»,
«руководство» в российском понимании этого термина есть другой
термин (govern), который ближе к русскому понятию «править».
Жаль, что мы не сразу уловили эту тонкость, возможно, многие вещи
могли бы пойти подругому, и не только в образовании.
Эти управленческие уловки, умение справляться с проблемами
могут быть систематизированы лишь отчасти, потому что они прочно
привязаны к контексту деятельности, то есть к конкретным условиям
существования организации и конкретным событиям, которые здесь
и сейчас имеют место. Для того чтобы управлять бережно, осторожно,
чутко, нужно очень хорошо представлять себе объект управления.
Школа слишком сложный набор различного рода систем. Даже их
краткое неполное перечисление пугает своим многообразием: это
система контроля, система взглядов и представлений, система вос
питания и обучения, система отношений и связей между педагогами,
система взаимоотношений с родителями, органами управления,
система финансовая и множество других, что исключает возмож
ность полного описания, во всяком случае, в рамках одной книги.
Одновременно это дает возможность обратить внимание на то, ка
кие именно части сложного организма школы могут представлять
на сегодняшний день определенную слабость и препятствие на пути
дальнейшего развития.
Ключевая идея заключается в том, что результаты деятельности
в долгосрочной и среднесрочной перспективе связаны с качеством
организации. Под качеством организации я понимаю уровень слож
ности профессиональных взаимоотношений различных участников
образовательного процесса, иначе говоря, качество определяется
структурой, причем ключевым элементом этой структуры являются
связи между ее элементами.
рассмотрим школу как систему, состоящую из элементов, объек
тов (педагогов и администрации) и связей между ними. Если у вас
два объекта (педагога), то между ними может существовать только
одна связь, если их три, то связей уже три, если четыре, то связей
шесть, если людей пять, то максимальное число возможных связей
10, если 10, то связей уже 5. Дальше — больше. И это только связи
между отдельными людьми, а еще прибавьте сюда способность
(если она есть) ваших педагогов образовывать различные группы,
Стр.7