№ 6, 2011 г.
1
управление
Г.М. Пономарева
Руководителю образовательного
учреждения о работе с персоналом
Стр.1
2
№ 6, 2011 г.
Галина Михайловна Пономарева, по образованию
учитель географии, практический психолог, менеджер
в сфере образования. Многие годы работала в школе
учителем, в педагогическом институте преподавала психологию,
последние 13 лет — главный методист филиала
Хабаровского краевого института развития образования в
г. Комсомольске-на-Амуре, занимается курсовой подготовкой
руководителей образовательных учреждений, проводит
курсы профессиональной переподготовки «Менеджмент
образования». Автор многочисленных статей и трех книг
по психологии и менеджменту. Награждена грамотами
Министерства образования Хабаровского края, имеет звания
«Почетный работник системы общего образования»,
«Ветеран труда».
Стр.2
№ 6, 2011 г.
библиотека журнала «Директор школы»
Выпуск № 6, 2011 год
3
Г.М. Пономарева
Руководителю образовательного
учреждения о работе
с персоналом
Ответственный редактор
кандидат педагогических наук М.А. Ушакова
Москва • «СеНтябрь»•
Стр.3
УДК 37.01 :005.95
ббК 7 .0
П56
№ 6, 2011 г.
библиотека журнала «Директор
школы» основана в 1995 году.
Выходит 8 раз в год.
П56
Пономарева Г.М. руководителю образовательного
учреждения о работе с персоналом. — М.: Сентябрь,
2011. — 208 с. ISBN 9785-88753-130На
практическом уровне пособие помогает решить
вопросы о том, какого человека должна воспитать школа,
каким должен быть сам воспитатель, какова роль взрослых
в профориентационной работе.
В книгу включены упражнения, тесты и методики, которые
можно использовать на внутришкольных семинарах
и совещаниях, посвященных совершенствованию стиля
педагогического общения, сохранению психологического
здоровья всех участников образовательного процесса.
Пособие адресовано руководителям образовательных
учреждений, педагогам, руководителям.
УДК 37.01 :005.95
© Пономарева Г.М.
© Издательская фирма «Сентябрь»
Москва, 2011
Стр.4
№ 6, 2011 г.
Содержание
5
Введение ....................................................................... 6
Человек в производственном процессе .......................... 8
Цели, функции и методы управления персоналом .........15
Особенности современного этапа в развитии управления
персоналом .................................................................. 25
Стратегии работы с кадрами ........................................ 34
Особенности работы с персоналом школы ................... 37
Кадровая политика .................................................. 42
Подбор персонала ................................................... 58
Оценка сотрудников организации .............................81
расстановка персонала ........................................... 99
Адаптация педагогов .............................................. 117
Мотивация персонала .............................................129
Обучение сотрудников организации .......................150
Заключение .................................................................168
рекомендуемая литература .........................................170
Приложения ................................................................172
Стр.5
6
Введение
№ 6, 2011 г.
У
тро директора школы начинается с размышлений
о том, как структурировать свой рабочий день таким
образом, чтобы успеть переделать все намеченные
дела. В списке дел и учебный процесс, и хозяйство,
и совместная работа с главным бухгалтером; не забыть
подготовить отчеты в вышестоящие организации, посетить
уроки учителей, поговорить с родителями учеников
и представителями общественных организаций… только
к вечеру приходит осознание, что все дела сделаны
успешно благодаря тому, что вместе с директором были
его подчиненные — заместители директора, учителя,
работники бухгалтерии, технические работники, секретарь,
библиотекарь и еще много других специалистов,
именуемых персоналом образовательного учреждения,
совместными усилиями которых осуществлялся производственный
процесс организации.
Сотрудники выполняют свои функциональные обязанности
в соответствии с должностной инструкцией и квалификацией,
но они включены в систему разнообразных
трудовых и личных взаимоотношений, которые, в свою
очередь, также составляют определенную систему со
своими законами и правилами, знать которые необходимо
современному менеджеру, коим является директор
образовательного учреждения.
Как построить систему работы с персоналом, чтобы
Стр.6
№ 6, 2011 г.
7
люди, пришедшие на работу в конкретную школу, своим трудом
обеспечивали функционирование и развитие учреждения, а также
имели возможность удовлетворить собственные потребности, взаимодействуя
с руководством и другими членами коллектива?
Наблюдая за работой успешных директоров, я заметила, что они на
первое место ставят людей, ведь по большому счету именно от труда
конкретного сотрудника и всего коллектива в целом зависит результат
работы школы, конечно же, под мудрым руководством самого директора.
так вот, успешные руководители не просто планируют и контролируют
производственный процесс, не просто дают поручение, не просто
берут на работу первого попавшегося человека с улицы с нужной квалификацией,
они учитывают цели своего учреждения, цели коллектива
и, конечно же, собственные цели, выстраивая определенную систему
работы с людьми на основе трудового законодательства и индивидуального
подхода к личности работника с учетом его психологических
характеристик. А еще успешные директора знают, что школа — это не
просто формальное учреждение, где люди зарабатывают деньги посредством
качественного труда, школа — это, без сомнения, второй
дом для большинства его сотрудников, где между ними за многие
годы совместной деятельности устанавливаются уникальные связи,
помогающие им не просто работать, а жить в школе.
В книге «руководителю образовательного учреждения о работе
с персоналом» я предлагаю систему работы с персоналом, составляющие
которой взаимосвязаны и взаимозависимы и предполагают, что
цели руководителя, отвечающего за результат работы школы в целом,
можно достичь не только грамотно строя производственный процесс,
но и умело управляя людьми, используя знания психологии. Данная система
не заложена в жесткие рамки, ограничивающие управленческое
творчество руководителя, а предполагает гибкий подход к управлению
людьми с учетом актуальных потребностей самого руководителя.
я выражаю надежду, что содержание книги будет полезно директорам
школ и других образовательных учреждений, начинающим и
опытным, работающим в стабильном трудовом коллективе и только
формирующим команду новой школы, заинтересованным в построении
системы работы с персоналом и тем, кто прочтет книгу просто
из любопытства. я буду признательна коллегам, если получу отзывы
о книге, которые дадут мне новую информацию и которые я обязательно
учту в новой книге по психологии менеджмента.
Стр.7