Евгений МАРКОВ
Оригинал здесь -- http://lit.1september.ru/articlef.php?ID=200403008
Евгений Львович Марков (1835-1903) -- ныне забытый литератор; между тем его проза и
публицистика, а более всего -- его критические статьи имели успех и оставили след в сочинениях Льва
Толстого и Достоевского.
О романе "Преступление и наказание"
"Преступление и наказание" -- один из самых серьёзных, глубоких и оригинальных романов
Достоевского. Вместе с тем это и один из наиболее удачных его романов. Но вместе с тем и недостатки
художественного творчества Достоевского выступают в этом романе так же ярко, как сила и глубина его
психологической наблюдательности.
Роман этот -- история бедного, самолюбивого, неглупого и неподлого человека, с мыслию
довольно пробуждённою, с потребностью значительного дела и личного счастия и с разъедающим
сознанием, что судьба, при обычных условиях, не даст ему ни того, ни другого.Юноша этот, заточённый
своим самолюбием бедняка, как в тюрьму, в свой душный чердак, на всяком шагу своей страстной
молодой жизни испытывает тяжкие лишения и оскорбления, неразлучные с нищетою.
Он мечтал быть честным и полезным деятелем в обществе, он очень любил мать и сестру,
переносящих бедность в далёком провинциальном углу, и надеялся, покончив своё образование в
университете, переменить свою судьбу. Он так верил в себя, в будущее, в силу образования. Недаром же
он допускал и мать, и сестру лишать себя последнего, чтобы помогать ему окончить курс в университете.
Он уверен был, что сумеет скоро и сторицею вознаградить их. Но вот он на ногах -- и нуждается всё так
же, нуждается ещё более; мать и сестра по-прежнему жертвуют всем, и он по-прежнему вынужден
принимать их жертвы.
Человек с здравым и практическим взглядом, конечно, перенёс бы эту весьма естественную
критическую минуту почти всякой начинающейся деятельности и, при крайней потребности в людях на
родной Руси, разумеется, недолго бы дожидался какой-нибудь производительной работы.
Но герои Достоевского всегда раздражённые, всегда ипохондрики, всегда страдальцы. И его
Раскольников отвечал бедности не спокойною борьбою, а только внутренним страданием. Автор
мастерски изобразил чисто физическое влияние низенького, тесного и грязного чердака, в котором
постоянно валялся на своей постели его раздражённый герой, на развитие в нём ипохондрии и, наконец,
даже злобной мизантропии.
Там, среди желчных монологов с самим собою, которые занимают добрую часть романа,
Раскольников решается переменить свою судьбу ловким убийством старой нравственно отвратительной
ростовщицы, существование которой с самой снисходительной точки зрения могло быть только вредом
для людей.
Необыкновенная тонкость и глубина психологического наблюдения обнаружена автором в каждой
мелкой подробности, которыми он обставил подготовление и совершение этого убийства и которые
наполняют всю первую часть из числа шести частей романа.
Можно сказать, что ничего подобного, по обстоятельности исследования и внутренней
психической правде, не представляет наша литература в своих разнородных описаниях преступлений.
Так как убийство замышлялось и исполнилось Раскольниковым в одиночку и читатель в первой
части романа почти не имеет дела ни с кем, кроме самого преступника, то вся характерная сила таланта
Достоевского могла развернуться свободно в этом своего рода внутреннем дневнике Раскольникова.
Оттого он производит здесь вполне цельное и вполне подавляющее впечатление. Вы словно сами сидите в
нём, в его воспалённом и смущённом мозгу, тревожно бредите с ним на его одинокой постели, трусливо
крадётесь с ним за топором в конурку дворника, делаетесь вместе с ним обезумевшим автоматомубийцею
в роковых тёмных комнатках старой ростовщицы.
Что автор действительно горько и тяжело пережил на самом себе последовательные ощущения
своего героя, что он действительно передумал и выстрадал всем своим существом каждый оттенок мысли
Раскольникова, когда писал эти замечательные страницы, -- в этом сомневаться невозможно. Только такое
всецелое перенесение себя в душу своего героя в состоянии было дать такое удивительно правдивое и
Стр.1