М.М. Мусарский
Внебюджетная деятельность школы:
организационно-экономический
и финансовый аспекты
Ответственный редактор
кандидат педагогических наук М.А. Ушакова
Москва • «Сентябрь»•
УДК 373.1.1.014.54
№ 7, 2010 г.
ББК 74.204
М 91
Библиотека журнала «Директор
школы» основана в 1995 году. <...> Внебюджетная деятельность школы:
организационно-экономический и финансовый
аспекты — М. <...> В книге описаны принципы
и порядок сметного планирования, алгоритм представления платных дополнительных услуг, методика расчета
благотворительных пожертвований; рассматриваются
возможности сдачи в аренду имущества, закрепленного
за школой, а также вопросы налогообложения внебюджетных доходов школы. <...> Благотворители требуют результатов по их целевым пожертвованиям. <...> Внебюджетное финансирование учреждений
образования (другими словами, иные, не бюджетные, источники
финансирования) за последние годы во многих случаях стало нормой
жизни и играет существенную роль в обеспечении жизнедеятельности
бюджетного образовательного учреждения. <...> Согласно контракту образовательные учреждения получают определенные суммы денег за оказание
образовательных услуг учащимся и за предоставление им возможности добиться желаемых результатов. <...> Они могут
варьироваться от строгого механизма распределения ресурсов,
подкрепленного ясным соглашением, до более гибкой схемы, при
отсутствии явных контрактов между государством и образовательным
учреждением (негосударственные образовательные учреждения). <...> Бюджетные средства, получаемые образовательным учреждением по нормативу подушевого
финансирования, предназначены для выполнения основной функции
образовательной организации в соответствии с государственными
стандартами образования, а вопросы индивидуализации образовательных услуг решаются за счет дополнительных источников финансирования — целевых бюджетных программ развития образования
и внебюджетных источников финансирования. <...> Модель <...>
Библиотека_журнала_«Директор_школы»_№7_2010.pdf
2
№ 7, 2010 г.
Мусарский Марк Михайлович — доктор экономических
наук, профессор Московского института открытого
образования, зам. председателя Экспертного совета по
экономике образования Комитета Государственной Думы
по образованию.
Автор более 100 книг и статей по вопросам управления,
экономики и финансов образования, в том числе учебных
пособий: «Экономика и финансы образования», «Финансовый
менеджмент в образовании», учебно-методических
комплексов: «Образовательное учреждение в условиях введения
подушевого финансирования и отраслевой оплаты
труда», «Развитие экономической самостоятельности образовательных
учреждений», монографий: «Диагностика
финансового обеспечения образовательных учреждений».
«Экономическая диагностика высших учебных заведений»
(научно-методический аспект), методических пособий:
«Система оценки качества образования Московской области»,
«Практические рекомендации по привлечению
дополнительных доходов в школу: мандат общественного
управления».
Стр.2
№ 7, 2010 г.
библиотека журнала «Директор школы»
Выпуск № 7, 2010 год
М.М. Мусарский
Внебюджетная деятельность школы:
организационно-экономический
и финансовый аспекты
Ответственный редактор
кандидат педагогических наук М.А. Ушакова
Москва • «СентябРь»•
Стр.3
УДК 7 .1.1.01 .5
ббК 7 .20
М 91
№ 7, 2010 г.
библиотека журнала «Директор
школы» основана в 1995 году.
Выходит 8 раз в год.
М 91
Мусарский М.М. Внебюджетная деятельность школы:
организационно-экономический и финансовый
аспекты — М.: Сентябрь, 2010. — 176 с.
ISBN 9785-8875 -122-9
В книге предпринята попытка ответить на вопрос, как
школа может законно и эффективно заработать деньги
в условиях формирования общественного соуправления.
Представлены примеры, регламентирующие привлечение
внебюджетных средств. В книге описаны принципы
и порядок сметного планирования, алгоритм представления
платных дополнительных услуг, методика расчета
благотворительных пожертвований; рассматриваются
возможности сдачи в аренду имущества, закрепленного
за школой, а также вопросы налогообложения внебюджетных
доходов школы.
УДК 7 .1.1.01 .5
© Мусарский М.М.
© Издательская фирма «Сентябрь»
Москва, 2010
Стр.4
№ 7, 2010 г.
Содержание
5
Введение ....................................................................... 7
Организационно-правовые аспекты формирования
эффективного механизма привлечения доходов
в бюджетном образовательном учреждении .................. 9
Принципы сметного планирования внебюджетных
доходов и расходов в бюджетных образовательных
учреждениях .................................................................2
Порядок формирования внебюджетной сметы доходов и
расходов бюджетного образовательного учреждения
и процесс казначейского исполнения сметы ................. 2
Планирование внебюджетной деятельности
образовательного учреждения на основе
бизнес-плана ................................................................
Организационно-правовые аспекты предоставления
платных дополнительных образовательных услуг ..........5
Экономические аспекты предоставления платных
дополнительных образовательных услуг .......................61
Доход от аренды имущества, переданного
образовательному учреждению в оперативное управление .87
Организация привлечения безвозмездных поступлений.
Фандрайзинг .................................................................99
Пожертвования, приносящие доход: целевой капитал
некоммерческих организаций ..................................... 119
налогообложение доходов от внебюджетной
деятельности бюджетного образовательного
учреждения .................................................................129
Стр.5
6
№ 7, 2010 г.
Приложения ...............................................................................1
нормативно-правовая база платных дополнительных
образовательных услуг ..........................................................1
Правила оказания платных образовательных услуг в сфере
дошкольного и общего образования ......................................1 6
Примерная форма договора об оказании платных
дополнительных образовательных услуг государственными
и муниципальными общеобразовательными учреждениями ......15
Стр.6
№ 7, 2010 г.
Введение
7
В
условиях модернизации системы образования
в РФ возрастает значение расширения финансовой
самостоятельности образовательного учреждения
и возможностей привлечения инвестиционных ресурсов
из различных источников финансирования. Это требует
формирования у руководителей образовательных учреждений
дополнительных знаний в области управления
финансовыми ресурсами учреждений, развития навыков
и умений эффективного использования. новые организационно-финансовые
механизмы призваны изменить
позицию ресурсополучателя и всех субъектов образовательной
системы по отношению к способам получения
и расходования ресурсов. Они должны стимулировать
восприимчивость системы к запросам потребителей,
мотивируя ее на установление конструктивного диалога
с гражданами и выработку представлений о современном
качестве образования.
Для этого организационно-финансовые механизмы
должны предусматривать обратную связь между достигнутыми
результатами и требованиями к качеству образования.
Что первично: финансирование или качество?
Одни уверяют, что увеличение объема финансирования
Стр.7