Изучение семьи
№ 3, 2010 г.
№ 3, 2010 г.
Хоменко Ирина Алексеевна — кандидат педагогических наук, зав. кафедрой педагогики и психологии
семьи Института детства Российского государственного педагогического университета им. <...> И.А. Хоменко
Система работы
образовательного учреждения
с семьей
Часть II. <...> ISBN 978588753117-5
Книга продолжает начатую в первой части тему работы
школы с семьей и рассказывает о том, как можно организовать в образовательном учреждении изучение семьи,
какие методы используются для диагностики и самодиагностики семьи и педагогического коллектива. <...> Диагностический инструментарий для изучения
педагогов образовательного учреждения...............................133
Приложение 4. <...> Наряду с
традиционными сегодня существуют и семьи, состоящие из отцов и
детей; из бабушек и внуков; из не родных друг другу людей (приемные
семьи) и даже из однополых супругов. <...> Ответы на эти вопросы и может дать грамотно выстроенное изучение семьи. <...> И лишь в очень редких случаях
семья воспринимается как уникальная и авторская образовательная система, хотя никто не будет отрицать, что
основная функция современной семьи — воспитательная
(образовательная). <...> Как уже упоминалось, информированию должны «подвергаться»
ВСЕ семьи, а вот контингент по остальным направлениям работы
16
№ 3, 2010 г.
(просвещение, консультирование, обучение, совместная деятельность) определяется на основе данных комплексной диагностики
и изучения запросов семьи — информационных, психологических,
социально-педагогических и т.д. <...> %») .
Изучение запросов семьи позволяет выявить специфику просветительской работы с ней (содержание и формы). <...> 18
№ 3, 2010 г.
В обучении родителей выделяются три направления:
• обучение родителя как воспитателя;
• обучение родителя как учителя своего ребенка;
• обучение родителя как союзника, партнера, соратника в деятельности специалистов сопровождения. <...> Современные родители (а особенно родители, нуждающиеся в комплексном сопровождении <...>
Библиотека_журнала_«Директор_школы»_№3_2010.pdf
№ 3, 2010 г.
1
Система работы
образовательного
учреждения с семьей.
Часть II. Изучение семьи
Стр.1
2
№ 3, 2010 г.
Хоменко Ирина Алексеевна — кандидат педагогических
наук, зав. кафедрой педагогики и психологии
семьи Института детства Российского государственного
педагогического университета им. А.И. Герцена,
лауреат премии правительства Санкт-Петербурга «За
выдающиеся достижения в области высшего и среднего
профессионального образования за 2008 год». Автор
интернет-проекта «Inter-Педагогика», учебных пособий
и книг для педагогов и родителей по проблемам помощи
школы родителям и сотрудничеству с ними.
Стр.3
№ 3, 2010 г.
библиотека журнала «Директор школы»
Выпуск № 3, 2010 год
3
образовательного учреждения
с семьей
Часть II. Изучение семьи
И.А. Хоменко
Система работы
Ответственный редактор
кандидат педагогических наук М.А. Ушакова
Москва • «СентябРь»•
Стр.4
УДК 37.018.15
ббК 7 .90
Х76
№ 3, 2010 г.
библиотека журнала «Директор
школы» основана в 1995 году.
Выходит 8 раз в год.
Х76
Хоменко И.А. Система работы образовательного учреждения
с семьей. Часть II. Изучение семьи— М.: Сентябрь,
2010. — 192 с.
ISBN 9785-88753-117-5
Книга продолжает начатую в первой части тему работы
школы с семьей и рассказывает о том, как можно организовать
в образовательном учреждении изучение семьи,
какие методы используются для диагностики и самодиагностики
семьи и педагогического коллектива.
Подробно описывается изучение семьи на этапах развития
социального партнерства, в процессе информирования,
просветительской работы, консультирования,
совместной деятельности с родителями.
Книга оснащена всеми необходимыми для организации
такой работы методическими материалами.
УДК 37.018.15
© Хоменко И.А.
© Издательская фирма «Сентябрь»
Москва, 2010
Стр.5
№ 3, 2010 г.
Содержание
Введение .........................................................7
Основные принципы изучения семьи
в образовательном учреждении ......................... 12
Диагностическая работа в образовательном
учреждении .................................................... 21
Диагностика семьи ........................................................22
Диагностика проблем, возникающих
в образовательном учреждении ....................................39
Логика работы с проблемами, возникающими
в образовательном учреждении .................................... 0
Логика изучения проблемной семьи .............................. 2
Диагностика образовательного учреждения
как субъекта образовательного процесса ......................55
Личностная самодиагностика ........................................56
Организационная самодиагностика ..............................59
Этика диагностической работы в образовательном
учреждении ....................................................62
Циклограмма работы с семьей ..........................66
Тезаурус ........................................................69
Заключение ....................................................75
5
Стр.6
6
№ 3, 2010 г.
Приложения ...............................................................77
Приложение 1. Диагностический инструментарий для изучения
детей в образовательном учреждении .................................... 77
Приложение 2. Диагностический инструментарий для изучения
семьи в образовательном учреждении ................................... 95
Приложение 3. Диагностический инструментарий для изучения
педагогов образовательного учреждения ..............................133
Приложение 4. Информационные источники по проблеме
диагностики ...........................................................................185
Приложение 5. Рекомендуемая литература по диагностике
семьи в образовательном учреждении ..................................188
Стр.7