Письмо редактора
В аэропорту
молеты во все концы света. Возле каждого
выхода — кресла для ожидающих посадки
в самолет. Среди них рейс на Москву
и, соответственно, большая группа соотечественников,
расположившихся у своего
выхода, большей частью молодые ребята.
Они ничем не отличаются от людей, сидящих
у других выходов
и летящих
в другие страны,
за исключением
одного — девяносто
процентов
моих сограждан
после того
как они устраивались
на сиденьях,
немедленно
доставали какоелибо
устройство:
смартфон, планшетник,
портативный
компьютер и начинали общаться в Интернете.
И неважно, что они были вдвоем,
каждый погружался в свое, они не разговаривали
между собой, не читали, они были
заняты, они общались в виртуальной
среде. Причем ни в одном другом секторе
зала, где скапливались граждане других
стран, я этого не наблюдал, то есть там
тоже присутствовали эти устройства, но их
активно использовали не более двадцати
процентов пассажиров. Поскольку у меня
было несколько перелетов, я нескольЭ
тим
летом был за границей. Сцена
в зарубежном аэропорту. Большой
зал, по бокам выходы на рейсы. Сако
раз перепроверил это наблюдение, картина
была устойчивой.
С одной стороны, первым моим ощущением
была гордость за нашу «продвинутость».
Но при этом я никак не мог отделаться от
ощущения какой-то болезненности, «неправильности»
этого явления и связанной
с этим тревоги (может быть, совершенно
не обоснованной). Я не вполне могу
объяснить природу
этого ощущения,
пожалуй, мне
кажется, что происходящая
виртуализация
многих
навыков наших детей,
включая навыки
общения, переходит
некоторые
границы. Сегодня
можно делать
виртуальные лабораторные
работы,
виртуально дружить
(через соцсети) и много чего еще,
в том числе и очень полезного. Очевидно,
что это прогресс, но его формула «все,
что технологически возможно, должно
быть сделано» меня смущает отсутствием
ограничений, которые, наверное, должны
быть. У вас есть какие-то мысли по этому
поводу?
Константин Ушаков
9`11 директор школы www.direktor.ru
d. 1
9_2011.indd 1
06.10.2011 14:01:45
Стр.1
d.
директор школы
Главный редактор
К.М. Ушаков
Зам. главного редактора
В.Я. Гринберг
Шеф-редактор Е.Е. Терешатова
Ответственный секретарь
М.Г. Драмбян
Технический редактор
Е.С. Воронова
Компьютерный набор И.А. Галеева
Редакция
Е.А. Кучеренко
Л.Н. Панина
Е.М. Ушакова
Эксперты-консультанты
В.В. Аксенов Т.Н. Немирич
В.Н. Ардабьев Е.Д. Семенская
А.А. Бабетов
М.А. Ефремова Л.А. Трубина
Н.Н. Жук
Л.В. Судоргина
В.А. Чижков
И.В. Комиссаров А.Х. Чугалаев
А.В. Меньшикова И.Н. Щербо
Н.В. Морозова
Ìàêåò, дизайн А. Галкин
Корректоры
Д.П. Рысаков, Г.В. Яковлева
Издательская фирма
«СЕНТЯБРЬ»:
Распространение
и подписка
Т.А. Доронина
Главный бухгалтер
О.А. Архиповская
Адрес для писем:
115280, Ìîñêâà, à/ÿ 99
Тел.: (495) 710-30-01
E-mail: septem@direktor.ru
http://www.direktor.ru
© «Директор школы»
© «ИФ “Сентябрь”»
9_2011.indd 2
9/2011 (162)
Научно-методический журнал. Выходит 10 раз в год. Издается с 1993 года
в этом номере
Письмо редактора
В аэропорту
Конкурс
Новости конкурса «Директор школы – 2011»
Морозова Н.
Творить, а не просто работать
Образовательная политика
Велихов Е.
За экраном компьютера уже не Россия
Нечитайло И.
Некомпетентность учителя. Кто виноват?
Кузьменко С.
Слабые звенья «новой школы»
Искусство управления
Объявление о конкурсе на должность
«Директор лицея»
Ушаков К.
Зачем мы вообще работаем?
Новая школьная власть: что она может
и как работает
Баталов А.
Модели компетенций персонала
Расстановка приоритетов в работе
по принципу Эйзенхауэра
Организация учебного процесса
Осмоловская И.
ФГОС: за деревьями леса не видно…
Фоминова А.
Парадоксы и факторы дисциплины
48
54
27
30
34
38
44
15
18
22
5
8
1
06.10.2011 14:01:50
Стр.2
Данилова Л.
Китайская школа: дефицит здоровья
Луговых Т.
Коммуникативные УУД и работа в группе
Федорова С.
Оцениваем каждый вид деятельности
Воспитание и дополнительное образование
Немирич Т.
«Поднятая целина» сельского школьника
Адамьянц Т.
Что такое понимание и можно ли ему научиться
Персона грата
Какие проблемы у Рачевского?
Интервью с директором ЦО ¹ 548 «Царицыно»
Е.Л. Рачевским
Школа и родители
Как не отлучить школьника от чтения: правила для учителя
и родителя
Экономика и право
Ванюков И.
Госконтроль и надзор в сфере образования. Часть 2.
Ломов А.
«Педагог-библиотекарь»: проблемы новой должности
Уроки здоровья
Башмакова Е.
«Гомеопатическая педагогика»
105
102
95
90
83
78
73
60
68
65
9`11 директор школы www.direktor.ru
d. 3
9_2011.indd 3
06.10.2011 14:01:51
Стр.3
Призер
Всероссийского конкурса
«Äèðåêòîð школы – 2010»
Нина Викторовна Морозова — директор Муниципального
общеобразовательного учреждения «Деревянкская средняя
общеобразовательная школа ¹ 5» Прионежского муниципального
района Республики Карелии.
Вот что Нина Викторовна сама рассказывает о своей школе:
«Деревянкская средняя общеобразовательная школа
¹ 5 — школа небольшая, ñåëüñêàÿ. В ней 150 ó÷àùèõñÿ, 25 педагогов. В феврале 2009
года отметила свой 80-летний юбилей. Стабильный педагогический коллектив, умеющий
работать, компетентный и профессиональный. Хорошие дети, умные родители.
С 2006 года боролись за работу на втором ýòàæå, в феврале 2010-ãî — ïîáåäèëè.
Своему девизу “никогда не выбрасывать белый флаг” стараюсь соответствовать».
Нина Викторовна работает в школе 27 лет, начинала старшей пионерской вожатой,
была учителем начальной школы, заместителем директора по воспитательной работе,
учителем информатики, директором — последние 6 лет. Любит свою работу,
детей.
4 d.
9_2011.indd 4
9`11 директор школы www.direktor.ru
06.10.2011 14:01:51
Стр.4
Конкурс
Конкурс
Генеральный партнер
Спонсоры
Завершился первый тур
Всероссийского конкурса
«Äèðåêòîð школы – 2011»
Объявлены фамилии 30 участников,
приглашенных на очный тур в Москву.
1 октября завершился первый, заочный,
тур Всероссийского конкурса «Директор
школы – 2011».
405 конкурсантов из 73 регионов России
прислали свои заявки на участие в конкурсе.
Их работы — эссе — в ходе заочного
тура оценивали эксперты, отмечая
наиболее яркие управленческие решения
различных проблем, предлагаемых
участниками. В этом году Оргкомитет су9`11
директор школы www.direktor.ru
щественно расширил состав экспертов за
счет участников-финалистов прошлого года.
Это позволило получить наибольшее
количество оценок и комментариев от руководителей
ОУ, управленческие достижения
которых уже отмечены нашими призами
и дипломами.
В результате экспертной работы с конкурсными
эссе было отобрано 30 конкурсантов
из 23 регионов России, которые приглашаются
в конце ноября в Москву, где продолжат
борьбу во втором, очном, туре за звание
«Ëó÷øåãî директора школы – 2011».
d. 5
9_2011.indd 5
06.10.2011 14:01:51
Стр.5
Конкурс
Вот имена участников, приглашенных во
второй этап конкурса:
1. Аникеев Максим Владимирович (Китежская
СОШ Калужской области)
2. Бердышева Людмила Алексеевна
(Верх-Ирменская СОШ им. Героя Советского
Союза А.И. Демакова с. Верх-Ирмень
Ордынского района Новосибирской
области)
3. Бесов Дмитрий Николаевич (ÑÎØ ¹ 10
Центрального района г. Волгограда)
4. Валитов Евгений Рашидович (Качуковская
СОШ Знаменского района Омской
области)
5. Дедова Наталья Брониславовна (СОШ
¹ 5 с углубленным изучением математики
г. Магнитогорска Челябинской области)
6. Ермилова Тамара Юрьевна (ÑÎØ ¹ 238
с углубленным изучением английского
языка Адмиралтейского района Санкт-Петербурга)
7.
Иванов Александр Юрьевич (НОУ
«Школа им. А.М. Горчакова« г. Санкт-Петербурга)
8.
Карева Валерия Вячеславовна (Одинцовский
лицей ¹ 10 г. Одинцово Московской
области)
9. Качан Надежда Николаевна (лицей
¹ 1 г. Канска Красноярского края)
10. Кошелев Александр Анатольевич
(специальная (коррекционная) общеобразовательная
øêîëà- интернат VIII вида
г. Городца Нижегородской области)
11. Куркова Наталья Владимировна
(Октябрьская СОШ Комсомольского района
Ивановской области)
6 d.
9_2011.indd 6
12. Кутузова Лариса Сергеевна (СОШ
¹ 2011 èì. È.Í. Кожедуба ã. Ìîñêâû)
13. Лещ¸в Виталий Анатольевич (кадетская
школа-интернат «Усольский гвардейский
кадетский корпус» г. Усолье-Сибирское
Иркутской области)
14. Ликсанова Анна Егоровна (Войловская
СОШ Людиновского района Калужской
области)
15. Литвинов Александр Васильевич
(СОШ ¹ 10 пос. Прохладного Лабинского
района Краснодарского края)
16. Моисеенко Оксана Сергеевна (гимназия
¹ 35 ã. Ðîñòîâà-íà-Äîíó)
17. Маркова Любовь Николаевна (СОШ
¹ 7 г. Сарапула Удмуртской Республики)
18. Моисеева Мария Владимировна (Чинетинская
СОШ с. Чинета Краснощековского
района Алтайского края)
19. Пескова Ирина Михайловна (вечерняя
(сменная) общеобразовательная
школа Главного управления Федеральной
службы исполнения наказаний по Иркутской
области)
20. Пономар¸в Николай Иванович (гимназия
¹ 1 èì. Ì.È. Пенькова ã. Миллерово
Ростовской области)
21. Приходько Сергей Сергеевич (СОШ
¹ 12 станицы Павловской Краснодарского
края)
22. Рожкова Лариса Евгеньевна (ООШ
¹ 29 п. Старопышминска Свердловской
области)
23. Рычкова Ирина Альбертовна (СОШ
¹ 8, г. Череповца Вологодской области)
9`11 директор школы www.direktor.ru
06.10.2011 14:01:51
Стр.6
Конкурс
24. Скурихин Дмитрий Анатольевич (вечерняя
(сменная) общеобразовательная
школа г. Кирово-Чепецка Кировской области)
25.
Сулукиди Людмила Васильевна (СОШ
¹ 6 г. Анапы Краснодарского края)
26. Таскаева Марина Александровна
(ООШ ¹ 20 г. Анжеро-Судженска Кемеровской
области)
27. Хворов Николай Егорович (кадетская
общеобразовательная школа-интернат
«Тамбовский кадетский корпус им.
Л.С. Демина» Тамбовской области)
28. Худяков Олег Борисович (специальная
общеобразовательная школа открытого
типа ¹ 202 ã. Озерска Челябинской
области)
29. Хитров Алексей Анатольевич (кадетская
школа им. генерала А.П. Ермолова
г. Ставрополя)
30. Чичурко Виктор Викторович (СОШ
с. Новиковка Асиновского района Томской
области).
Кроме профессионального конкурса финалисты
примут участие в мастер-классах
и круглых столах, а также в финальной церемонии
награждения.
Участников ждут призы от Оргкомитета,
компаний-спонсоров и партнеров конкурса.
Один из призеров получит стипендию
на обучение в Московской высшей
школе социальных и экономических наук
на факультете «Менеджмент в сфере образования».
Также
Оргкомитет определил 100 лауреатов
конкурса, их фамилии вывешены на
нашем сайте http://konkurs.direktor.ru/.
Они получат дипломы об участии в конкурсе,
а все остальные конкурсанты, выбывшие
после первого тура, получат сертификаты
участников.
Напоминаем, что очный тур и финальные
мероприятия состоятся 22–24 ноября
2011 года в Москве в Общественной
палате РФ.
Мы поздравляем участников, вышедших
во второй этап конкурса, и ждем встречи
с ними в Москве!
9`11 директор школы www.direktor.ru
d. 7
9_2011.indd 7
06.10.2011 14:01:52
Стр.7