Письмо редактора
9`10 директор школы www.direktor.ru
d. 1
Стр.1
Письмо редактора
Рынок или нет?
Л
юбые управленческие действия
строятся на базе некоторых предположений,
часто не обсуждаемых
в силу их кажущейся очевидности. Одним
из них является предположение о рациональной
природе человека. Трактовка человека
как существа рационального, т.е.
того, кто действует только в соответствии
со своим прагматическим интересом, является
основой управления рыночными
системами. Без
особых сомнений
система среднего
образования была
также отнесена
к рыночным. И как
следствие педагоги
рассматриваются
как существа
рациональные,
в чем на самом деле
существуют глубокие
сомнения.
Одним из следствий
этого небезобидного убеждения является
внедрение НСОТ — системы оплаты
труда, направленной на стимулирование
индивидуальных усилий и поощрение индивидуального
профессионального успеха.
Собственно, педагога мотивируют так
же, как любого менеджера в магазине, у
которого есть постоянная часть зарплаты
(они ее называют «фикс») и переменная,
зависящая от индивидуального успеха.
По идее все в порядке — лучшие педагоги
должны зарабатывать больше, оцениваться
выше, должна возникать конкуренция
между педагогами, но...
Нигде в мире система оплаты, направленная
на поощрение конкуренции среди педагогов,
не нашла приверженцев и не прижилась.
Похоже, что корпорация педаго9`10
директор школы www.direktor.ru
гов упорно не считает себя частью рынка.
Есть ряд профессий (врачи, педагоги и некоторые
другие), где обязательно присутствует
значительная доля мессианства,
иррационального основания действий.
Во всяком случае, в России профессия педагога
всегда отличалась сильным ощущением
своей миссии, что привлекало в
профессию лучшие кадры. Иначе говоря,
для людей, идущих в эту профессию, рациональные
основания
выбора (материальное
благополучие,
условия
деятельности) были
хотя и важны,
но вторичны. Выбор
производился
на основании внутренних,
часто иррациональных
мотивов,
ощущения
важности, исключительности.
Получается,
что мы пропагандируем творческого,
преданного своей профессии, с
ощущением своей высокой миссии (портрет
абсолютно иррациональный), а действуем
прямо в противоположном направлении,
поощряя и воспитывая рационализм
работника наемного труда.
Может быть, мы все-таки работаем в нерыночной
системе?
Константин Ушаков
d. 01
Стр.2
d.
директор школы
Главный редактор
К.М. Ушаков
Зам. главного редактора
В.Я. Гринберг
Шеф-редактор
Е.Е. Терешатова
Ответственный секретарь
М.Г. Драмбян
Технический редактор
Е.С. Воронова
Компьютерный набор
И.А. Галеева
Редакция
Е.А. Александрова
Е.А. Кучеренко
Л.Н. Панина
Е.М. Ушакова
Эксперты-консультанты
Н.Н. Жук
И.А. Рожков
Л.В. Судоргина
Л.А. Трубина
В.А. Чижков
И.Н. Щербо
Ìàêåò, äèçàéí: А. Галкин
Корректоры
Д.П. Рысаков,
Г.В. Яковлева
Издательская фирма
«СЕНТЯБРЬ»:
Распространение
и подписка
Т.А. Доронина
Главный бухгалтер
О.А. Архиповская
Адрес для писем:
115280, Ìîñêâà, à/ÿ 99
Тел.: (495) 710-30-01
Email: septem@direktor.ru
http://www.direktor.ru
© «Директор школы»
© «ИФ «Сентябрь»
Образовательная политика
«На голодном пайке» в ожидании «желаемого
завтра». Беседа с доктором экономических наук
Е.Ш. Гонтмахером
Разговоры о «качестве» — утопический проект.
Ситуацию с введением НСОТ комментирует
заслуженный учитель России, уполномоченный
по правам ребенка в Москве Е.А. Бунимович
Управляющий совет: что это такое и зачем он нужен
школе? Беседа с директором Института развития
государственно-общественного управления
образованием Е.Н. Шимутиной
и отклики читателей
Искусство управления
Молчанов С.
Аттестация: челябинский вариант
Колесников К.
Оптимальный ответ «оптимизации»
Робский В.
«Образование — услуга, за которую платят
деньги…»
Мерцалова Т., Иващенко Л., Гришина М.
Публичный доклад как реальный управленческий
инструмент
21
25
33
39
7
в этом номере
Письмо редактора
Рынок или нет?
Конкурс
Новости конкурса «Директор школы – 2010»
1
5
9/2010 (152)
Научно-методический журнал. Выходит 10 раз в год. Издается с 1993 года
11
14
Стр.3
Ковалев Е., Староверова М.
«Инклюзия» и «интеграция»: один в поле не воин
Курбатов Р.
Из дневника директора частной школы
Фураева Е., Сазонова С.
«Модель мира»… корпоративного
Организация учебного процесса
Дедюлькина Т.
Вебинар — расширение образовательного процесса
Баранова Н.
«И тогда наверняка станет другом нам доска»
От требования федерального государственного
образовательного стандарта НОО к практической реализации
Воспитание и дополнительное образование
Евлешина Н.
Пионеры, скауты и детское самоуправление
Школа и родители
Камакин О.
«Катастрофа чтения», или Что сегодня читать детям?
Год учителя
Григорьева Н.
Моя мама — учительница
Экономика и право
Павлова Л.
Правовая ответственность школьников
Уроки здоровья
Галеева Н.
Каждая школа — это школа здоровья
Библиотека руководителя школы
LIB.DIREKTOR.RU
Код доступа — 1539
9`10 директор школы www.direktor.ru
d. 03
93
87
77
65
71
75
53
46
59
81
98
Стр.4
Вы на обложке,
просто потому что вы —
директор
Алексей Александрович Кутенков (см. фото на обложке),
окончив среднюю школу ¹ 35 в 1990 ãîäó, спустя всего
восемь лет был избран ее руководителем. Школа расположена
на территории поселка Угловое — точке слияния
городов Артем и Владивосток. Вначале она функционировала
как Владивостокская железнодорожная школа ¹ 25,
в 1947 году была преобразована в городскую. В 1974 году обрела новое четырехэтажное
здание, построенное по экспериментальному проекту. В 2006 году была реорганизована
путем присоединения к ней основной общеобразовательной школы ¹ 27, одной
из старейших школ Приморья, основанной в 1902 году.
В настоящее время здесь обучается 600 учащихся, работают 44 педагога. Школа является
единственным стабильно функционирующим институтом на территории поселка,
так как в 90-е годы с закрытием градообразующих предприятий были уничтожены все
очаги культуры на этой достаточно большой территории. Поэтому школа была преобразована
в комплекс художественно-эстетического образования, а с 2002 года здесь реализуется
модель общественно-активной школы, успешно соединяющей ресурсы всех
секторов местного сообщества для решения проблем и обеспечения развития данной
территории. На базе школы функционирует детско-юношеская общественная организация
«Радуга», имеющая большой опыт грантовой деятельности. Ребята совместно с
учеными Дальневосточного отделения Российской академии наук занимаются научноисследовательской
деятельностью и участвуют со своими работами в мероприятиях
как регионального, так Российского и международного уровней. Традиционным стало
проведение различных акций социального характера, которые широко освещаются в
городских и региональных СМИ.
С 2005 года школа является базовым учреждением Приморского института переподготовки
и повышения квалификации работников образования со статусом «Краевая пилотная
площадка», где реализуется проект «Образование для устойчивого развития».
В то же время 35-я — это школа традиций, устоев местного сообщества, потому что
большинство из нынешнего педагогического состава — выпускники этой школы, плоть
от плоти города Артема и поселка Угловое.
Кутенков Алексей Александрович является членом международной школы директоров
школ. С августа 2010 года руководит муниципальной общеобразовательной школой-интернатом
«Лицей-интернат «Буревестник» г. Владивостока». Это уникальное учреждение
для одаренных детей основано в 1999 году, является дважды победителем в
конкурсе учреждений в рамках приоритетного национального проекта «Образование».
04 d.
9`10 директор школы www.direktor.ru
Стр.5
Искусство управления
Конкурс
Генеральные спонсоры
Спонсор
Определены участники второго (очного) тура Всероссийского конкурса
«Äèðåêòîð школы — 2010»!
Новости конкурса
«Äèðåêòîð школы — 2010»
1 октября 2010 года были объявлены имена
участников второго тура Всероссийского
конкурса «Äèðåêòîð øêîëû–2010».
По результатам экспертной оценки представленных
работ названы 10 конкурсантов,
которые продолжат борьбу за звание
«Ëó÷øèé директор школы – 2010», а также
за II и III места во втором туре в Ìîñêâå:
Ардабьев Владимир Николаевич (лицей
г. Уварово Тамбовской области);
Бабетов Алексей Алимович (гимназия
¹ 210 «Êîðèôåé» ã. Åêàòåðèíáóðãà);
Бетчер Татьяна Ильинична (гимназия
¹ 2 ã. Åêàòåðèíáóðãà);
Великов Андрей Владимирович (СОШ
¹ 43 ã. Íîâîóðàëüñêà);
9`10 директор школы www.direktor.ru
Меньшикова Анна Владимировна
(ÑÎØ ¹ 279 ã. Ñàíêò-Ïåòåðáóðãà);
Мирошников Владимир Викторович
(Заброденская СОШ Калачеевского района
Воронежской области);
Морозова Нина Викторовна (Деревянкская
СОШ ¹ 5 Прионежского района
Республики Карелии);
Мухаев Михаил Петрович (специальная
(коррекционная) общеобразовательная
школа-интернат III вида ¹ 33 ã. Новочеркасска
Ростовской области);
Немирич Татьяна Николаевна (ООШ
¹ 16 дер. Кулиш Чунского района Иркутской
области);
Чугалаев Ахтам Хабибзянович (СОШ
¹ 97 ã. Èæåâñêà).
d. 05
Стр.6
Конкурс
21 конкурсант будет также приглашен в
Москву для участия в качестве экспертов
в работе жюри, мастер-классах, круглом
столе и торжественной церемонии награждения:
Борисов
Владимир Анатольевич
(ÑÎØ ¹ 17 ã. Ñàíêò-Ïåòåðáóðãà);
Востриков Игорь Егорович (СОШ
с. Стегаловка Долгоруковского района
Липецкой области);
Вяткина Татьяна Олеговна (СОШ
¹ 168 ã. Åêàòåðèíáóðãà);
Зайцева Елена Владимировна (Заозерская
СОШ ¹ 10 Прионежского района
Республики Карелии);
Исаева Инна Владиславовна (гимназия
¹ 5 ã. ×åáîêñàðû);
Каменский Алексей Михайлович (лицей
¹ 590 ã. Ñàíêò-Ïåòåðáóðãà);
Конгиев Юнус Махмудович (СОШ ¹ 3
станицы Ассиновская Сунженского района
Чеченской Республики);
Лапков Алексей Викторович (лицей
¹ 6 «Ïåðñïåêòèâà» ã. Êðàñíîÿðñêà);
Могильников Иван Петрович (лицей
¹ 1 с. Большеустьикинское Мечетлинского
района Республики Башкортостан);
Напреенко
Александр Викторович
(Áðÿíñêèé городской лицей ¹ 2, ã.
Брянск);
Нерадовская Наталья Павловна (СОШ
¹ 1 пос. Онохой Заиграевского района
Республики Бурятии);
Пименов Александр Юрьевич (ЦО
¹ 975 ã. Ìîñêâû);
Плужник Антонина Борисовна (СОШ
¹ 253 ã. Ñàíêò-Ïåòåðáóðãà);
Ползунов Станислав Викторович
(СОШ ¹ 57 г. Новоуральска Свердловской
области);
Полищук Галина Николаевна (СОШ
¹ 6 г. Маркса Саратовской области);
Разетдинова Галина Гикрамовна (лицей
¹ 17 г. Сухой Лог Свердловской
области);
Родина Марина Александровна (СОШ
¹ 17 ã. Êàëóãè);
Сахарова Галина Леонидовна (Кульневская
ООШ Жирятинского района
Брянской области);
Сверделко Валентина Владимировна
(СОШ с. Высокое Унечского района
Брянской области);
Семенская Елена Дмитриевна (Строевская
ООШ Путятинского района Рязанской
области);
Хаблиева Алла Темировна (СОШ ¹ 8
г. Беслана Республики Северная Осетия
— Àëàíèÿ).
Результаты голосования в «народной» номинации
«Любимый директор» — лучший
директор по оценке учителей, учеников
и родителей – представлены на сайте
конкурса http://konkurs.direktor.ru. Кроме
этого, Оргкомитет назвал 98 лауреатов
конкурса, их фамилии также можно узнать
на конкурсном сайте.
Второй тур конкурса и объявление победителей
состоится в Москве 23-24 ноября
2010 года, в Общественной палате
ÐÔ.
Победители и призеры будут награждены
памятными подарками и призами от Оргкомитета,
спонсоров и компаний-партнеров
конкурса.
До встречи с ними в Москве!
06 d.
9`10 директор школы www.direktor.ru
Стр.7