Письмо редак тора
6`10 директор школы www.direktor.ru
d. 1
Стр.1
Письмо редак тора
Свобода
в обмен на подотчетность
В
докризисных условиях школы достаточно
охотно обменивали свою самостоятельность
на предлагаемые
сверху ресурсы. И пока в рамках различных
федеральных и региональных программ
эти ресурсы выделялись, постепенно
строилась весьма иерархичная модель
управления школьными организациями.
Для условий
стабильности и,
как тогда казалось,
предсказуемости
будущего
эта ситуация
могла считаться
естественной.
Правда, у централизованных
моделей
управления
есть существенный
минус,
который становится
очень заметен
в условиях
менее стабильных, когда будущее слабо
предсказуемо. Этот минус заключается в
слабом использовании человеческих ресурсов.
Ведь психологическая основа высокой
централизации — недостаток доверия
к нижестоящим. Кому нужна ваша
инициатива, ваши поиски собственного
пути, ваши возможные ошибки, если ситуация
и так представляется благополучной?
Однако последние два года ситуацию изменили.
Внешние по отношению к школе
ресурсы стали скромнее. И, как кажется,
нет другого выхода, как использовать внутренние
ресурсы организации.
Эти внутренние ресурсы своим источником
имеют профессиональное и человеческое
достоинство, желание получать удовольствие
от хорошо сделанной работы. Но
проблема заключается в том, что их можно
использовать
с большим КПД
только в условиях
более высокой
автономии школьных
коллективов
(читай, более высокого
доверия).
Это совсем не значит
потерю управляемости.
Вообще,
эффективно
управлять централизованной
системой
в условиях
столь высокой
неоднородности ситуации все равно невозможно
по определению. Мне кажется,
что в нынешних обстоятельствах эффективно
будет работать формула, которую я
вынес в заголовок.
Константин Ушаков
6`10 директор школы www.direktor.ru
d. 01
Стр.2
d.
директор школы
Главный редактор
К.М. Ушаков
Зам. главного редактора
В.Я. Гринберг
Шеф-редактор
Е.Е. Терешатова
Ответственный секретарь
М.Г. Драмбян
Технический редактор
Е.С. Воронова
Компьютерный набор
И.А. Галеева
Редакция
Е.А. Александрова
Е.А. Кучеренко
Л.Н. Панина
Е.М. Ушакова
Эксперты-консультанты
Н.Н. Жук
И.А. Рожков
Л.В. Судоргина
Л.А. Трубина
В.А. Чижков
И.Н. Щербо
Ìàêåò, äèçàéí: А. Галкин
Корректоры
Д.П. Рысаков,
Г.В. Яковлева
Издательская фирма
«СЕНТЯБРЬ»:
Распространение
и подписка
Т.А. Доронина
Главный бухгалтер
О.А. Архиповская
Адрес для писем:
115280, Ìîñêâà, à/ÿ 99
Тел.: (495) 710-30-01
Email: septem@direktor.ru
http://www.direktor.ru
© «Директор школы»
© «ИФ «Сентябрь»
в этом номере
Письмо редактора
Свобода в обмен на подотчетность
Образовательная политика
Закончен прием заявок на Всероссийский конкурс
«Äèðåêòîð школы – 2010»
«Путей для отступления у нас нет…» Беседа
с министром образования Калининградской
области Н.С. Шерри
Вахштайн В., Куракин Д.
Качество образования на социологической кухне
Конкурс
Конкурс детских экологических проектов
Искусство управления
Ясвин В.
Педагогический блеф и другие психологические
барьеры профессиональной эффективности
учителей
Молоканов М.
Беседы об управлении. Беседа десятая
Фишбейн Д.
Менеджмент 2.0: пора меняться
Афонин С.
«Кнут» и «пряник» повышения квалификации
Цой Ë.
Отказ учителя от классного руководства не повод
для конфликта, а почва для новаций
Загвоздкин В.
Традиционные и современные формы оценки
учителя и их эффективность
23
5
10
17
1
6/2010 (149)
Научно-методический журнал. Выходит 10 раз в год. Издается с 1993 года
27
34
40
44
47
52
Стр.3
Организация учебного процесса
Кушнир М.
Буриданов журнал
Марчич О.
«Взрыв застарелого бетона»
Воспитание и дополнительное образование
Потопахин В.
Связка общего и дополнительного образования
Пильдес М.
Ориентация на успех, или Годовой круг праздников
и традиций
Резапкина Г.
Время выбирать профессию
Школа и родители
Максименко П.
Что любит администратор, а что родитель?
Персона грата
«Основной признак сильного управления — это принятие
решений». Беседа с президентом компании
Microsoft — Россия Í.Í. Прянишниковым
Экономика и право
Сизов Д.
Ответственность за жестокое обращение с детьми
Уроки здоровья
Гладышева О.
Самообследование готовности школы к сбережению
здоровья учащихся и педагогов
92
86
69
75
78
64
58
83
98
Библиотека руководителя школы
LIB.DIREKTOR.RU
Код доступа — 1539
6`10 директор школы www.direktor.ru
d. 03
Стр.4
Вы на обложке,
просто потому что вы —
директор
На фото (см. 1-ю обложку) Цыбина Любовь Николаевна,
член муниципального совета Белгородского района, награждена
нагрудным знаком «Почетный донор России», директор
муниципального общеобразовательного учреждения
«Беловская средняя школа».
«Беловская средняя школа» — небольшая школа, в ней
обучается 224 ученика. Находится всего в пяти километрах
от города Белгорода — города первого салюта, носящего почетное
звание «Города воинской славы».
Школа была построена в 1977 ãîäó.
В 1983 году, в год 40-летия Курской битвы, в школе был открыт зал боевой славы
73 Гвардейской дивизии, освобождавшей село от немецко-фашистских захватчиков.
Открытию зала предшествовала активная поисковая работа по сбору материала о боевом
пути дивизии, о послевоенных встречах ветеранов. Всей этой работой руководила
учитель истории, завуч школы Нина Викторовна Смирнова. Сегодня она преподает
географию и историю, но по-прежнему организует работу кружка «Поиск». В «Поиске»
сменилось не одно поколение кружковцев, любовь к истории родного края стала
важнейшей чертой наших учеников.
В 1988 году Советский комитет ветеранов войны наградил школу дипломом за активную
патриотическую работу. Учащиеся — активные члены кружка «Поиск» были
приглашены в Москву для участия во Всесоюзном слете активистов военно-патриотической
работы.
С 2009 года школа носит имя Героя Советского Союза Сергея Михайловича Остащенко,
ныне живущего в г. Харькове.
В 2008 году введен социально-экономический профиль.
С 2009 года в школе начался эксперимент по теме «Методика повышения мотивации
учителей-предметников МОУ «Беловская средняя общеобразовательная школа
Белгородского района Белгородской области» в рамках новой системы оплаты труда»
под руководством доцента, преподавателя БелГУ, кандидата педагогических наук Холода
Владимира Леонидовича.
Работает сеть кружков от районной спортивной школы, Белгородского областного центра
детского юношеского туризма и экскурсий. Каждый год учащиеся школы участвуют в районных
и областных олимпиадах, конкурсах различного уровня, нередко становятся призерами
и победителями.
Школьный хореографический ансамбль русского танца «Ладушки», которым руководит
заслуженный работник культуры А.П. Новиков, неоднократно становился победителем районных
и областных конкурсов русского танца. В январе 2010 года учащиеся стали лауреатами
областного конкурса «Белгородский карагод – 2009».
В школе сложился стабильный педагогический коллектив, состоящий наполовину
из выпускников школы — это одна из наших традиций.
04 d.
6`10 директор школы www.direktor.ru
Стр.5
Образовательная п олитик а
Образовательная политика
По итогам начального этапа первого тура заявки на участие в
конкурсе «Директор школы – 2010» подали около восьмисот
человек почти из всех регионов России. Экспертиза материалов
уже началась, и 1 октября будут объявлены имена участников второго
этапа. Председатель жюри конкурса Константин Михайлович
Ушаков, профессор кафедры теории и практики управленческой
деятельности в образовании АПКиППРО, главный редактор журнала
«Директор школы», доктор педагогических наук, поделился
первыми впечатлениями от конкурсных работ, а также высказал
свое мнение по управленческим вопросам и проблемам в работе
директора школы.
Закончен прием заявок
на Всероссийский конкурс
«Äèðåêòîð школы – 2010»
— Закончился прием заявок на конкурс,
какие предварительные итоги
можно подвести? Какие достижения
описывают в своих работах директора?
6`10
директор школы www.direktor.ru
— Нам очень приятно, что участие в
конкурсе привлекло такое количество
руководителей образовательных
учреждений из разных городов и сел,
решивших поделиться опытом преодоd.
05
Стр.6
Образовательная п олитик а
ления различных проблем в сфере общего
образования. Среди участников есть
директора из небольших сельских школ,
частных лицеев и гимназий, крупных региональных
образовательных центров, коррекционных
школ-интернатов, вечерних
школ, школ надомного обучения и т.д.
Конкурсные материалы отражают целый
спектр вопросов и задач, стоящих сегодня
перед руководителями образовательных
учреждений. Это и модернизация учебного
процесса, и перестройка школьных зданий,
и кадровые решения, и вопросы повышения
квалификации учителей, и сетевое
взаимодействие школ. Кроме того,
многие директора сельских школ рассказывают
об опыте возрождения социокультурных
центров на базе школ, укрепляющих
положение самих сел. Есть работы, в
которых подняты вопросы нравственного
и военно-патриотического воспитания
детей, не обошли стороной и тему духовного
воспитания школьников. Многие работы
достойны того, чтобы их прочитало
как можно больше людей. И хотя победителем
может быть только один, мы обязательно
предложим авторам самых интересных
управленческих решений поделиться
опытом со своими коллегами на страницах
наших журналов.
— В чем, по-Вашему, основная сложность
для директора школы в управлении педколлективом?
—
Есть два типа поведения первого лица
в школе. Один тип — это ориентация на
вышестоящий уровень. Здесь сложность
заключается в том, что школа и вышестоящий
орган имеют, как правило, разные организационные
культуры. И между двумя
этими типами организаций часто существует
непонимание и то, что можно назвать
«культурным барьером». Всегда возникают
коммуникативные трудности. Эти две организации
не могут между собой догово06
d.
риться, но не потому, что кто-то хороший,
а кто-то плохой, а потому что они разные.
Органы управления — это, как правило,
ролевая культура с четкими обязанностями
каждого. И эта культура ожидает, что
подчиненная организация будет работать
по тем же принципам. Школа очень редко
бывает ролевой культурой, там невозможно
проследить все обязанности и все виды
взаимодействия, школа менее иерархична
и, следовательно, менее упорядочена. Основная
трудность директора, который ориентирован
на внешние органы, состоит в
том, чтобы найти общий язык с организацией,
которая живет по другим принципам
управления.
Второй тип руководителя — директор, который
больше обращен внутрь своей школы,
ориентирован на работу с коллективом.
Для него основная трудность — дезинтеграция.
В учительской среде для этой
профессии очень важен уровень автономности.
По Генри Минцбергу, школы, университеты,
больницы относятся к организациям,
которые называются «профессиональная
бюрократия». Это не ругательство,
это термин. Для профессиональной бюрократии
характерен именно высокий
уровень автономии и нежелание, особенно
членов этой организации, взаимодействовать
между собой. Есть такое понятие
«давление классной комнаты», когда
учитель в течение дня принимает около
двухсот значимых решений или принимает
участие в двухстах различных ситуациях.
Представьте, сколько важных для ребенка
решений этот человек принимает за
год. Это непрерывное давление на психику
педагога, и заставить этого человека после
уроков взаимодействовать с другими
взрослыми чрезвычайно трудно. С другой
стороны, все согласны, что надо развивать
надпредметные навыки, ключевые компетенции,
которые не создаются в рамках одного
предмета и возникают именно в результате
совместной деятельности взрос6`10
директор школы www.direktor.ru
Стр.7