Письмо редак тора
1`10 директор школы www.direktor.ru
d. 01
Стр.1
Письмо редак тора
Еще о конкурсе
М
ы уже писали о òîì, что в 2010 году
проводим Всероссийский конкурс
«Äèðåêòîð øêîëû—2010». Хочу еще
раз остановиться на идее этого события.
В жизни каждой организации обязательно
бывали трудные времена. Назовем это
кризисом. Под кризисом мы понимаем ситуацию,
когда прежние ресурсы развития
оказываются исчерпанными. Такие ситуации
случаются достаточно часто: исчерпался
энтузиазм
ведущих
педагогов, становится
недостаточным
профессионализм
(нужны
новые навыки
и умения), изменилась
демографическая
ситуация,
уменьшилась
поддержка извне,
престиж школы
падает и многое,
многое другое… Причем очень часто этот
кризис заметен только директору. И тогда
нужно определить корень проблемы, искать
выход, новый ресурс развития, когото
или что-то, на что можно опереться на
новом этапе, нужно принимать решение
и реализовывать его. Иногда это решение
бывает точным и удачным. К сожалению,
инновация — всегда риск и далеко
не все они успешны.
Поэтому идея конкурса заключается в
поиске примеров успешного решения
критически важных для данной школы
1`10 директор школы www.direktor.ru
проблем. Выход из кризиса — инновация,
нахождение нового ресурса развития.
Таким образом, мы хотим выявить и поддержать
руководителей-лидеров, которые
так нужны сегодня.
На первом этапе мы ожидаем получить
от вас описание проблемной ситуации
в вашей школе, которую вам показалось
необходимым обязательно решить для
ее дальнейшего
успешного существования,
какие
решения вы принимали,
как осуществляли,
кто
были ваши союзники,
какие проблемы
встретили
в процессе реализации,
каковы
были итоги, каковы
доказательства
того, что ситуация
изменилась в лучшую сторону. Мы
бы приветствовали неформальный подход
к выполнению этого задания, присутствие
личной позиции и личного отношения
к проблеме.
Константин Ушаков
d. 1
Стр.2
d.
директор школы
Ãëàâíый редактор
К.М. Ушаков
Зам. главного редактора
В.Я. Гринберг
Шеф-редактор
Е.Е. Терешатова
Ответственный секретарь
М.Г. Драмбян
Технический редактор
Е.С. Воронова
Компьютерный набор
И.А. Галеева
Редакция
Е.А. Александрова
Е.А. Кучеренко
Л.Н. Панина
Е.М. Ушакова
Ýêспертыконсультанты
Н.Н. Жук
И.А. Рожков
Л.В. Судоргина
Л.А. Трубина
И.Н. Щербо
Макет, дизайн: А. Галкин
Корректоры
Д.П. Рысаков,
Г.В. Яковлева
Издательская фирма
«СЕНТЯБРЬ»:
Распространение
и подписка
Е.И. Файнштейн
Главный бухгалтер
О.А. Архиповская
Адрес для писем:
115280, Ìîñêâà, à/ÿ 99
Тел.: (495) 7103001
Email: septem@direktor.ru
http://www.direktor.ru
© «Директор школы»
© «ИФ «Сентябрь»
Искусство управления
Молоканов М.
Беседы об управлении. Беседа пятая
Ясвин В.
Школьная «матрешка» под учительским «зонтиком»
Директор школы: начало пути
• Напутствие новичкам на директорском
поприще
• Лепешова Е. Кто в школе правит áàë? (Ïî
материалам одного исследования)
• Лепешова Е. Коллега или начальник?
• Ластовка Г. Экспресс-методика —
руководство к принятию управленческих
решений
• Мартынцева Е. Изменить стиль своей жизни
26
31
38
46
39
42
48
52
в этом номере
Письмо редактора
Еще о конкурсе
Конкурс
Положение о конкурсе «Директор школы — 2010»
Образовательная политика
Образование в регионе: кризис, НСОТ
и демография. Беседа с заместителем
председателя правительства ХМАО – Югра
А.Н. Майоровым
Новая система оплаты труда: модель для сборки.
Беседа с директором Центра универсальных
программ Н.Г. Типенко
1
7
1/2010 (144)
Научнометодический журнал. Выходит 10 раз в год. Издается с 1993 года
12
18
Стр.3
Информационные технологии в образовании:
школа будущего
Организация учебного процесса
Куприянов Б.
Когда наступает час истины. Сюжет для пьесы
о подготовке к ЕГЭ
Нигаматова Э.
Индивидуальный учебный план: этапы формирования
и траектории обучения
Погребняк О.
«Ядро одаренности»
Воспитание и дополнительное образование
Барсукова Е., Федорова Т.
Почему и как самоопределяется ребенок?
Фролова Т., Шатрова М.
Классный час: не нотация, а откровенный разговор
Школа и родители
Павлова Л.
Кто отвечает за травму школьника?
Персона грата
Образование, которое мы потеряли. Беседа с доктором
экономических наук Е.Ш. Гонтмахером
Экономика и право
Вопрос — ответ
Уроки здоровья
Как быть с этими «вечными двигателями»?
Файнштейн Е.
Физкультуру — в массы учителей и школьников!
Библиотека руководителя школы
LIB.DIREKTOR.RU
Код доступа — 1539
1`10 директор школы www.direktor.ru
d. 3
97
99
102
89
86
59
65
71
55
76
81
Стр.4
Анонс следующих номеров
Журнал «Директор школы», №2/2010
Недостатки и достоинства Единого государственного
Ресурсы, которые всегда под руками
Почему гаснут наши педагогические «звезды»?
5
19
22
Интернет-магазин для школьного администратора http://shop.direktor.ru
Пресса России 73131
Роспечать 73131
Почта России 12581
• «Задачи новой школы» — Директор Департамента государственной политики
в образовании Министерства образования и науки РФ И.М. Реморенко.
• «Видео-невидимо». Законно ли устанавливать видеонаблюдение на уроках
в школе? — юрист-консультант «Журнала руководителя управления образованием»
Сизов Д.Г.
• «Беседы об управлении». Беседа шестая. Президент Профессиональной ассоциации
«Клуб бизнес-тренеров» Молоканов М.В.
• «Каждому школьнику дневник… электронный!»
• «Модель педагогического портфолио»
«Журнал руководителя управления
образованием», №1/2010
Пресса России 74341
Роспечать 74341
Почта России 16526
• Варианты развития муниципальной методической службы в условиях
экономического кризиса.
• Административный регламент по проведению аттестации педагогических и
руководящих работников МОУ.
• Анализ результатов ÅÃÝ–2009.
• Опыт работы по введению новой системы оплаты труда.
• Муниципальное задание на оказание муниципальной услуги в сфере
образования. Консультация юриста.
«Практика административной работы
в школе», № 2/2010
Механизм оценки качества образования
в гимназии
Циклограмма внутришкольного контроля
воспитательной работы
Советы по написанию реферата
Пресса России 45836
Роспечать 45836
Почта России 12580
• Программа развития гимназии. «Интенсификация и качество» и «Школа,
в которой обучают искусству жить» — две разноплановые программы
развития.
• Как оценить условия и результаты деятельности образовательного
учреждения. Структурированный расширенный перечень показателей для
оценки условий и результатов, предложенный специалистами Калужского
института повышения квалификации работников образования.
• Педсовет «Подводим итоги учебного года». Рекомендации по проведению
итогового заседания педагогического совета с наибольшей пользой и
максимальной ориентацией педагогов на достижение новых целей.
• Должностные инструкции директора школы и заместителя директора по
обеспечению безопасности. Должностные инструкции, обновленные в связи
с принятием новых квалификационных характеристик должностей работников
образования.
4 d.
1`10 директор школы www.direktor.ru
Стр.5
наших журналов
«Юридический журнал директора школы»,
№2/2010
Пресса России 45776
Роспечать 45766
Почта России 79297
• Модели должностных инструкций работников школы, разработанные на осноâå
новых квалификационных характеристик (продолжение);
• Положение об уполномоченном по правам ребенка в общеобразовательных
учреждениях;
• Положения об организации образовательного процесса в общеобразовательíûõ
учреждениях во второй половине дня (группах продленного дня);
• Единые рекомендации по установлению на федеральном, региональном и местíîì
уровнях систем оплаты труда работников организаций, финансируемых из
соответствующих бюджетов, на 2010 год;
• другие актуальные материалы.
Библиотека журнала «Директор школы»,
№ 2/2010
Кучеряева Л.А. Проектирование и диагностика современного урока
Пресса России 45939
Роспечать 45939
Почта России 12615
В книге рассматриваются педагогически обоснованные подходы к структурированию
урока, структурному и аспектному анализу уроков различных типов.
Несомненную ценность для руководителей образовательных учреждений имеют
приведенные разнообразные программы наблюдений за работой педагогов,
описания организационных форм обучения в классно-урочной системе, различные
подходы к анализу урока.
Книга представляет собой ценные для директоров школ и их заместителей методические
рекомендации по подготовке уроков, в ходе экспертизы профессиональной
компетентности педагогов.
Подписка и приобретение журналов и книг
На все журналы и книги можно подписаться в любом почтовом отделении России по указанным около
изданий каталогам и индексам. Вы также можете оформить редакционную подписку. Подробности
— по телефону (495)710-30-01 (Âîëêîâà Екатерина, Доронина Òàòüÿíà).
Купить отдельные номера журналов и книги можно в издательстве по адресу: Москва, 1-й Автозаводский
проезд, 4 — офис издательской фирмы «Сентябрь».
Приобрести книги, в бумажном и электронном виде, можно также в нашем интернет-магазине по адресу:
http://shop.direktor.ru (âñå виды îïëàòû, бесплатная äîñòàâêà).
1`10 директор школы www.direktor.ru
d. 5
Стр.6
Вы на обложке,
просто потому что вы —
директор
Ирина Николаевна Щербо — директор Центра образования
«Школа здоровья» ¹ 1071 Москвы. Заслуженный учитель
Российской Федерации, почетный работник образования
города Москвы, лауреат премии мэрии г. Москвы в
области образования, дважды лауреат конкурса «Грант Москвы»
в области наук и технологий в сфере образования.
Кандидат педагогических наук, доцент кафедры «Управление образовательными системами»
Московского педагогического государственного университета, эксперт-консультант
журнала «Директор школы». Лауреат конкурсов «Обновление управления образовательными
учреждениями в России», «Строим школу будущего», финалист первого
конкурса «Лидер образования». Ведущий принцип ее деятельности — «управлять —
значит, вести других к успеху».
18 лет назад за московской кольцевой дорогой зарождался новый микрорайон Бутово,
который многими москвичами-новоселами воспринимался как выселки. Так как
школа открылась в период слабо развитой социальной сферы этого района, то сразу
стала не только образовательным, но и социокультурным центром, несмотря на колоссальную
перегруженность: шесть лет школа работала в три смены. Многоаспектность
деятельности педколлектива превратилась в достойную традицию, которая приобрела
характер важнейшего ресурса инновационного развития. Сегодня «Школа здоровья»
— многопрофильный образовательный центр, объединяющий в своей миссии задачи
двух видов образовательного учреждения: школы здоровья и центра образования.
Его коллектив становился лауреатом конкурса «Øêîëà России — 2008, 2009», ему
присвоено звание «Академическая школа».
Главный успех видится в единении устремлений педагогов и обучающихся в направлении
развития витагенной образовательной среды, позволяющей накапливать и актуализировать
приобретенный конструктивный жизненный опыт здорового образа жизни,
направленный на достижение перспективных потребностей личности за счет создания
дружественной, безопасной среды школьного и дворового пространства, повышения
культуры здоровья населения микрорайона. Так, за 2008–09 учебный год педагоги
разработали и защитили 56 индивидуальных проектов по эффективным технологиям
обучения, а учащиеся принесли в копилку центра 44 диплома олимпиадных побед.
6 d.
1`10 директор школы www.direktor.ru
Стр.7