БЕЛЫЙ ОСТРОВ
В июле 1930 года на 83 градусе северной широты под растаявшим
льдом Белого острова возле Шпицбергена найдено тело полярного
исследователя Андре и одного из его двух спутников, улетевших 33 года назад
на воздушном шаре к северному полюсу. <...> Публикация Ераста ИНДРИКСОНА
«Сибирские огни», 1988, № 8
Павел ВАСИЛЬЕВ
ПЕСНЯ О ГИБЕЛИ КАЗАЧЬЕГО ВОЙСКА
Отрывок из поэмы
Ярки папахи и пики остры,
Всходят на Знамени черепа,
Значит, недаром бились костры
В чёрной падучей у переправ. <...> Сотни да сотни, песни со свистом,
Песок на угорьях шершав и лыс…
Лебяжье, Черлак да Гусиная Пристань,
Острог на Берёзах да Тополев Мыс! <...> Мы идем по Красному проспекту в сторону Оби и где-то около кино Маяковского
невольно замедляем шаг. <...> Из степного города Омска, прикрывавшего когда-то Колывано-Воскресенские заводы,
приехал слесарь Овчуков. <...> На худенькой телеге, обтянутой сверху от солнца домотканой палаткой,
весело подкатил к железнодорожному мосту со своей многочисленной семьей и
малочисленным скарбом каменщик Иван Петрович Покрышкин. <...> Там, где сейчас проходит Красный проспект, они рубили новую
просеку. <...> В 1906 году по оценке недвижимого имущества Новониколаевск
занял второе место после Томска. <...> С 1896 по 1901
год только из Колывани переселилось в Новониколаевск свыше трех тысяч человек. <...> Это была правда, с той поправкой, что Новониколаевск был построен также и из Сузуна,
Бердска, Каинска и других стариннейших сибирских сел, которые были возведены когда-то
искусными плотниками, принесшими на острие своих топоров непревзойденное искусство
древнего зодчества из Олонца, Устюга Великого, Тотьмы. <...> Новониколаевск
окончательно взял в свои руки южно-сибирский рынок. <...> Явите царскую милость, внемлите десятитысячной мольбе народа,
уступите землю в аренду по 40 коп. за десятину или в вечность и учредите общество в поселке
Новониколаевском посадское или городское». <...> Вступил в него и слесарь Овчуков, один из первых
градостроителей на берегу Оби <...>
Сибирские_огни_№10_2012.pdf
Юрий ЛЕВИТАНСКИЙ
МОЙ СОСЕД — СЕРЬЁЗНЫЙ ЧЕЛОВЕК
ПЛЕННЫЙ
Проводят пленного японца.
Идет конвой, блестя штыками,
Бессмертный сын богини солнца —
Амотерасу-Омиками —
Мне в пояс кланяется низко
В такой изысканной манере,
Как будто я — божок буддийский,
Иль генерал, по крайней мере.
Мне даже видеть нет охоты
Восточнейшие эти сласти.
Ведь я простой солдат пехоты,
И даже — не гвардейской части.
Над нами свод небесный ясен, —
Куда уж лучшая награда!
Так уходите восвояси
И даже кланяться не надо!
Угодливы глаза косые.
Проходят пленные в колоннах.
Они сгибаются в поклонах
Тебе, далекая Россия!
ВЕТЕРАН
В звании
гвардейского солдата
Он четыре года воевал.
Тихий военврач из медсанбата
Удивлялся:
как он выживал!
Выживал!..
За лесом, в отдаленье
Бьют на полигоне пушкари.
Командир выводит отделенье
В мутном свете утренней зари.
И, присевши на траве примятой,
Не спеша, друзьям расскажет он,
Как Берлин,
пожарами объятый,
Штурмовали с четырех сторон.
Стр.1
Он сидит и курит в чистом поле,
Автомат коленями зажав...
...С ним должны считаться поневоле
Дипломаты западных держав.
Из цикла «В защиту детей»
КИНОЗВЕЗДА
Чикагская знать раскупила места,
и в зале, где только что выключен свет,
мерцает далёкая кинозвезда —
актриса, примерно, двенадцати лет.
Ей модное длинное платье к лицу.
Ей жизнь обернулася цепью удач.
Согласно сюжету, ей дарит к концу
большое наследство добряга-богач.
И смех её звонок, и взгляд её чист,
и ей отвечают из дальних рядов
полтысячи глоток, восторженный свист,
и сытое ржанье полтысячи ртов.
И, в общем, причин для уныния нет.
И в ритме фокстрота дрожит полотно...
Но здесь обрывается острый сюжет,
и правда выходит за двери кино.
Плывёт над асфальтом осенняя мгла,
все краски и линии разом стерев,
и ветер
по-гангстерски
из-за угла
последние шубы сдирает с дерев.
Сюда, сценаристы!
Ну, чем не сюжет!
Вглядитесь:
бредёт неизвестно куда
девчонка примерно пятнадцати лет —
до срока погасшая кинозвезда.
Сегодня, видать, не по вкусу она
богатым владельцам откормленных стад.
— Ты быстро растёшь!
и
— Ты нам
не нужна!..
И хочется кушать девчонке — хоть
плачь.
Последние отданы в лавку гроши.
И нету наследства.
Добряга-богач
ракетные пушки послал Чан Кай-ши.
Стр.2
Сюда, режиссёр! Оператор, сюда!
Здесь вашей Америки попрана честь.
Зачем же искусство тогда, господа,
когда этой девочке нечего есть?..
Я знаю, Америка, этих господ
и лживую совесть продажных сердец.
Но знаю:
и там неподкупный народ
допишет и вправду счастливый конец.
МОЕМУ СОСЕДУ
Вечные следы заботы маминой,
рубашонка белая, как снег...
К девяти уходит на экзамены
мой сосед —
серьёзный человек.
И пока спокойно, назубок он
в классе отвечает на вопрос,
я волнуюсь, бегаю у окон,
истребляю пачку папирос.
И со мной волнуются, как дети,
бабушки, мамаши и отцы,
наши многодетные соседи
и пока бездетные жильцы.
А ему как будто дела мало.
Он идёт вдоль шумного квартала,
глядя, как колышется листва,
как маляр висит у самой крыши,
как сверкает солнце на афише —
мой сосед, виновник торжества,
человек, уверенный в себе
и в своем четвёртом классе «Б».
Но, постигнув правила деления
и легко прочтя солидный том,
он ещё имеет представление,
безусловно, смутное, о том,
что к его делам не без причины
проявляют острый интерес
старые обрюзгшие мужчины,
чопорно входящие в Конгресс.
Что малыш, сидящий над задачей,
детские успехи и удачи
бесят их.
И звонкий смех ребячий
злобой им сжимает кулаки.
Что они, когда б им волю дали,
книг лишили б,
солнце отобрали,
просто б растоптали,
искромсали
Стр.3