Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634558)
Контекстум
.
Сибирские огни

Сибирские огни №11 2008 (50,00 руб.)

0   0
Страниц149
ID195700
Аннотация«СИБИРСКИЕ ОГНИ» — один из старейших российских литературных краевых журналов. Выходит в Новосибирске с 1922. а это время здесь опубликовались несколько поколений талантливых, известных не только в Сибири, писателей, таких, как: Вяч. Шишков и Вс. Иванов, А. Коптелов и Л. Сейфуллина, Е. Пермитин и П. Проскурин, А. Иванов и А. Черкасов, В. Шукшин, В. Астафьев и В.Распутин и многие другие. Среди поэтов наиболее известны С. Марков и П. Васильев, И. Ерошин и Л. Мартынов, Е. Стюарт и В. Федоров, С. Куняев и А. Плитченко. В настоящее время литературно-художественный и общественно-политический журнал "Сибирские огни", отмеченный почетными грамотами администрации Новосибирской области (В.А. Толоконский), областного совета (В.В. Леонов), МА "Сибирское соглашение" (В. Иванков), редактируемый В.И. Зеленским, достойно продолжает традиции своих предшественников. Редакцию журнала составляет коллектив известных в Сибири писателей и поэтов, членов Союза писателей России.
Сибирские огни .— 2008 .— №11 .— 149 с. — URL: https://rucont.ru/efd/195700 (дата обращения: 18.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

» Виталий Соколов почувствовал боль в сердце именно в тот момент, когда смотрел в пустую могильную яму. <...> Светлана Адамовна заведует отделом культуры в «Сибирском крае». <...> Дальше Соколов не понял торопливо и выразительно сказанных ею слов, но тон понял. <...> И в нервах всех благодетельных женщин, уснувших в предновогоднюю зимнюю ночь под небесами Западной Сибири, так же как и в нем, вдруг разбудятся и долго не будут затухать заблудившиеся импульсы летних нечаянных прикосновений… ГЛАВА ВТОРАЯ Своя печаль у инобытия: о разуме, зачисленном в пророки, с инертной жизнью, вынужденной в сроки засеивать пределы и края… Валерий Ковшов Зимним вечером в задумчиво-дымной фотолаборатории редакции областной газеты «Сибирский край» тихо, но совсем не мирно сидели трое ее сотрудников: фотограф Вася Сиверин, машинистка Валентина Бинникова и Светлана Адамовна — заведующая отделом культуры в газете, она же — талантливая журналистка и самая патентованная красавица в городе. <...> В тот вечер вряд ли кто из них предчувствовал, а Светлана Адамовна в особенности, что их неизбежная сегодняшняя встреча и нелюбезный разговор будут иметь роковые последствия для Виталия Соколова. <...> Собственный фотокорреспондент газеты Сиверин и секретарь-машинистка Валя Бинникова были несколько смущены, а Светлана Адамовна зла, потому что сегодня и сразу из двух независимых источников информации узнала, что именно Сиверин на днях ночевал у ее лучшей подруги Валентины Бинниковой. <...> Но на самом деле Сиверин был не свободен и, если честно, он был корпоративным любовником Светланы Адамовны, жены самого Пашки Попряхи, главы администрации Советского района, человека очень влиятельного, тупого, да еще помешанного на юморе. <...> Светлана Адамовна сидела на высоком крутящемся кресле возле фотоувеличителя, Вася Сиверин на обычном стуле за письменным столом, а Валя съежилась в старом продавленном кресле, втиснутом между тем же письменным столом и сушильным <...>
Сибирские_огни_№11_2008.pdf
Стр.1
Стр.2
Стр.3
Сибирские_огни_№11_2008.pdf
Валерий БАРАНОВ ТЕОРИЯ БЕССМЕРТИЯ Роман* Когда-нибудь в будущем люди научатся оживлять умерших… по оставленным ими в космосе следам. Н. Федоров Вот сорвался снег с верхушки ели на случайный выстрел. Запрокинуто прозвучал мой голос, как плач лисицы. Как магический гимн имени твоему. Скоро наступит полночь. Одна половина меня живет в аду — другая осталась в раю. Ты — доказательство, что это так! Ты причиняешь мне боль, но держишь меня на плаву. Благодаря тебе, я способен чувствовать жизнь, писать роман, ненавидеть смерть. В твоем и моем воображении восстают одни и те же образы. Мы одинаково безумны. Мы играем одну и ту же пьесу. Ты всегда разоблачаешь меня. И приходится начинать все с начала. В жизни бывает много начал. Мое начало сначала сиренево, даже зеленовато, как синяк под глазом. Твое начало ослепительно, как зимнее утро в Западной Сибири. Вчера мне было сказано, что я не могу больше растворяться в твоей жизни, медленно, ночь за ночью, глубинами плыть, зажмуриваясь… нет ни сна, ни яви, ни пробуждений в огне диких воспоминаний, нет даже милосердия леденящей бессмысленности — есть продолжающийся карнавал всех умерших, всех событий, живых и мертвых: «планетное мясо». Вчера, в серых в марлевых сумерках, твоя душа, преследуемая ликантропией, треском разрываемой плоти, визгом пилы и урчанием, израненная заклятьями и молитвами колдунов, святых, — рванула в мое будущее по встречной полосе, с гандикапом в пятьдесят лет. Она обиженно летела сквозь встречные дилижансы, автомобили и автобусы, сквозь чемоданы и сундуки, заполненные нестерпимыми ожиданиями. И твое отчаянье стало растворяться во мне… бесконечной вереницей твоих рекламных агентов и послушников твоей любви, как щелочь, как нестерпимая боль, обрекающая меня на рабство и унижение, наслаждение и алчность — адская комбинация — адская суть этой пытки… У тебя есть что-то общее с железом, с веревкой, с только что срубленным деревом, с шумом крови в голове, с обратным ходом событий. Ты — как Седна, богиня богов, иннуитов и шаманов — зришь в меня закрытыми глазами. Накануне, вечером, даже звезды мне показывали, что я откровенно умираю, что я растратил в жизни все. Потом, ночью, стали загадочно исчезать все люди и города, и все на свете завалил новогодний снег, а утром — ясно. Медленно и осторожно, как росомаха, а потом беззаботно и светло, как копошащийся в пеленках ребенок… из белого плена ночи восходит солнце, и уже сверкает иней на деревьях, седых и кудрявых от мороза. Скрипит снег, скрипят половицы, потом слышен шепот за дверью — все это утро. Оно уже блестит бесконечной лентой новых открытий, и мне кажется, что спросонья слышу почти крик, даже вздох, и ловлю тайный взгляд, сторожу легкий шаг… и мечтаю о космической женщине. О тебе. Мне мучительно хочется целовать твою фантастическую красоту. Совершенство — это удушье, и я, как ныряльщик, погружаюсь в себя, чтобы познавать и увеличивать свои желания. Ты, как Седна, десятая планета Солнечной системы, летишь в галактической тьме и ни для кого недоступна. Ты так адски желанна, что меня тянет к тебе, как в ад. Ты уносишь на дно мою душу. * Журнальный вариант.
Стр.1
Вчера, весь растерзанный спором, я слушал: ты мне очень страстно выговаривала, и монолог твой был реестром моих несовершенств. Ты упрекала, что я пьяница, и надоел тебе до смерти, что ты никогда вообще меня не хотела и никогда не любила меня, а я вцепился в тебя, как энцефалитный клещ. Ты говорила и говорила, а я все смотрел тебе в рот. Мне не надо было смотреть тебе в рот. Мне не надо было соглашаться с тобой или брать у тебя что-то вообще, вместо тебя самой… Потом я украл у тебя сердце. Потом ты у меня украла сердце. Все-таки ты красивая. И одна-единственная. И безрассудная. Ты можешь полюбить, а потом все бросить. Можешь обмануть. И если бы какой-то юноша выбросился вдруг из-за тебя из окна, ты бы просто села на подоконник и стала печально смотреть вниз. И ты можешь случайно не прийти. Можешь прийти, раздеться, лечь, а потом вдруг попросить, чтобы я выпил твои глаза, съел кусочек твоего уха. И ты можешь неожиданно встать, одеться, уйти. И даже не позвонить… И когда плачешь — ты всегда закрываешь глаза рукой, чтобы не помешать случиться своему счастью. Счастье отнимает прошлое. Счастье лишает нас кожи. — Ты будешь очень чесаться от счастья, любимый мой. Ведь ты же в него вляпался по уши, как блудливый кот, всеми четырьмя лапами. Ты будешь весь чесаться и завидовать каждому телеграфному сооружению, потому что именно столбам не надо чесаться или желать об этом — о них трутся боками коровы и свиньи. Счастье — это импотенция. — Тебе уже не хватает телесности, страстности плоти — а я ненасытна, как смерть, я презираю твою ничтожную духовность и фальшивую девственность. Я сгораю от страсти и умащаю свое тело всеми приторными благовониями: мятной водой, толчеными семенами укропа, птичьей кровью и бурым соком из корней лопуха… Свою любовь мне не спасти от твоего глупого счастья! Я мечтаю прыгнуть в огонь и, как порох, вспыхнуть, чтобы превратиться в небесную собаку и уже ни с каким мужиком вообще не ложиться в постель, ни с тобой, ни с американским миллионером, ни со сперматозоидом из Млечного пути… В постели ты не оставляешь на себе одежду. Одежда делает тебя драматичной. В твоей одежде есть зловещая манкость. Свои костюмы и платья ты носишь так, словно идешь по очень узкой огненной лестнице. Тень пламени выдает интуицию твоего движения, а ткань и платье — пылкость и утонченную необузданность тела. Как бы ты ни укладывала свои волосы, они пахнут снегом и слезами, и вызывают действительную, почти старомодную сентиментальность. Твои слова о любви — это такая терпкая смесь угроз и обещаний разного рода искушений, знойных галлюцинаций и первородных фетишей, что я в растерянности склоняюсь, и глазами… ласкаю своими взглядами твои ножки. Аметист, бирюза, розовый перламутр — это цвет твоих ног. Вчера ты забыла мне позвонить, а потом незримо пришла. И явилась тревога, которая меня давила, переносилась из непосредственного ближайшего прошлого в будущее, в опасное будущее. И зарницы моего воспаленного воображения высвечивали для меня эту твою бестелесную ультимативность, ужасно сконцентрированную моим отчаянным страхом, усовершенствованным многочисленными медитациями. — Тебе лишь кажется, что я тебя избегаю. Это потому, что ты никогда не просыпаешься ночью, чтобы сладко уснуть со мной, в моем сне… Проверь, каждый раз я прихожу к тебе вовремя… Любовь — это черная краска моей души, растворенная в зрачках твоих глаз, с ее обжигающими бликами бесконечной снисходительности, с беспощадной многоликостью и непредсказуемостью. Мир моих желаний или воображаемого единственного влечения — все одна и та же сумасшедшая сизифова работа моей мысли: тащить настоящий момент туда, где есть подробности прошлого. И я говорю с тобой о том, что было, или о том, что будет, и в упор не вижу того, что есть. Я вижу во сне музыку наших ночей. Потому что справедливость страстного сна для меня освещена тобой. Я и ты обжигаем светом друг друга, как поющие и танцующие свечи. Все остальное для меня — тьма, и пользуется остальным кто-то другой. Тот, кто знает про всех людей и смотрит насквозь в самые пределы сроков и дат, он и разгадывает бессмысленность черных сфер. А когда… даже просто смотрю в твои безумные серо-голубые глаза — я пью медленный яд неумолимого собственного сердца. И не представляю, какой молитвой смогу отмолить все прелести твоего… моего безрассудства? Мне кажется, что моя кровь стынет от ужаса, леденеет. Мне остается молитва о… Нет! У меня есть конкретное требование. Откровенное требование одной тебя у всей Вселенной, у самой вечности — значит много больше, чем неумолимый закон бытия, скрытый под маской необходимости... а тяготит немного меньше, чем обман чувств или разума, пущенный в ход внешними силами. Мир сил — это только сравнение, указатель на то, о чем идет речь. Мир не меняется, он всегда один, только один, и только в нем, благодаря любви, мы обретаем язык, узнаем себя в нем, привлекаем к себе или отталкиваем, маскируемся или обольщаем. Мне никогда не разлюбить тебя.
Стр.2
В Царстве Небесном нет мне причин искать Бога, потому что там нет формы и нет даже структуры бытия. Пусть птицы ночи нарисуют в неясном небе образы — признаки формы. Чтобы наступило утро. Вот тогда: «Ранним утром где-то в великих просторах Западной Сибири проснется женщина. Она немножко обидится или насупится на ослепительное зимнее солнце. И солнце послужит ей зеркалом…» ГЛАВА ПЕРВАЯ Распустила по утру яблоня свой веер, Никогда я не умру — в этом я уверен. Владимир Ширяев …и не понять никак по-настоящему, Что яблоня его, который год Поющая и вся плодоносящая, Лишь в нашей горькой памяти растет. Владимир Соколов «Как пойдут дела дальше? Ведь церковь всегда лгала людям, что души у всех одинаковы...» Виталий Соколов почувствовал боль в сердце именно в тот момент, когда смотрел в пустую могильную яму. Боль была приятная, легкая и недолгая. Конечно, нельзя прожить пятьдесят лет, чтобы ни разу тебя не кольнуло. Однако это подлое и ласковое наказание болью подарило Соколову ощущение невыносимой печали, печали о том, что он ничтожество, а его жизнь значится, даже итожится, как чисто первоапрельское доказательство простой человеческой глупости: добровольного его гадства и рабства. Что за обескураживающая мысль, досадная и незамаскированная! Может, от неуютности кладбищенского пафоса, от поэтической страсти несоответствующих жизни чувств… все в нем повторяется в спиритуальном своем значении. Все из-за несоответствия плоти затерроризированной и его примитивной думе о свободной воле, даже о моральной ответственности за Бога. Может, помолиться Иисусу Христу?.. Но это то же, что раствориться, как сахар в чае. Ничего неизведанного он теперь не хочет, ни о чем не мечтает. И ничего преднамеренно уже не сделает. Он, как бездомный кот, будет тайно сидеть под порогом собственного дома и жалостно смотреть в щель, в дневной проем неба, где под кривым горизонтом простирается тайга. Без погрешностей и людей, даже без всего грязного или негативного, которое очень могло бы добавить природе человечьей чего-то нового, свежего, какого-то соприкосновенного начала, того самого, еще не признанного Богом, потом демонстративно не отмеченного идеей небесной. В идее неба нет негативного. Это всеми предполагается. А для идеи небесной даже умышленная гадость сладка и горестна, как на земле благодать, как некое каббалистическое число, где вся квинтэссенция из безотлагательного — откровенная телесность и слизь. Ведь его личное прошлое — это забытые горькие сны, от которых он давно бы отрекся, не будь в его снах игры, шутки, хохмы, наверное, довольно страшной. Прожитая жизнь это же не иллюзия: все явления жизни прошли в самой трогательной простоте и до того понятны, что и знать причины нет, зачем на прошлое нужно оглядываться дважды. Своей жизнью он лишь шантажировал. Он не из тех, кому можно проветривать и перетряхивать собственное прошлое, оттуда ничего эфемерного ему уже не выудить никаким пылесосом. И стихи свои он давно бы отодвинул в сторону, если бы не память крови, не первобытный ужас, который по вездесущим капиллярам, как адреналин, как наказание, каждую ночь проникает в голову и травит мозг, заставляя чувства кипеть, а все отражения меркнуть в зеркальной траурной мути. Хоть он и умудрился сохранить в земных боях свою драгоценную шкуру, и остатки мяса кое-где еще болтаются на его костях, он уже уныло знал, что владеть этим добром осталось совсем недолго. Но, стиснув зубы, он все-таки будет до конца играть свою роль в пьесе, в которой для других актеров, живых людей, высвобожден лишь один смысл Творца — достижение Рая. Но для земного, для яростного мира любви и для наслаждений он, в сущности, ни что иное, как загнанная, ощетинившаяся кошка, с безумной гордостью еще пытающаяся отбиться от стаи бешеных псов. И в самом деле! Ему уже не от кого ждать помощи, тепла или веры, он никогда не был так бесполезен себе и так одинок, как сейчас. Так попасться! Выбрать настоящее по собственному невежеству, недогляду, добровольно выбрать сегодняшнее настоящее, которое сродни безумию, предпочесть это настоящее — ушедшему лету или будущей зиме. Жизнь — это только то, что есть. А что есть прожитая жизнь? Бездна, равная всего лишь собственной человеческой жизни.
Стр.3