ББК 65.49:7УДК 37.014.54
Т36
Электронные версии книг
на сайте www.prospekt.org
Авторы:
Тесленко В. А., кандидат экономических наук – введение, § 1.1–3.3, заключение;
Мельников Р. М., доктор экономических наук, профессор – введение, § 1.1, 2.1, 2.2,
3.1–3.3, заключение;
Сергеева А. Е., кандидат экономических наук – § 4.1, 4.2.
Рецензенты:
Тимофеева Г. В., доктор экономических наук, профессор;
Устенко В. С., кандидат экономических наук.
Т36
Тесленко В. А., Мельников Р. М., Сергеева А. Е.
ISBN 978-5-392-36245-5
В монографии дано теоретическое и эмпирическое обоснование роли различных
видов образовательного капитала в инновационном развитии экономики. Раскрыты
резервы совершенствования механизма управления формированием и использованием
образовательного капитала в интересах стимулирования инновационного развития
российской экономики. Предложена методика оценки влияния инструментов
образовательной политики на инновационное развитие российских регионов. Освещены
факторы, определяющие вовлеченность российских ученых в инновационную
деятельность. Выявлен дисбаланс в реализации российской образовательной политики,
заключающийся в недостаточном финансировании вузов со специализацией на
подготовке кадров для регионов и прикладных исследованиях, а также организаций
среднего профессионального образования. Разработаны рекомендации по реализации
в российских условиях модели индустриальной аспирантуры, предусматривающей выполнение
диссертационного исследования в интересах компании-работодателя.
Законодательство приведено по состоянию на 11 августа 2021 г.
ББК 65.49:7УДК 37.014.54
Печатается в авторской редакции.
Научное издание
Тесленко ВаленТина александроВна,
МельникоВ роМан МихайлоВич,
сергееВа александра еВгеньеВна
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ КАПИТАЛ КАК ФАКТОР
ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ
РОССИЙСКОЙ ЭКОНОМИКИ
Монография
Печать цифровая. Печ. л. 13,0. Тираж 1000 (1-й завод 100) экз. Заказ №
ООО «Проспект»
Подписано в печать 27.12.2021. Формат 60×90 1
111020, г. Москва, ул. Боровая, д. 7, стр. 4.
ISBN 978-5-392-36245-5
© Тесленко В. А., Мельников Р. М.,
Сергеева А. Е., 2021
© ООО «Проспект», 2021
/16
.
Образовательный капитал как фактор инновационного развития российской
экономики : монография. — Москва : Проспект, 2022. — 208 с.
Стр.2
Authors:
Teslenko V. A., Candidate of Economic Sciences – introduction, § 1.1–3.3, conclusion;
Melnikov R. M., Doctor of Economic Sciences, Professor – introduction, § 1.1, 2.1, 2.2,
3.1–3.3, conclusion;
Sergeeva A. E., Candidate of Economic Sciences – § 4.1, 4.2, conclusion.
Reviewers:
Timofeeva G. V., Doctor of Economic Sciences, Professor;
Ustenko V. S., Candidate of Economic Sciences.
Teslenko V. A., Melnikov R. M., Sergeeva A. E.
mEducational Capital as a Factor of Innovative Development of the Russian Econoy
: Monograph. — Moscow : Prospekt, 2022. — 208 p.
ISBN 978-5-392-36245-5
ty The monograph provides a theoretical and empirical justification for the role of different
respes of educational capital in the innovative development of the economy and discloses the
pre impact of educational policy tools on the innovative development of Russian regions is
erves for improving the mechanism of management of the formation and use of educational
th capital to stimulate the innovative development of the Russian economy. A technique to evaluate
Roposed. The authors provide an insight into the factors that determine the involvement of
thussian scientists in innovation activities and reveal an imbalance in the implementation of
mrganizations. Recommendations are proposed for the implementation of the industrial PhD
ompany, in Russian conditions.
Legislation updated as of August 11, 2021.
e Russian educational policy, namely, the insufficient funding of universities specializing in
o training personnel for regions and applied research, as well as vocational education and training
c odel, which involves the completion of a research project in the interests of the employing
ISBN 978-5-392-36245-5
© Teslenko V. A., Melnikov R. M.,
Sergeeva A. E., 2021
© Prospekt LLC, 2021
Стр.4
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение ...............................................................................................................................5
Глава 1
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ КАПИТАЛ КАК ФАКТОР
ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИКИ:
ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ
ИЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ
1.1. Образовательный капитал втеории человеческого
капитала иего роль впроцессе инновационного
развития экономики .....................................................................................7
1.2. Особенности формирования образовательного
капитала встранах-лидерах индекса инновационного
развития .........................................................................................................28
Глава 2
ОЦЕНКА ВЛИЯНИЯ ОБЕСПЕЧЕННОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ
КАПИТАЛОМ ИОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ ГОСУДАРСТВА
НА ИННОВАЦИОННОЕ РАЗВИТИЕ РОССИЙСКОЙ ЭКОНОМИКИ
2.1. Оценка влияния обеспеченности образовательным
капиталом наэкономический рост иинновационную
активность вроссийской экономике ..................................................41
2.2. Оценка влияния инструментов образовательной
политики наинновационную активность российской
экономики ......................................................................................................71
2.3. Анализ результативности использования потенциала
исследователей сучеными степенями российскими
высокотехнологичными компаниями ифакторов
вовлеченности российских ученых винновационную
деятельность .................................................................................................84
Стр.207
208
Глава 3
ОБОСНОВАНИЕ РЕКОМЕНДАЦИЙ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ
МЕХАНИЗМА ФОРМИРОВАНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО
КАПИТАЛА ВИНТЕРЕСАХ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ
ЭКОНОМИКИ РОССИИ
3.1. Предложения по совершенствованию механизма
формирования образовательного капитала на уровне
среднего профессионального образования .................................106
3.2. Предложения по совершенствованию механизма
формирования образовательного капитала на уровне
высшего образования ............................................................................117
3.3. Предложения по совершенствованию механизма
формирования образовательного капитала на уровне
аспирантуры ..............................................................................................135
Глава 4
КОСМИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ: ПОДГОТОВКА СПЕЦИАЛИСТОВ
ДЛЯ ВЫСОКОТЕХНОЛОГИЧНЫХ ОТРАСЛЕЙ ЭКОНОМИКИ
4.1. Основные тенденции развития отрасли
дистанционного зондирования Земли:
российская практика изарубежный опыт
реализации образовательных инаучных проектов ..................149
4.2. Участие бизнес- структур впроцессе формирования
системы непрерывного образования на примере
отрасли дистанционного зондирования Земли:
опыт ГК «СКАНЭКС» ................................................................................158
Заключение .....................................................................................................................171
Список использованной литературы ...................................................................178
Приложения ....................................................................................................................193
Приложение А ........................................................................................................194
Приложение Б ........................................................................................................198
Приложение В ........................................................................................................201
Оглавление
Стр.208