Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 610501)
Контекстум
Сибирские огни

Сибирские огни №6 2003 (50,00 руб.)

0   0
Страниц222
ID195635
Аннотация«СИБИРСКИЕ ОГНИ» — один из старейших российских литературных краевых журналов. Выходит в Новосибирске с 1922. а это время здесь опубликовались несколько поколений талантливых, известных не только в Сибири, писателей, таких, как: Вяч. Шишков и Вс. Иванов, А. Коптелов и Л. Сейфуллина, Е. Пермитин и П. Проскурин, А. Иванов и А. Черкасов, В. Шукшин, В. Астафьев и В.Распутин и многие другие. Среди поэтов наиболее известны С. Марков и П. Васильев, И. Ерошин и Л. Мартынов, Е. Стюарт и В. Федоров, С. Куняев и А. Плитченко. В настоящее время литературно-художественный и общественно-политический журнал "Сибирские огни", отмеченный почетными грамотами администрации Новосибирской области (В.А. Толоконский), областного совета (В.В. Леонов), МА "Сибирское соглашение" (В. Иванков), редактируемый В.И. Зеленским, достойно продолжает традиции своих предшественников. Редакцию журнала составляет коллектив известных в Сибири писателей и поэтов, членов Союза писателей России.
Сибирские огни .— 2003 .— №6 .— 222 с. — URL: https://rucont.ru/efd/195635 (дата обращения: 23.04.2025)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Михаил Николаевич Алексеев, недавно отметивший свое 85-летие, не нуждается в особом представлении. <...> Я предлагаю принять Михаила Алексеева не в кандидаты, а В члены Союза писателей. <...> С такою же просьбой обратился к нам Василий Семенович Гроссман, один из руководителей совещания. <...> Вслед за журналом «Сибирские огни» роман «Солдаты» был издан почти одновременно «Молодой гвардией» и «Воениздатом», а также миллионным тиражом в «Роман-газете», в том же, 1952-м году, был выдвинут несколькими организациями на соискание Сталинской премии, и я получил бы ее, если б не случилось того, что случилось. <...> Первый из них — Герой Социалистического труда, писатель Михаил Николаевич Алексеев, автор широко известных романов и повестей «Солдаты», «Вишневый омут», «Хлеб — имя существительное», «Драчуны», «Мой Сталинград»... <...> Вячеслав СОФРОНОВ ОТРЕШЕННЫЕ ЛЮДИ Роман Часть третья ОБМАНЧИВЫЕ ПРИИСКИ 1 Возвращался в Тобольск Иван Зубарев, что называется, без гроша в кармане. <...> Случайно встретил Зубарев на кривой московской улочке мужика-возчика из хохлов, что нещадно бранился, прилаживая отлетевшее тележное колесо, которое он никак не мог один приспособить на место. <...> Так оно и вышло: то были мужики из Тюмени, служившие под началом его крестного, полковника Угрюмова. <...> — Пойду, велю коляску свою заложить, — Угрюмов направился к двери, — поспеть бы... <...> — Полковник Угрюмов едет! — гаркнул Дмитрий Павлович, не особо надеясь, что и его услышат. — ...ать, ать... от, — долетело до них. <...> — Сообщили, сообщили, — горестно кивнула головой Варвара Григорьевна, — да родила она недавно, девочку, а кормилицу не найдут никак, да и сама хворает, весточку с рыбаками прислала. <...> Варвара Григорьевна рассказала, что отец сильно простыл, когда ездил рассчитывать промысловиков на песках. <...> Вроде помогло, но неделю назад слег и уже не вставал Василий Павлович. <...> Варвара Григорьевна тихо заплакала, утирая слезы концами платка. <...> — Значит, и он здесь, — попробовал было сесть <...>
Сибирские_огни_№6_2003.pdf
Стр.1
Стр.2
Стр.3
Сибирские_огни_№6_2003.pdf
Михаил Николаевич Алексеев, недавно отметивший свое 85-летие, не нуждается в особом представлении. Он – из плеяды мастеров первого ряда, фундаторов русской советской литературы второй половины ХХ века, готовивших ей мировое признание и славу. А главным для него была любовь самого читающего в этом мире народа. Мы от души поздравляем классика, с прекрасным юбилеем, желаем ему всего самого светлого в жизни и – многая, многая лета! Читателям «Сибирских огней» будет, наверное, по-особому интересен публикуемый ниже отрывок из автобиографической повести старейшего нашего автора. Редакция Михаил Алексеев «Солдаты» в путь! Множество раз в разное время и разные люди, в основном издатели, просили меня написать автобиографию. Множество раз пытался это сделать, но всегда получалось что-то не то. Гораздо позже понял, почему. Я пытался поведать о себе в привычном, анкетном, что ли, смысле, вынося за скобки написанные мною книги, из экономии места отстраняясь от них. И выходило скучно, пресно, невыносимо занудно. И лишь в самом конце восьмидесятых годов мне пришлось — и то по крайней необходимости — вспомнить, что если у тебя, писателя, есть своя судьба, есть она и у книги, вышедшей из-под твоего пера. Её-то и нужно назвать биографией, совершенно естественно необходимо составляющей часть, и притом, может быть, главную часть твоей Автобиографии. Тогда же мне подумалось: а что, если написать биографию не автора, а его произведений? Не расскажет ли она больше и интереснее о своем создателе? И более того: не даст ли она возможность точнее и острее ощутить время, в какое это произведение рождалось и явилось на свет Божий? Ведь нередко такое рождение сопровождается весьма драматическими обстоятельствами, о коих знают лишь автор и очень узкий круг людей, связанных с изданием той или иной вещи. В этом случае следует, пожалуй, начать с биографии моего первенца — романа «Солдаты»: в прошлом, 2002 году, ему исполнилось 50 лет со дня появления на свет, то есть на ваш суд, дорогие мои читатели. А до этой, так сказать, юбилейной даты, «Солдаты» издавались множество раз на многих языках как в нашей стране, так и за рубежом. Этим романом открывались все, без исключения, мои собрания сочинений в шести и восьми томах, а также избранное в одном, двух и трех томах. Именно эта книга вывела меня, кажется, на самую тернистую и ухабистую из всех возможных дорог, имя которой — Литература. Когда же. однако, и с чего началось для меня все это? Все произошло в мае 1945 года. Война кончилась, и наша дивизия находилась какоето время на рубеже, занятом ею 9 мая в центре Европы Солдаты отдыхали. Отдыхали и мы, сотрудники армейской газеты «За Родину». Но что же делать, если на сердце поселилась жгучая потребность рассказать о фронтовых друзьях-товарищах, обо всем, что видано и пережито в тяжкие четыре года войны? Может быть, поступить так — вообразить себе, что рядом с тобой сидит близкий тебе человек, и ты, не торопясь, рассказываешь ему все, как было: без утайки, без прикрас, очень просто, как любят говорить ныне — доверительно. Через месяц показал десятка три страниц единственному оставшемуся в нашей редакции члену Союза писателей Виктору Александровичу Старикову. Часа через два он сам не пришел да же, а вбежал в мой кабинет, и объявил с оттенком удивленной растерянности в голосе: — Послушай, да это же куски настоящей прозы! По реакции В.А. Старикова я сообразил, что подкупил его сущим пустяком — простым, естественным, безыскусным изложением событий И все-таки временами задумывался: а правильно ли это? И не удержался, отдал-таки дань литературным завитушкам — их можно было легко обнаружить в первоначальном тексте рукописи и в особенности в первом названии романа — «Млечный Путь». Завитушки эти сейчас же обнаружила Лидия Сейфуллина, когда решался вопрос о
Стр.1
приеме меня в Союз писателей СССР в конце ноября 1951 года. К тому времени я был уже отозван из Вены в Москву и работал в Военном издательстве. Вел заседание Секретариата Союза его генеральный секретарь Александр Александрович Фадеев. И поскольку моя фамилия начиналась с буквы «а», с меня всё и началось. Открыв заседание, А.Фадеев предложил принять меня сразу, минуя предусмотренный уставом кандидатский срок, в члены Союза. Первой взбунтовалась сидящая в первом ряду маленькая-премаленькая старушка. На белой, седой ее голове были, казалось, одни огромные черные глазищи, которые еще более расширились в страшном гневе. — Саша! — кричала она, обратившись к председательствующему. — Ты с ума сошел. Кого ты предлагаешь принять в члены без кандидатского стажа?! — И обратившись уже ко всем другим членам секретариата Союза, продолжала: — Посмотрите, люди добрые, что он делает, этот молодой человек, — (это она уже обо мне). При этом она судорожно листала страницы опубликованного в журнале романа «Солдаты» и, найдя, что было ей нужно, громко читала: «Уранов медленно тянул из своей головы непрочные нити обрывочных нитей...» Каково! Не голова у того Уранова, а какая-то, простите, вьюшка! Нет, нет, если и принимать Алексеева, то разве лишь кандидатом! В Дубовом зале Дома литераторов, где происходило заседание, захохотали, и больше всего, ядренее всех, как мне казалось, хохотал Фадеев, да еще и попросил: — Лидочка, а ну-ка еще раз прочтите то место. Лидочка с радостью исполнила его просьбу. Маститые писатели еще громче засмеялись, а с ними вместе и Фадеев. Сердце мое куда-то убежало далеко вниз, может быть, в пятки. Я решил, что меня после всего этого не то что в члены, но и в кандидаты-то не примут. А Фадеев, продолжая похохатывать, вытирая платком ослезившиеся от смеха глаза, заметил: — Вьюшка, значит?.. Лидочка, если заглянуть в наши с тобой первые вещи, мы там этих вьюшек отыщем еще больше... Я предлагаю принять Михаила Алексеева не в кандидаты, а В члены Союза писателей. С таким предложением обратилось к нам и Всесоюзное совещание молодых литераторов, прошедшее нынешней весной. С такою же просьбой обратился к нам Василий Семенович Гроссман, один из руководителей совещания. Он и Марк Колосов написали еще и свои собственные рекомендации, высоко оценив роман Михаила Алексеева. Мне известно также, что роман «Солдаты» выдвинут на соискание Сталинской премии. Получивши ее, Алексеев, так уж и быть уберет из книги эту несчастную вьюшку, на которую ты почему-то так обиделась, Лидочка! — сказав это, Фадеев повторил свое предложение. За принятие меня прямо в члены Союза писателей проголосовали единогласно. При этом Фадеев радостно возгласил: — Лидочка, и ты — за? Вот умница! Осознала все-таки. Зал дружески еще раз посмеялся. Сейчас — уже над Лидией Сейфуллиной, замечательной писательницей, несомненным классиком, одним из основателей великой советской литературы. Ее «Виринея» стоит в первом ряду лучших созданий в художественной летописи нашей страны. Часом позже я вышел на улицу Воровского и увидел там Сейфуллину, стоявшую в очереди к автобусу. Я неожиданно для себя осмелился, взял ее за руку и подвел к дверце. Затем взял старую под мышки и легко, не чувствуя совершенно ее веса. поднял прямо в автобус. Больше почему-то я ее ни разу не встречал. Что касается А.А. Фадеева, то кто из литераторов из моего, и даже более старшего поколения, не успел погреться от его сердца?! Тоже покойный теперь Савва Елизарович Кожевников, главный редактор «Сибирских огней» в пору, когда в этом журнале неожиданно для многих появились мои «Солдаты», рассказал мне следующее. В середине марта 1951 года в его новосибирской квартире в глухую полночь раздался телефонный звонок. Звонил А.А. Фадеев!
Стр.2
— Послушай, Савва!.. Ты жаловался мне, что у тебя нет стоящих рукописей. Посылаю тебе одну. Посмотри. Во втором номере «Сибирских огней», помеченном мартом-апрелем (журнал выходил один раз в два месяца), и был напечатан роман «Солдаты» — оперативность прямо-таки умопомрачительная! Рукопись же могла оказаться в руках А. Фадеева, когда он готовился к докладу на 2-м Всесоюзном совещании молодых литераторов, участником коего я был. Доклад этот, к сожалению, не был произнесен — помешала болезнь Александра Александровича. Но вот, как видите, к моей большой радости, он не забыл о рукописи, которой я только и мог быть представлен на упомянутом совещании. Рука большого художника, Человека оказалась для меня и моего первого литературного детища очень легкой. Вслед за журналом «Сибирские огни» роман «Солдаты» был издан почти одновременно «Молодой гвардией» и «Воениздатом», а также миллионным тиражом в «Роман-газете», в том же, 1952-м году, был выдвинут несколькими организациями на соискание Сталинской премии, и я получил бы ее, если б не случилось того, что случилось. Вечером, накануне того дня, когда в «Правде» и других центральных газетах готовилось к опубликованию постановление Правительства относительно премий, ко мне, в мою московскую десятиметровую квартиру на Октябрьском поле, нагрянула целая ватага дюжих ребят из фотохроники ТАСС, которые сейчас же принялись перемещать меня из угла в угол и обстреливать из множества камер. Наконец, нащелкались вдосталь и всей гурьбой подошли к столу, на котором оказались две бутылки водки и какая-то закуска, поставленные догадливой молодой хозяйкой. Все это было непостижимо быстро выпито и съедено, мастера из фотохроники забрали свое хозяйство, и уже за дверью кто-то из них, наверное, старший, громко выкрикнул: — Утром вынимайте из почтового ящика «Правду»! Вам — Третью степень. Поздравляем! Я, кажется, первым из всего нашего шестиэтажного дома, ни свет — ни заря оказался на улице у своего подъезда, ожидая почтальона. Ожидание было мучительно долгим для меня. И бедняга почтальон шарахнулся от меня, как от сумасшедшего, когда я кинулся на него и выхватил прямо из его рук свеженькую «Правду». И сейчас же увидел на первой странице список новых лауреатов. Пробежался по нему глазами сначала сверху вниз, затем снизу вверх. Увы, меня в списке не было. А я-то в нем был! И находился там до самого раннего утра, а потом чья-то рука убрала его оттуда. И она, эта рука, должна была принадлежать всесильному. Так оно и случилось. Как известно, рабочий день у И.В. Сталина начинался где-то в полдень, а заканчивался на рассвете уже следующего дня. И вот в промежутке нынешнего и завтрашнего дней Сталин получил телеграмму из Крыма от Сергеева-Ценского с настоятельной просьбой присудить Сталинскую премию писателю Евгению Ефимовичу Поповкину за роман «Семья Рубанюк». Классик мотивировал свою просьбу тем, что и книга, о которой идет речь, талантлива, а главным образом тем, что Евгений сейчас, живя и работая в Крыму, много делает для возрождения культуры в пострадавшем от вражеского нашествия крае И.В. Сталин попытался вызвать Николая Тихонова, председателя Комитета по Сталинским премиям, но того в Москве не было. Зато на месте оказался Константин Симонов, заместитель Тихонова. Тот быстро оказался и в сталинском кабинете. Вождь изложил Симонову суть дела, сказав при этом: — Можно было бы прибавить к списку еще одного человека, но он и без того оказался длинным. Но и отказать академику не могу. Я, конечно, знаю, что все, оказавшиеся в этом списке, уже знают обо всем. И все-таки, товарищ Симонов, одного придется убрать. И сделать это надо менее болезненно для того, кого это коснется. Подумайте, товарищ Симонов. И тут, на мою беду, Константин Михайлович вспомнил, что в «Литературной газете», которую он на то время редактировал, была опубликована большая статья Семена Гудзенко
Стр.3