Новосибирский государственный педагогический университет
Институт философии и права СО РАН
ФИЛОСОФИЯ ОБРАЗОВАНИЯ № 5 (50) 2013
Всероссийский научный журнал
Редакционная коллегия
доктор философских наук, профессор (Казахстан)
кандидат философских наук, доцент (Москва)
доктор биологических наук, профессор, ректор НГПУ
доктор философских наук, профессор (Санкт-Петербург)
доктор физико-математических наук, чл.-кор. <...> СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ
ОТЕЧЕСТВЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ:
ФИЛОСОФСКОЕ ОСМЫСЛЕНИЕ
Камашев С. В. <...> . Кросс-культурный диалог
ПИ № 77-12553
Запад Россия в контексте взаимодействия образования и права ... <...> . Система непрерывного
профессионального экономического и бизнес-образования ................. 69
Липич Е. И. <...> Философия образования, № 5(50), 2013
Арсенал средств, уже использованных правительством и законодательной властью страны, может привести к вытеснению научного сообщества на обочину научно-технического прогресса в стране, полноправными гражданами которой мы являемся. <...> Руководство Сибирского отделения РАН
7
Философия образования, № 5(50), 2013
Раздел I
СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ
ОТЕЧЕСТВЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ:
ФИЛОСОФСКОЕ ОСМЫСЛЕНИЕ
Part I. <...> С. В. Камашев (Новосибирск)
В статье автор рассматривает теорию управляемого хаоса, активно используемого в современном глобализирующемся мире. <...> Показано влияние применяемых технологий управляемого хаоса на состояние национальной безопасности. <...> A special attention is paid
© Камашев С. В., 2013
Камашев Сергей Владимирович кандидат философских наук, научный сотрудник, Научно-исследовательский институт философии образования, Новосибирский государственный педагогический университет. <...> С. В. Камашев
to the foundations and consequences of application of controlled chaos, including
for Russia. <...> Управляемый хаос «предлагает» прямо противоположное разрушение целостности личности. <...> В. Е. Лепский указывает на последствия применения технологий управляемого хаоса в отношении России:
разрушение сложившейся системы управления <...>
Философия_образования_№5_2013.pdf
Новосибирский государственный педагогический университет
Институт философии и права СО РАН
ФИЛОСОФИЯ ОБРАЗОВАНИЯ ¹ 5 (50) 2013
Редакционная коллегия
Всероссийский научный журнал
главный редактор,
доктор философских
наук, профессор,
директор НИИ
ФО НГПУ
заместитель главного
редактора, доктор
философских наук,
профессор
ученый секретарь
журнала, кандидат
философских наук
Учредители:
ФГБОУ ВПО
«Новосибирский
государственный
педагогический
университет»,
Научно-исследовательский
институт
философии
образования
Институт
философии и права
СО РАН
Журнал основан
в 2001 ã.
Выходит 6 раз в год
Журнал
зарегистрирован
Федеральной
службой по
надзору в сфере
связи,
информационных
технологий
и массовых
коммуникаций
ПИ ¹ 77-12553
от 26 апреля 2002 ã.
© НИИ ФО ÍÃÏÓ,
2013
Все права защищены
доктор философских наук, профессор (Казахстан)
кандидат философских наук, доцент (Москва)
доктор биологических наук, профессор, ректор НГПУ
доктор философских наук, профессор (Санкт-Петербург)
доктор физико-математических наук, чл.-кор. РАО
доктор философских наук, профессор,
академик РАО(Санкт-Петербург)
доктор философских наук, проректор по науке НГПУ
доктор философских наук
доктор философских наук, профессор (Чехия)
доктор философских наук, профессор (Красноярск)
доктор философских наук, профессор (Псков)
доктор экономических наук, проректор по учебной
работе НГПУ
доктор философских наук, зам. председателя Комитета
по образованию Государственной Думы РФ (Москва)
академик РАН (Москва)
доктор философских наук, директор
Института философии и права СО РАН
доктор педагогических наук, профессор,
академик АПСН (Москва)
доктор философских наук, профессор (Барнаул)
доктор философских наук, профессор (Чехия)
доктор философских наук, профессор (Москва)
доктор философских наук, профессор (Красноярск)
СОДЕРЖАНИЕ
Обращение .................................................................................................................... 3
Раздел I. СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ
ОТЕЧЕСТВЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ:
ФИЛОСОФСКОЕ ОСМЫСЛЕНИЕ
Камашев С. В. (Новосибирск). Национальная безопасность
и образование в условиях управляемого хаоса ........................................... 8
Турченко В. Н., Шматков Р. Н. (Новосибирск). Онтологические и
гносеологические проблемы качества высшего образования:
методологические особенности .................................................................... 15
Цуканова О. А. (Красноярск). Нормотворческий процесс
и его влияние на îáðàçîâàíèå........................................................................ 24
Павловский В. В. (Красноярск). Драма российского образования
усугубляется ........................................................................................................ 29
Денисенко Ю. В., Рубанцова Т. А. (Новосибирск). Социальное
партнерство как способ разрешения социальных конфликтов ........... 37
Комиссарова И. Г. (Новосибирск). Парадоксы и парадигмы
ценностных ориентаций российского студенчества ............................. 42
Кокарева Ю. В. (Чита). О необходимости преподавания
философских дисциплин в школе ................................................................ 45
Щербакова Н. В. (Чита). Социальная волонтерская практика как
образовательно-воспитательная технология профессиональной
подготовки бакалавров социальной работы ............................................... 49
Пугачев А. В. (Новосибирск). Кросс-культурный диалог
Запад – Россия в контексте взаимодействия образования и права ... 54
Раздел II. КОНКРЕТНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ОРГАНИЗАЦИИ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
Петрова Т. Н. (Владивосток). Методологические критерии
интерпретации современных учебных программ в вузе ...................... 65
Í.
Â.
Наливайко
К. К. Бегалинова
Е
.
В
.
À. Ä. Ãåðàñ¸â
А. А. Грякалов
А
Б
р
ы
з
г
а
л
.
Æ.
В. И. Паршиков
и
н
а
А. А. Корольков
Á.
Жафяров
О
.
Â. È. Панарин
Н. Пелцова
Майер
И. А. Пфаненштиль
Í. Ñ. Рыбаков
Í. À. Ряписов
Î.
Ò. Ñ. Косенко
Í.
Смолин
В
. Â.
Â.
С
.
Ст¸пин
Целищев
.
Я. С. Турбовской
Е
В
.
А. Хогенова
А
У
ш
.
а
к
о
Н
.
Í.
М
.
в
а
Чумаков
Чуринов
Стр.1
Хуторянская А. Д. (Новокузнецк). Система непрерывного
профессионального экономического и бизнес-образования ................. 69
Липич Е. И. (Санкт-Петербург). Становление виртуального тела и его
значение в образовательном пространстве ................................................ 72
Григорьев П. В. (Калининград). Воздействие современного
техногенного общества на здоровье человека .......................................... 80
Лукина А. К., Чупахина Л. Г. (Красноярск). Особенности
временной трансспективы подростков-сирот, обучающихся
в учреждении НПО .......................................................................................... 86
Фомин А. С. (Новосибирск). Системное исследование танца в новой
философии образования: результаты и перспективы ............................. 94
Привалова М. В. (Чита). Педагогическая утопия в социальнофилософском
романе È. Ефремова «Туманность Андромеды» ......... 100
Раздел III. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ТЕОРИИ
И ПРАКТИКИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
Игнатов С. Б. (Тюмень). Устойчивое развитие и деонтологический
ракурс образования ......................................................................................... 106
Аматова Н. Е. (Белгород). Методологические подходы к управлению
формированием общественного сознания студенческой
молодежи ........................................................................................................... 110
Ковешников Е. В. (Уссурийск), Савченко В. Н. (Владивосток).
Лапласов детерминизм: от истории идеи к современным
проблемам .......................................................................................................... 116
Кожевникова М. Н. (Санкт-Петербург). Концепт «Роста-развития» у
Дьюи как метод и результат ......................................................................... 122
Иойлева Г. В. (Архангельск). Концептуальное структурирование
сознания ............................................................................................................. 131
Осташев В. В. (Псков). Математическое моделирование
компетентностного подхода в профессиональном образовании ....... 137
Раздел IV. НЕКОТОРЫЕ ПРОБЛЕМЫ ВОЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Максимов С. С. (Красноярск). К проблеме изучения военного
прогресса в глобальном мире ....................................................................... 146
Раздел V. ТЕОРИЯ ПЕДАГОГИКИ
В ФИЛОСОФСКОМ ОСМЫСЛЕНИИ
Фоменко С. Л. (Екатеринбург). Профессиональное развитие
педагогического коллектива в условиях реализации
компетентностной модели образования .................................................. 150
Платунова К. И. (Серов). Экономическая подготовка будущих
педагогов в условиях реализации ФГОС ÑÏÎ........................................ 154
Синякова М. Г. (Екатеринбург). Профессионально-психологические
характеристики педагога, детерминированные поликультурным
образовательным пространством ................................................................ 159
Ступин И. А. (Новосибирск). Модель формирования технологической
компетентности бакалавров ........................................................................ 163
Раздел VI. РЕКЛАМНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
Харламов А. В. (Новосибирск). Рекламное образование в
информационном îáùåñòâå: основания и перспективы ..................... 170
Степанова Н. И. (Новосибирск). Социально-коммуникативные
функции визуального текста рекламы ..................................................... 180
Раздел VII. ИНФОРМАЦИЯ
Павловский В. В. (Красноярск). Всемирный философский
конгресс-2013 и философия образования:
некоторые размышления ............................................................................... 188
Правила оформления статей для авторов ........................................................ 196
Журнал включен
в Перечень ведущих
рецензируемых научных
изданий и журналов,
рекомендуемых
ВАК для публикации
основных научных
результатов диссертаций
на соискание
ученых степеней кандидата
и доктора наук
Журнал размещен
в НЭБ и включен
в базу данных РИНЦ
Издание подготовлено
в рамках реализации
Программы
стратегического
развития ФГБОУ ВПО
“ÍÃÏÓ” на 2012–2016 ãã.,
проект ¹ 2.3.1.
Редакторы
Þ. Á. Âåðòãåéì,
В. И. Смирнова
Переводчик
Л. Б. Вертгейм
Оператор
электронной верстки
Þ. Â. Ïóøêàð¸â
Набор
Ò. Ñ. Êîñåíêî,
Å. Ñ. Сусуева
Адрес редакции:
630126, Новосибирск,
óë. Вилюйская, 28
ò. 244-16-71
Подписано в
печать
31.10.2013
Формат 70x100/16
Печать офсетная.
Бумага офсетная.
Óñë.-ïå÷. 19,0 ë.
Ó÷.-èçä. 20,0 ë.
Тираж 1000 ýêç.
Цена свободная
Заказ ¹ 287.
Издательство
СО ÐÀÍ, 630090
Новосибирск,
Морской
проспект, 2
Отпечатано в
Издательстве
СО ÐÀÍ, 630090
Новосибирск,
Морской
проспект, 2
Стр.2
ОБРАЩЕНИЕ К НАУЧНЫМ СОТРУДНИКАМ, ПЕРСОНАЛУ
ИНСТИТУТОВ И УЧРЕЖДЕНИЙ СИБИРСКОГО
ОТДЕЛЕНИЯ РОССИЙСКОЙ АКАДЕМИИ НАУК
Дорогие коллеги!
27 сентября Президент РФ В. В. Путин подписал Федеральный закон
¹ 253-ÔÇ «Î Российской академии íàóê» и Указ ¹ 735 «Î Федеральном
агентстве научных организаций (ФАНО)». Первый этап реформы от
«26 июня» завершен, как и задумывалось ее инициаторами, в рекордно
короткий срок. Наступил следующий, малопредсказуемый и сложный
этап в работе и жизни как всей Академии наук, так и ее Сибирского
отделения.
Согласно этим документам теперь уже не академики РАН, РАМН и
РАСХН, а их «члены» сведены в реформированную Российскую академию
наук (рРАН). Все академические институты передаются в ведение
ФАНО. Оно уполномочено Правительством РФ осуществлять функции
собственника федерального имущества, закрепленного за передаваемыми
организациями. рРАН и ее региональные отделения остаются в статусе
Федеральных государственных бюджетных учреждений. При этом
рРАН осуществляет функции главного распорядителя бюджетных средств
по отношению к ее региональным отделениям.
Положения п. 9 статьи 18 допускают двойственное толкование в части
их нераспространения на Дальневосточное, Сибирское и Уральское
отделения рРАН. Остается до конца неясным, относится ли режим нераспространения
на организации в ведении региональных отделений.
Фактически выбрана западная модель управления наукой, а нам предстоит
очередная коренная перестройка структуры и механизмов научных
исследований, осложненная экономическим кризисом и уже объявленным
сокращением государственного бюджета на 2014–2016 гг.
К важнейшим традиционным задачам Сибирского отделения РАН по
проведению фундаментальных и прикладных исследований, взаимодействию
с образовательным комплексом Сибири, инновационными и высокотехнологическими
корпорациями и предприятиями, работам в рамках
программ социально-экономического развития регионов и России
добавляются новые, жизненно важные усилия по отстаиванию интересов
науки, научных коллективов СО РАН, уникального научно-образовательного
и технологического комплекса Сибирского отделения, созданного
гением его основателей, напряженным трудом нескольких поколений
талантливых ученых и сотрудников.
Стр.3