Новосибирский государственный педагогический университет
Институт философии и права СО РАН
Вместо вступления
ФИЛОСОФИЯ ОБРАЗОВАНИЯ ¹ 1 (46) 2013
Редакционная коллегия
Всероссийский научный журнал
главный редактор,
доктор философских
наук, профессор,
директор НИИ
ФО НГПУ
заместитель главного
редактора, доктор
философских наук,
профессор
ученый секретарь
журнала, кандидат
философских наук
доктор философских наук, профессор (Казахстан)
кандидат философских наук, доцент (Москва)
доктор биологических наук, профессор, ректор НГПУ
доктор философских наук, профессор (Санкт-Петербург)
доктор физико-математических наук, чл.-кор. РАО
доктор философских наук, профессор,
академик РАО(Санкт-Петербург)
доктор философских наук, проректор по науке НГПУ
доктор философских наук
доктор философских наук, профессор (Чехия)
доктор философских наук, профессор (Красноярск)
доктор философских наук, профессор (Псков)
доктор экономических наук, проректор по учебной
работе (заочное образование) НГПУ
доктор философских наук, зам. председателя Комитета
по образованию Государственной Думы РФ (Москва)
академик РАН, президент РФО(Москва)
доктор философских наук, директор
Института философии и права СО РАН
доктор педагогических наук, профессор,
академик АПСН (Москва)
доктор философских наук, профессор (Барнаул)
доктор философских наук, профессор (Чехия)
доктор философских наук, профессор (Москва)
доктор философских наук, профессор (Красноярск)
Учредители:
ФГБОУ ВПО
«Новосибирский
государственный
педагогический
университет»,
Научно-исследовательский
институт
философии
образования
Институт
философии и права
СО РАН
Журнал основан
в 2001 ã.
Выходит 6 раз в год
Журнал
зарегистрирован
Федеральной
службой по надзору
в сфере связи,
информационных
технологий
и массовых
коммуникаций
ПИ ¹ 77-12553
от 26 апреля 2002 ã.
© НИИ ФО ÍÃÏÓ, 2013
Все права защищены
СОДЕРЖАНИЕ
Слово редактора ...................................................................................................................... 3
Раздел I. ГЛОБАЛИЗАЦИЯ И РАЗВИТИЕ СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Сидоренко Е. В. (Красноярск). Особенности исследования геополитической
картины мира в условиях глобализации ................................................................... 4
Ларионова Т. В. (Красноярск). К проблеме устойчивости образовательных
систем в глобально-региональном мироустройстве .............................................. 9
Костюк Н. С. (Красноярск). К проблеме изучения автотрофности
в глобальной образовательной системе .................................................................. 13
Кравцов Д. И. (Красноярск). Особенности глобализационного давления
на образовательную систему ...................................................................................... 17
Макаренко С. А. (Красноярск). Структура глобализации и ее стихийное
влияние на образовательную систему ..................................................................... 20
Шадрина В. И. (Чита). Проблемы развития отечественной системы
образования в контексте глобальных изменений (к постановке проблемы) 24
Эмих Н. А. (Чита) Образование в контексте парадигмальной трансформации ..... 28
Халудорова Л. Е. (Улан-Удэ) О непрерывном образовании педагога
в условиях глобализации ............................................................................................. 32
Криворотова Т. А. (Нижний Новгород). Ценностно-смысловой концепт
этносоциального феномена образования в эпоху глобализации ...................... 36
Медведев И. А. (Украина, Сумы). Университет как составляющая
безопасности ãîñóäàðñòâà........................................................................................... 41
Сенько Ю. В. (Барнаул). Гуманитарное основание глобализации образования ...... 48
Петров О. И. (Новосибирск). Субъективное восприятие времени
как фактор успешного освоения образовательного пространства .................. 52
Померлян А. Н. (Новосибирск), Померлян Е. А. (Москва). Общие
и особенное в становлении и формировании модели международных
финансовых центров .................................................................................................... 57
Раздел II. ИНФОРМАЦИОННЫЕ АСПЕКТЫ ОТЕЧЕСТВЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Алексеев В. И. (Владивосток). Информатизация высшего образования
в России и ее перспективы в рамках мировой глобализации ........................... 66
Бурмага С. В. (Красноярск). Новые информационные технологии
и проблема отчуждения в образовательной среде ............................................... 68
Гнитецкая Ò. Í., Афремов Ë. Ë., Устинов À. Þ., Мартыненко À. Á.,
Плотников Â. Ñ., Чеботарев À. Þ., Чередниченко À. È.,
1
Í.
Â.
Наливайко
К. К. Бегалинова
Е. В. Брызгалина
À. Ä. Ãåðàñ¸â
А. А. Грякалов
À.
Æ.
А. А. Корольков
Á.
Жафяров
О
.
В. И. Паршиков
Â. È. Панарин
Н. Пелцова
Майер
И. А. Пфаненштиль
Í. Ñ. Рыбаков
Í. À. Ряписов
Î.
Ò. Ñ. Косенко
Í.
Смолин
Â.
Â.
С. Целищев
Â.
Ст¸пин
Я. С. Турбовской
Н
.
Н
.
Å. Â. Ушакова
А. Хогенова
À.
Чумаков
Ì.
Чуринов
Стр.1
Философия образования
Белоконь В. И. (Владивосток). Информатизация физического
образования и моделирование его ñîäåðæàíèÿ..................................................... 72
Резник Б. Л. (Владивосток). Информационная среда университета
как основа его международной деятельности ....................................................... 76
Суворова Н. Ю. (Новосибирск). Дистанционное обучение как элемент
корпоративной системы образования ..................................................................... 79
Гнитецкая Ò. Í., Мартыненко À. Á., Плотников Â. Ñ., Чеботарев À. Þ.,
Чередниченко À. È., Белоконь Â. È., Иванова Å. Á. (Âëàäèâîñòîê).
Информационно-количественные методы в формировании содержания
физического образования (методологический àñïåêò) ..................................... 82
Раздел III. ФИЛОСОФИЯ ОБРАЗОВАНИЯ В ЗАПАДНОЙ ТРАДИЦИИ
Панос Элиопулос (Афины, Греция). Обязанности и политическое
образование по Цицерону ........................................................................................... 87
Василики Караваку (Македония, Греция). Что значит быть по-настоящему
образованным: размышления по поводу эпистемологической основы
политических взглядов Платона и Гегеля .............................................................. 94
Раздел IV. ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТИРЫ И ВОСПИТАНИЕ МОЛОДЕЖИ
Новиков С. Г. (Волгоград). Стратегические ориентиры воспитания
российской молодежи в эпоху глобализации ...................................................... 106
Борзова А. В. (Биробиджан). Человек без личности: к проблеме
философских оснований современной педагогики ............................................ 109
Ганина С. А. (Орехово-Зуево). Феномен детства в контексте ценностей
современного образования: философский аспект проблемы .......................... 113
Евдокимова Н. В. (Чита) Образовательно-воспитательный аспект
в решении проблем девиантного поведения несовершеннолетних .............. 117
Кречетников К. Г. (Владивосток). Философия развития творческих
способностей личности на основе информатизации ......................................... 120
Власова А. Л. (Новосибирск). Проблема определения молодежной
субкультуры в современном обществе ................................................................. 125
Покасова Е. В. (Новосибирск). Социокультурные основания
и аксиологические аспекты современного образования в России ................ 128
Засухина В. Н. (Чита). Социальный инфантилизм как фактор, затрудняющий
самоутверждение России в конкурентной среде других культур ................. 134
Раздел V. КОНКРЕТНЫЕ ВОПРОСЫ РАЗВИТИЯ СОВРЕМЕННОГО
ОТЕЧЕСТВЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Черевикина М. Ю. (Новосибирск). Сибирские исследователи в конкурсах
ÐÃÍÔ: результативность, мотивации, управление ............................................ 138
Целищев В. В. (Новосибирск). Эпистемологические и социальные
ценности в науке ......................................................................................................... 149
Васильев Л. И. (Мелеуз). Антропология и синергетика в педагогике как
проявление многомерности образовательного процесса ................................. 157
Гордиенко А. А. (Новосибирск). Трансцендирование, человек и образование ... 165
Яницкий Ì. Ñ., Серый À. Â. (Êåìåðîâî), Пелех Þ. Â. (Ðîâíî, Óêðàèíà).
Ценностно-смысловая парадигма как основа постнеклассической
педагогической психологии ..................................................................................... 175
Белокопытов Ю. Н. (Красноярск). Синергетическое влияние образа мира
личности на ее ïîâåäåíèå......................................................................................... 186
Ганчукова Д. Р. (Новосибирск). Инклюзивное образование: сущность,
подходы и опыт реализации ..................................................................................... 193
Сергеев С. Ф. (Санкт-Петербург). Роль механизма редукции в обучении
и образовании ............................................................................................................... 198
Раздел VI. ПРОБЛЕМЫ ВОЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Наумов П.Ю. (Новосибирск). Понятие, содержание и структура системы
ценностей будущих офицеров внутренних войск МВД России ..................... 206
Гуща Р.А., Иванов И.В. (Новосибирск). К проблеме формирования
профессионально-ориентированных потребностей и привычек
военнослужащих внутренних войск ...................................................................... 215
Тарасов Д. Ю. (Новосибирск). Критерии эффективности познавательной
деятельности курсантов военных институтов .................................................... 220
Раздел VII. ИНФОРМАЦИЯ
Никитенко В. Н. (Биробиджан). К выходу в свет русскоязычного издания
книги Йозефа Шмайса «Культура под угрозой: от эволюционной
онтологии к экологической ïîëèòèêå» ................................................................. 225
Наливайко Н. В., Косенко Т. С. (Новосибирск). Роль педагогического
образования в системе современного гуманитарного образования .............. 228
Итоговые документы международной конференции «Глобализирующийся
мир в осмыслении философии образования» (26–28 ноября 2012 ã.,
ã. Новосибирск) ........................................................................................................... 246
Правила оформления статей для авторов ..................................................................... 254
2
Журнал включен
в Перечень ведущих
рецензируемых
научных изданий и
журналов, рекомендуемых
ВАК для публикации
основных научных
результатов
диссертаций
на соискание ученых
степеней кандидата
и доктора наук.
Журнал размещен
в НЭБ и включен
в базу данных РИНЦ
Издание подготовлено
в рамках реализации
Программы
стратегического
развития ФГБОУ ВПО
“ÍÃÏÓ” на 2012–2016 ãã.,
проект ¹ 2.3.1.
Редакторы
В. И. Смирнова
À. Ã. Махова
Переводчик
Л. Б. Вертгейм
Оператор
электронной верстки
Þ. Â. Ïóøêàð¸â
Набор
Ò. Ñ. Êîñåíêî,
À. Ñ. Сусуева
Адрес редакции:
630126, Новосибирск,
óë. Вилюйская, 28
ò. 244-16-71
Подписано в печать
25.02.2013
Формат 70x100/16
Печать офсетная.
Бумага офсетная.
Óñë.-ïå÷. 25.0 ë.
Ó÷.-èçä. 26.0 ë.
Тираж 1000 ýêç.
Цена свободная
Заказ ¹ 40.
Издательство
СО ÐÀÍ, 630090
Новосибирск,
Морской
проспект, 2
Отпечатано в
типографии
СО ÐÀÍ, 630090
Новосибирск,
Морской
проспект, 2
Панос Элиопулос (Афины, Греция). Обязанности и политическое образование
по Цицерону
Стр.2
Вместо вступления
УВАЖАЕМЫЕ ЧИТАТЕЛИ!
На страницах нашего журнала «Философия образования» неоднократно
излагались идеи о том, что кардинальные изменения в социально-экономической,
политической, общественно-культурной жизни современного
российского общества сопровождаются реформированием системы
образования. Происходит смена важнейших государственно-политических
целей, которая связана с переходом России к новым общественным отношениям,
объективно потребовавшим смены курса в образовательной политике.
Надо отметить, что в последние годы началась реализация долгосрочного
развития экономики и социальной сферы, стали осваиваться
новые технологии, осуществляться меры по преодолению последствий мирового
финансового кризиса, по борьбе с коррупцией и др., при этом система
образования не только не разрушилась, но и проявила высокие адаптационные
возможности.
Вместе с тем, рыночные отношения продолжают укрепляться в образовательном
пространстве, меняя его статус (сфера услуг), что диктует
управленческим структурам необходимость определить образовательную
стратегию с учетом всех факторов в развитии постиндустриального, информационного,
глобализирующегося мира, а также культурных особенностей
и человеческого потенциала страны. Кроме того, следует обозначить
социальный заказ системе образования, превратить стихийный рынок
образовательных услуг в активно развивающийся на научной основе.
Перечисленные проблемы обсуждались 26–28 ноября 2012 г. на международной
конференции «Глобализирующийся мир в осмыслении философии
образовании». Материалы конференции частично опубликованы в
нашем æóðíàëå, ¹ 6 (45) 2012 ã. В настоящем номере мы продолжаем
знакомить вас с основными идеями, вызвавшими интерес у участников
конференции.
Сегодня значительно расширилась география авторов нашего журнала:
от Владивостока, Биробиджана до Санкт-Петербурга, Москвы. Авторами
статей в настоящем номере являются ученые ближнего (г. Алматы,
Казахстан и г. Ровно, Украина) и дальнего (Македония, Греция) зарубежья.
Расширился и состав редакционной коллегии журнала: в нее введены
такие известные в России и за рубежом ученые, как доцент Е. В. Брызгалина
(Москва), профессор А. А. Грякалов (Санкт-Петербург), профессор
И. А. Пфаненштиль (Красноярск), профессор К. К. Бегалинова (Алматы,
Казахстан).
Издание настоящего номера журнала подготовлено в рамках реализации
Программы стратегического развития ФГОУ ВПО «НГПУ» на
2012–2016 ãã, проект ¹ 2.3.1.
Главный редактор
журнала «Философия образования»
доктор философских наук, профессор
Н. В. Наливайко
3
Стр.3