МЕТОДИКА НАБЛЮДЕНИЙ ЗА ОКРУЖАЮЩИМ МИРОМ
В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Методика наблюдений за окружающим миром в начальной школе: методические рекомендации для студентов, обучающихся по специальности 050708 Педагогика и методика начального образования / М.В.Шептуховский. <...> 1
Методические рекомендации написаны для студентов факультета педагогики и психологии, обучающихся по специальности 050708 - Педагогика и
методика начального образования. <...> В учебном плане подготовки специалиста
указанного профиля существует предмет «Методика преподавания интегративного курса «Окружающий мир», в рамках которого студенты обязаны изучать методы преподавания дисциплины. <...> Наблюдение является одним
из ведущих и наиболее сложных методов познания окружающего мира. <...> Информация о наблюдениях излагается в вузовских учебниках, но она описывается в ракурсе традиционного обучения и не ориентирует учителя на использование в работе активных и эффективных методов, составляющих
классическое наследие прошлого. <...> Это затрудняет реализацию личностноориентированной парадигмы в начальном образовании. <...> Метод наблюдения – один из немногих методов дидактического взаимодействия школьников с реальным миром. <...> И в этом – его ценность, ибо результатом полноценно
организованного наблюдения всегда является активно возникающая и активно «живущая» репрезентация, обладающая всеми характеристиками
первичного личностного образовательного продукта. <...> Полученный образовательный продукт является базой для последующего восприятия абстрактной информации о мире. <...> В нем
описывается развитие представлений о методе, понимание его сущности
методистами. <...> Второй посвящен компактному (тезисному) описанию теории метода наблюдения и технологии
проведения наблюдения. <...> Третий раздел ориентирован на изучение наблюдения в традиционной методике. <...> Это объясняется тем,
что в многочисленных литературных источниках информация повторяется,
да и написаны многие <...>
Методика_наблюдений_за_окружающим_миром_в_начальной_школе_методические_рекомендации_для_студентов,_обучающихся_по_специальности_050708_Педагогика_и_методика_начального_образования.pdf
МЕТОДИКА НАБЛЮДЕНИЙ ЗА ОКРУЖАЮЩИМ МИРОМ
В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Методика наблюдений за окружающим миром в начальной школе: методические
рекомендации для студентов, обучающихся по специальности 050708 Педагогика
и методика начального образования / М.В.Шептуховский. – Шуя: Изд-во ГОУ
ВПО «ШГПУ», 2009. – 19 с.
1
Стр.1
Методические рекомендации написаны для студентов факультета педагогики
и психологии, обучающихся по специальности 050708 - Педагогика и
методика начального образования. В учебном плане подготовки специалиста
указанного профиля существует предмет «Методика преподавания интегративного
курса «Окружающий мир», в рамках которого студенты обязаны
изучать методы преподавания дисциплины. Наблюдение является одним
из ведущих и наиболее сложных методов познания окружающего мира. Информация
о наблюдениях излагается в вузовских учебниках, но она описывается
в ракурсе традиционного обучения и не ориентирует учителя на использование
в работе активных и эффективных методов, составляющих
классическое наследие прошлого. Это затрудняет реализацию личностноориентированной
парадигмы в начальном образовании. Восполнению этого
пробела и служит данное пособие.
Метод наблюдения – один из немногих методов дидактического взаимодействия
школьников с реальным миром. Он позволяет осуществлять
контакты детей не с накопленными знаниями (информацией), а с реальной
действительностью. И в этом – его ценность, ибо результатом полноценно
организованного наблюдения всегда является активно возникающая и активно
«живущая» репрезентация, обладающая всеми характеристиками
первичного личностного образовательного продукта. Полученный образовательный
продукт является базой для последующего восприятия абстрактной
информации о мире.
Пособие включает три раздела. Первый раздел – исторический. В нем
описывается развитие представлений о методе, понимание его сущности
методистами. В этом разделе представлен авторский научный текст, который
студенту предлагается проанализировать. Второй посвящен компактному
(тезисному) описанию теории метода наблюдения и технологии
проведения наблюдения. Третий раздел ориентирован на изучение наблюдения
в традиционной методике. К каждому разделу приводятся вопросы и
задания для самоконтроля.
Список рекомендуемой литературы небогат. Это объясняется тем,
что в многочисленных литературных источниках информация повторяется,
да и написаны многие из них в далеком прошлом. Поэтому здесь приводятся
наиболее значимые и доступные источники. Завершает пособие глоссарий,
состоящий из определений наиболее сложных и важных понятий, использованных
автором в тексте. Трактовки некоторых понятий несколько отличаются
от общепринятых в связи с тем, что дается контекстное их понимание.
2
Стр.2