Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634620)
Контекстум
.

Краткий курс лекций по общей истории физической культуры и спорта (110,00 руб.)

0   0
Первый авторШепеленко С. А.
Издательство[Б.и.]
Страниц48
ID191948
АннотацияПредлагаемый курс лекций содержит материал по истории физической культуры на всем протяжении существования цивилизации от первобытнообщинного строя до наших дней. Изложенный в учебном пособии материал позволяет упорядочить последовательность многочисленных исторических событий и фактов, связанных с физической культурой как неотъемлемой частью общей культуры человека. Восполняет сложившийся дефицит необходимой учебной литературы и информационных источников. Рекомендуется использовать в комплексе с рабочей тетрадью «История физической культуры и спорта». Курс лекций предназначен для студентов вузов, аспирантов, преподавателей и всех, кто проявляет интерес к этой науке.
Шепеленко, С.А. Краткий курс лекций по общей истории физической культуры и спорта / С.А. Шепеленко .— : [Б.и.], 2012 .— 48 с. — URL: https://rucont.ru/efd/191948 (дата обращения: 19.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

С.А. ШЕПЕЛЕНКО КРАТКИЙ КУРС ЛЕКЦИЙ ПО ОБЩЕЙ ИСТОРИИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА Учебно-методическое пособие для самостоятельной работы студентов факультета естественных наук, физической культуры и туризма Тула-2012 ББК 75 А38 Рецен зен т – зав.кафедрой физкультурно-оздоровительных технологий Тульского Государственного Университета кандидат педагогических наук, доцент Белых Е.В. <...> Автор -со стави тел ь – кандидат педагогических наук, доцент С.А. Шепеленко А38 Краткий курс лекций по общей истории физической культуры и спорта: Учебно-методическое пособие для самостоятельной работы студентов факультета естественных наук, физической культуры и туризма / Авт.-сост. <...> 2 ПРЕДИСЛОВИЕ «История физической культуры и спорта» (ИФКиС)- это часть общей человеческой культуры, которая изучает происхождение, закономерности и специфические принципы становления и развития физической культуры и спорта на разных этапах развития общества. <...> ИФКиС входит в число других составных частей исторической науки, поэтому рассматривает эволюцию физической культуры как органическую часть всей культуры и образования, воспитания людей и их оздоровления, подготовки к трудовой, военной и другим видам деятельности. <...> ИФКиС имеет свой предмет, содержание, функции и методы изучения. <...> Основная цель ИФК – изучение и сохранение истоков мировой и национальной культур, органической частью которой является физическая культура. <...> В задачу предмета ИФКиС входит не только накопление и описание фактов из области физической культуры, но и их интерпретация. <...> Объектом науки истории в данном случае является физическая культура. <...> Наиболее эффективными методами изучения истории физической культуры и спорта являются следующие: - составление студентом синтезированного конспекта изучаемой темы на основе использования разнообразных источников, дополняющих учебник; - разработка хронологических таблиц с указанием по каждому из разделов наиболее <...>
Краткий_курс_лекций_по_общей_истории_физической_культуры_и_спорта.pdf
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ ФГБОУВПО «ТУЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ Л. Н. ТОЛСТОГО» С.А. ШЕПЕЛЕНКО КРАТКИЙ КУРС ЛЕКЦИЙ ПО ОБЩЕЙ ИСТОРИИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА Учебно-методическое пособие для самостоятельной работы студентов факультета естественных наук, физической культуры и туризма Тула-2012
Стр.1
ББК 75 А38 Рецензент – зав.кафедрой физкультурно-оздоровительных технологий Тульского Государственного Университета кандидат педагогических наук, доцент Белых Е.В. Автор-составитель– кандидат педагогических наук, доцент С.А. Шепеленко А38 Краткий курс лекций по общей истории физической культуры и спорта: Учебно-методическое пособие для самостоятельной работы студентов факультета естественных наук, физической культуры и туризма / Авт.-сост. Шепеленко С..А. - Тула: Изд-во Тул. гос. пед. ун-та им. Л.Н. Толстого, 2012. – 48 с. Предлагаемый курс лекций содержит материал по истории физической культуры на всем протяжении существования цивилизации от первобытнообщинного строя до наших дней. Изложенный в учебном пособии материал позволяет упорядочить последовательность многочисленных исторических событий и фактов, связанных с физической культурой как неотъемлемой частью общей культуры человека. Восполняет сложившийся дефицит необходимой учебной литературы и информационных источников. Рекомендуется использовать в комплексе с рабочей тетрадью «История физической культуры и спорта». Курс лекций предназначен для студентов вузов, аспирантов, преподавателей и всех, кто проявляет интерес к этой науке. ББК 75 © Шепеленко С.А., 2012. © Издательство Тульского государственного педагогического университета им. Л.Н. Толстого, 2012. 2
Стр.2
ПРЕДИСЛОВИЕ «История физической культуры и спорта» (ИФКиС)- это часть общей человеческой культуры, которая изучает происхождение, закономерности и специфические принципы становления и развития физической культуры и спорта на разных этапах развития общества. История прослеживает эволюцию возникновения и развития физической культуры с древнейших времен и до наших дней. ИФКиС входит в число других составных частей исторической науки, поэтому рассматривает эволюцию физической культуры как органическую часть всей культуры и образования, воспитания людей и их оздоровления, подготовки к трудовой, военной и другим видам деятельности. ИФК и С носит интегративный характер, поскольку связана с гражданской и военной историей, историей педагогики, культурой, медициной, теорией и методикой физического воспитания, спортивно-педагогическими и нормативноправовыми дисциплинами в сфере физической культуры и спорта. ИФКиС имеет свой предмет, содержание, функции и методы изучения. Основная цель ИФК – изучение и сохранение истоков мировой и национальной культур, органической частью которой является физическая культура. В задачу предмета ИФКиС входит не только накопление и описание фактов из области физической культуры, но и их интерпретация. Ведущий метод познания истории физической культуры и спорта — исторический и ее правомерно рассматривать как отрасль исторической науки. Специфика ИФКиС заключается в том, что она находится на стыке двух наук — истории и физической культуры. Объектом науки истории в данном случае является физическая культура. При изучении истории физической культуры используют следующие источники: 1) археологические и этнографические данные, свидетельствующие о применении физических упражнений и игр; 2) памятники изобразительного искусства, художественную литературу, кино-, фотои фономатериалы, отражающие проблематику физического воспитания; 3) архивные материалы, летописи, книги, брошюры, журналы, газеты, и другие письменные источники, содержащие сведения по физической культуре и спорту; 4) правительственные документы, труды ведущих ученых и государственных деятелей; 5) практические данные по развитию физической культуры у разных народов. К методам изучения истории физической культуры относятся исторический анализ, обобщение систематизация исторических материалов; проведение исторической аналогии, 3
Стр.3
сопоставления и сравнения; письменный опрос, беседа, интервью; обобщение практики, изучение опыта развития истории физической культуры. Основным требованием к преподаванию ИФКиС является соблюдение принципа историзма, а он, как известно, предполагает использование системного подхода при рассмотрении общественных явлений. Системный подход в большей степени создает условия для тематического, а не хронологического изложения учебного материала. Это позволяет увидеть преемственность настоящего и далекого прошлого в их единстве и, тем самым, глубже понять сущность того или иного явления в области физической культуры и спорта. Первостепенную роль играет способность студентов понимать историческую логику взаимосвязи общественных процессов и этапов развития физической культуры и спорта. Изучение предмета помогает осознать место и роль нашей страны во всемирном историческом процессе развития физической культуры и спорта, понимать историческую обусловленность процессов и явлений физической культуры в современном мире. Наиболее эффективными методами изучения истории физической культуры и спорта являются следующие: - составление студентом синтезированного конспекта изучаемой темы на основе использования разнообразных источников, дополняющих учебник; - разработка хронологических таблиц с указанием по каждому из разделов наиболее важных дат событий и фактов, характеризующих особенности развитии физкультуры и спорта в отдельные исторические эпохи и определяющих целенаправленность форм, методов и средств физической культуры и спорта. Знание ИФКиС очень важно при подготовке квалифицированных физкультурных кадров. Ее изучение способствует расширению общего кругозора специалистов, их эрудиции, активизации творческого мышления, повышает теоретический уровень и обогащает опытом прошлого. Знание ИФКиС помогает лучше понять процессы, происходящие в физкультурном движении в настоящее время, позволяет предвидеть тенденции его развития, прогнозировать его будущее. 4
Стр.4
Тема 1. ВВЕДЕНИЕ В ПРЕДМЕТ ИФК. ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА В ПЕРВОБЫТНОМ ОБЩЕСТВЕ. План изучаемой темы: 1. Теории возникновения и первоначальное развитие физической культуры при первобытно-общинном строе. 2. Физическая культура в родовом обществе, его связь с трудовой деятельностью. Роль обрядов инициации в жизни людей первобытного общества. 3. Физическая культура у австралийцев, индейцев Америки, тунгусов, в африканских племенах. 4. Физическая культура в период разложения первобытного общества, его военизация, зарождение классового характера воспитания. Рекомендуемая литература: 1). Голощапов Б.Р. История физической культуры и спорта : учеб. пособие для для студ. высш. учеб. заведений / Б. Р. Голощапов. — 7-е изд., стер. — М.: Издательский центр «Академия», 2010. — 320 с. 2). Кун Л. Всеобщая история физической культуры и спорта. – М.: Радуга, 1982. 3). Кулинко Н.Ф. История физической культуры и спорта: Учебное пособие для студентов пед. вузов. — Оренбург, 1997. 4). Пономарев Н.И. Возникновение и первоначальное развитие физического воспитания.- М.: Физкультура и спорт, 1970. 5). Столбов В.В., Финогенова Л.А., Мельникова Н.Ю. История физической культуры и спорта / Под ред. В.В. Столбова. — М.: Физкультура и спорт, 2002. 6). Якушина Н.А. Очерки по истории физической культуры – Тула.: изд-во Тулгоспедуниверситета, 2006. Вопрос о возникновении и развитии физической культуры на первом этапе человечества – один из основных в истории физической культуры. Не случайно к нему обращались многие ученые. Существует множество различных взглядов на проблему возникновения физической культуры и спорта как элемента культуры вот некоторые из них: 1. В конце XIX – начале XX в. немецкий философ Шиллер выдвинул теорию игры. Сторонниками его теории были философы Бюхер и Гросс (Германия), Спенсер (Англия), Летурно (Франция). Согласно этой теории, человек развивался физически и умственно 5
Стр.5