МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ
ФГБОУВПО
«ТУЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
ИМЕНИ Л. Н. ТОЛСТОГО»
С.А. ШЕПЕЛЕНКО
КРАТКИЙ КУРС ЛЕКЦИЙ ПО ОБЩЕЙ ИСТОРИИ
ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА
Учебно-методическое пособие
для самостоятельной работы студентов
факультета естественных наук, физической культуры и туризма
Тула-2012
Стр.1
ББК 75
А38
Рецензент – зав.кафедрой физкультурно-оздоровительных технологий Тульского
Государственного Университета
кандидат педагогических наук, доцент Белых Е.В.
Автор-составитель–
кандидат педагогических наук, доцент С.А. Шепеленко
А38 Краткий курс лекций по общей истории физической культуры и спорта:
Учебно-методическое пособие для самостоятельной работы студентов факультета
естественных наук, физической культуры и туризма / Авт.-сост. Шепеленко С..А. - Тула:
Изд-во Тул. гос. пед. ун-та им. Л.Н. Толстого, 2012. – 48 с.
Предлагаемый курс лекций содержит материал по истории физической культуры на
всем протяжении существования цивилизации от первобытнообщинного строя до наших
дней. Изложенный в учебном пособии материал позволяет упорядочить
последовательность многочисленных исторических событий и фактов, связанных с
физической культурой как неотъемлемой частью общей культуры человека. Восполняет
сложившийся дефицит необходимой учебной литературы и информационных источников.
Рекомендуется использовать в комплексе с рабочей тетрадью «История
физической культуры и спорта».
Курс лекций предназначен для студентов вузов, аспирантов, преподавателей и всех,
кто проявляет интерес к этой науке.
ББК 75
© Шепеленко С.А., 2012.
© Издательство Тульского государственного
педагогического университета им. Л.Н. Толстого, 2012.
2
Стр.2
ПРЕДИСЛОВИЕ
«История физической культуры и спорта» (ИФКиС)- это часть общей
человеческой культуры, которая изучает происхождение, закономерности и
специфические принципы становления и развития физической культуры и спорта на
разных этапах развития общества. История прослеживает эволюцию возникновения и
развития физической культуры с древнейших времен и до наших дней.
ИФКиС входит в число других составных частей исторической науки, поэтому
рассматривает эволюцию физической культуры как органическую часть всей культуры и
образования, воспитания людей и их оздоровления, подготовки к трудовой, военной и
другим видам деятельности. ИФК и С носит интегративный характер, поскольку связана с
гражданской и военной историей, историей педагогики, культурой, медициной, теорией и
методикой физического воспитания, спортивно-педагогическими и нормативноправовыми
дисциплинами в сфере физической культуры и спорта. ИФКиС имеет свой
предмет, содержание, функции и методы изучения.
Основная цель ИФК – изучение и сохранение истоков мировой и национальной
культур, органической частью которой является физическая культура. В задачу предмета
ИФКиС входит не только накопление и описание фактов из области физической
культуры, но и их интерпретация. Ведущий метод познания истории физической
культуры и спорта — исторический и ее правомерно рассматривать как отрасль
исторической науки. Специфика ИФКиС заключается в том, что она находится на стыке
двух наук — истории и физической культуры. Объектом науки истории в данном случае
является физическая культура.
При изучении истории физической культуры используют следующие
источники:
1) археологические и этнографические данные, свидетельствующие о применении
физических упражнений и игр;
2) памятники изобразительного искусства, художественную литературу, кино-, фотои
фономатериалы, отражающие проблематику физического воспитания;
3) архивные материалы, летописи, книги, брошюры, журналы, газеты, и другие
письменные источники, содержащие сведения по физической культуре и спорту;
4) правительственные документы, труды ведущих ученых и государственных
деятелей;
5) практические данные по развитию физической культуры у разных народов.
К методам изучения истории физической культуры относятся исторический анализ,
обобщение систематизация исторических материалов; проведение исторической аналогии,
3
Стр.3
сопоставления и сравнения; письменный опрос, беседа, интервью; обобщение практики,
изучение опыта развития истории физической культуры.
Основным требованием к преподаванию ИФКиС является соблюдение принципа
историзма, а он, как известно, предполагает использование системного подхода при
рассмотрении общественных явлений. Системный подход в большей степени создает
условия для тематического, а не хронологического изложения учебного материала. Это
позволяет увидеть преемственность настоящего и далекого прошлого в их единстве и, тем
самым, глубже понять сущность того или иного явления в области физической культуры и
спорта.
Первостепенную роль играет способность студентов понимать историческую
логику взаимосвязи общественных процессов и этапов развития физической культуры и
спорта. Изучение предмета помогает осознать место и роль нашей страны во всемирном
историческом процессе развития физической культуры и спорта, понимать историческую
обусловленность процессов и явлений физической культуры в современном мире.
Наиболее эффективными методами изучения истории физической культуры и спорта
являются следующие:
- составление студентом синтезированного конспекта изучаемой темы на основе
использования разнообразных источников, дополняющих учебник;
- разработка хронологических таблиц с указанием по каждому из разделов наиболее
важных дат событий и фактов, характеризующих особенности развитии физкультуры и
спорта в отдельные исторические эпохи и определяющих целенаправленность форм,
методов и средств физической культуры и спорта.
Знание ИФКиС очень важно при подготовке квалифицированных физкультурных
кадров. Ее изучение способствует расширению общего кругозора специалистов, их
эрудиции, активизации творческого мышления, повышает теоретический уровень и
обогащает опытом прошлого. Знание ИФКиС помогает лучше понять процессы,
происходящие в физкультурном движении в настоящее время, позволяет предвидеть
тенденции его развития, прогнозировать его будущее.
4
Стр.4
Тема 1.
ВВЕДЕНИЕ В ПРЕДМЕТ ИФК.
ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА В ПЕРВОБЫТНОМ ОБЩЕСТВЕ.
План изучаемой темы:
1. Теории возникновения и первоначальное развитие физической культуры при
первобытно-общинном строе.
2. Физическая культура в родовом обществе, его связь с трудовой деятельностью.
Роль обрядов инициации в жизни людей первобытного общества.
3. Физическая культура у австралийцев, индейцев Америки, тунгусов, в африканских
племенах.
4. Физическая культура в период разложения первобытного общества, его
военизация, зарождение классового характера воспитания.
Рекомендуемая литература:
1). Голощапов Б.Р. История физической культуры и спорта : учеб. пособие для для
студ. высш. учеб. заведений / Б. Р. Голощапов. — 7-е изд., стер. — М.: Издательский
центр «Академия», 2010. — 320 с.
2). Кун Л. Всеобщая история физической культуры и спорта. – М.: Радуга, 1982.
3). Кулинко Н.Ф. История физической культуры и спорта: Учебное пособие для
студентов пед. вузов. — Оренбург, 1997.
4). Пономарев Н.И. Возникновение и первоначальное развитие физического
воспитания.- М.: Физкультура и спорт, 1970.
5). Столбов В.В., Финогенова Л.А., Мельникова Н.Ю. История физической культуры
и спорта / Под ред. В.В. Столбова. — М.: Физкультура и спорт, 2002.
6). Якушина Н.А. Очерки по истории физической культуры – Тула.: изд-во
Тулгоспедуниверситета, 2006.
Вопрос о возникновении и развитии физической культуры на первом этапе
человечества – один из основных в истории физической культуры. Не случайно к нему
обращались многие ученые.
Существует множество различных взглядов на проблему возникновения физической
культуры и спорта как элемента культуры вот некоторые из них:
1. В конце XIX – начале XX в. немецкий философ Шиллер выдвинул теорию игры.
Сторонниками его теории были философы Бюхер и Гросс (Германия), Спенсер (Англия),
Летурно (Франция). Согласно этой теории, человек развивался физически и умственно
5
Стр.5