Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634620)
Контекстум
.

Сознание и творческий акт (275,00 руб.)

0   0
Первый авторЗинченко В. П.
ИздательствоМ.: Языки славянской культуры
Страниц590
ID191914
АннотацияКнига известного психолога В.П. Зинченко посвящена наиболее загадочным проблемам современной науки - сознанию и творчеству. Автор не предлагает легких решений, а неспешно продвигается и ведет читателя за собой от представлений о потоке сознания к гипотезам о его полифонической структуре, охватывающей бытийный, рефлексивный и духовный слои сознания. Столь же основательно рассмотрены истоки творческой деятельности, лежащие в доопытной готовности младенца к неправдоподобно быстрому овладению языком и культурой. Автор видит тайну творчества в игре, взаимодействии, взаимопроникновении и обратимости внешних и внутренних форм слова, образа и действия. В книге широко представлены традиции обсуждения проблем сознания и творчества, а также прозрения замечательных поэтов.
Кому рекомендованоКнига предназначена не только профессионалам-психологам, но и широкому кругу обладающих сознанием читателей, думающих и понимающих, что сознание - это серьезно, а творчество - это и есть жизнь.
ISBN978-5-9551-0437-9
УДК1/14
ББК86.2
Зинченко, В. П. Сознание и творческий акт / В. П. Зинченко .— Москва : Языки славянской культуры, 2010 .— 590 с. : ил. — На тит. листе указ. изд-во: Языки славянских культур .— ISBN 978-5-9551-0437-9 .— URL: https://rucont.ru/efd/191914 (дата обращения: 19.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Вадим Рабинович доктор философских наук, профессор, заслуженный деятель науки РФ; член Союза российских писателей, Международного ПЕН-клуба и Русского ПЕН-клуба Cознание И творчесКИЙ АКТ <...> Э. Ю. Соловьев в статье, посвященной М. К. Мамардашвили, пишет: «Напряженность этого удерживающего движения особенно высока, если общество, внутри которого пребывает “человек философствующий”, тяготеет к нравственно-волевому оскоплению, деперсонализации и “зомбированию” своих членов». <...> Он же приводит и высказывание Мамардашвили, преподавшего многим урок усилия держания мысли: «Я теперь знаю, что у меня была в общем выгодная точка обзора, позволяющая увидеть те вещи, которые могут пройти мимо внимания европейца» [Соловьев 2009: 202]. <...> Г. Г. Шпет, А. Ф. Лосев, работы которых в то время (и позднее) не оказали сколько-нибудь заметного влияния на развитие психологии. <...> В середине 20-х гг. появились еще две фигуры: М. М. Бахтин и Л. С. Выготский. <...> В конце 20-х — начале 30-х гг. страна практически потеряла сознание и даже бессознательное, как в прямом, так и в переносном смысле (Л. С. Выготский скончался, М. М. Бахтин и А. Ф. Лосев — в ссылке, затем они многие годы писали «в стол», П. А. Флоренский и Г. Г. Шпет — расстреляны, З. Фрейд <...> А. В. Запорожец, Б. В. Зейгарник, П. И. Зинченко, Д. Б. Эльконин и другие переориентировались на проблематику психологического анализа деятельности и психологии действия. <...> Ложность натуралистических трактовок сознания и инкапсуляции его в индивиде понимали М. М. Бахтин и Л. С. Выготский. <...> Первый настаивал на полифонии сознания и на его диалогической природе. <...> Выготский особенно подчеркивал значение эмоциональной сферы в развитии сознания, выделял переживание в качестве единицы его анализа. <...> А. Н. Леонтьев, А. В. Запорожец к числу функциональных, а не анатомоморфологических органов отнесли живое движение, предметное действие, душевный интеграл, интегральный образ мира, установку, эмоцию, доминанту души и т. д. <...> В своей совокупности <...>
Сознание_и_творческий_акт.pdf
Стр.1
Стр.4
Стр.5
Стр.8
Стр.9
Стр.10
Стр.12
Стр.13
Стр.14
Сознание_и_творческий_акт.pdf
В. П. Зинченко В. П. ЗИНЧЕНКО Сознание и творчество (точнее: сотворчество) — тайна двух, потому что со-знание с кем-то и со-творчество тоже с кем-то. Не с тем ли же самым кем-то? Попасть в резонанс, к со-творчеству, а потом и со-знанию. Таким образом, две тайны или всё-таки однаединственная, но зато тайна тайн? Но… обладающий Владимир Зинченко — тайновидец, но и тайнодержец, и ведущий нас В а д и м Р а би н ов и ч доктор философских наук, профессор, заслуженный деятель науки РФ; член Союза российских писателей, Международного ПЕН-клуба и Русского ПЕН-клуба … А потом и рассказать об этом, но на холодную — научную — голову. А что после? Подвигнуть своим рассказом новых двух ознание творчесКиЙ аКт о б нят ьс я д у ш а м и к а к п о д у м а т ь о д у ш е и у дм аной . м т е р м и н ы — к з в ё д з у н а ш ч е , к а к с а м о й д у ш о ю с к ? в . . о з ь ой Cознание и творчесКиЙ аКт
Стр.1
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ — ВЫСШАЯ ШКОЛА ЭКОНОМИКИ     ЯЗЫКИ СЛАВЯНСКИХ КУЛЬТУР МОСКВА 2010
Стр.4
 1/14  86.2  63            ()   09-06-07011       —     63  . .    . — .:   , 2010. — 592 .: . ISBN 978-5-9551-0437-9    . .        —   .     ,                   ,  ,     .       ,            .      , ,        ,   .          ,     .     -,       ,   ,   —  ,   —    .      .  « » ISBN 978-5-9551-0437-9 © . . , 2010  ©   , 2010 Электронная версия данного издания является собственностью издательства, и ее распространение без согласия издательства запрещается.  86.2
Стр.5
СОДЕРЖАНИЕ От автора .......................................................................................................11 Предисловие .................................................................................................13 ЧАСть I. СОЗНАНИЕ ......................................................................23 Глава 1. СОЗНАНИЕ КАК ПРЕДМЕт, ДЕЛО И ЗАДАЧА ПСИХОЛОГИИ ........................................................................25 § 1. Сфера сознания ..........................................................................25 § 2. Онтологический аспект проблемы сознания ..........................31 § 3. Эволюция категории бессознательного в контексте анализа творчества ...................................................................................40 Глава 2. От ПОтОКА К СтРУКтУРЕ СОЗНАНИЯ .........................54 § 1. Методологические замечания ..................................................54 § 2. Редукция — бич сознания ........................................................69 § 3. Общая характеристика сознания .............................................75 § 4. Диалогизм и культурно-историческая природа сознания .....76 § 5. Бытийность (со-бытийность) сознания ..................................81 § 6. Смысловые черты сознания .....................................................86 § 7. Полифония сознания ................................................................90 § 8. Смысловой персонализм М. М. Бахтина ................................92 § 9. Полифоническое мышление .................................................... 97 § 10. От потока к активному покою .............................................101 § 11. От ткани сознания к духовному организму ........................104 § 12. Требования к описанию структуры сознания ....................109 Глава 3. ЖИВОЕ ВРЕМЯ (И ПРОСтРАНСтВО) В тЕЧЕНИИ ФИЛОСОФСКО-ПОЭтИЧЕСКОЙ МЫСЛИ ................... 115 Глава 4. ГЕНОМ ДУХОВНОГО РАЗВИтИЯ .....................................155 Глава 5. ХРОНОтОПИЯ СОЗНАтЕЛьНОЙ ЖИЗНИ ....................182 § 1. Понятие «хронотоп» ...............................................................183 § 2. Мамардашвили открывает Декарта психологам ..................192 § 3. Опыт визуализации хронотопа .............................................. 204
Стр.8
8 Содержание Глава 6. СтРУКтУРА СОЗНАНИЯ .....................................................224 § 1. Глубина восприятия и понимания и уровни активности ....224 § 2. Еще раз о категории бессознательного .................................239 § 3. Хронотопическая структура сознания: слои и их образующие ......................................................................249 § 4. О духовном слое сознания .....................................................265 § 5. Структура сознания в целом ..................................................275 Глава 7. ЧЕЛОВЕК И МИР КАК тЕКСт. ВАВИЛОНСКОЕ СтОЛПОтВОРЕНИЕ ЯЗЫКОВ ........280 § 1. Дар языков ...............................................................................280 § 2. Мир — политекст. Взаимодействие языков .........................285 § 3. Язык сильнее нас .................................................................... 292 § 4. От языка к миру. Проблема предметности ...........................296 § 5. Взаимодействие языков ..........................................................298 Глава 8. ПОРОЖДЕНИЕ И МЕтАМОРФОЗЫ СМЫСЛА: От МЕтАФОРЫ К МЕтАФОРМЕ ....................................306 ЧАСть II. тВОРЧЕСКИЙ АКт ...............................................331 Вступительные замечания ....................................................................333 Сознание. Культура. Творчество ..................................................333 Глава 9. ОБЩАЯ ХАРАКтЕРИСтИКА тВОРЧЕСКОЙ ДЕЯтЕЛьНОСтИ ...................................................................341 Глава 10. МЫСЛь И СЛОВО: ПОДХОДЫ Л. С. ВЫГОтСКОГО и Г. Г. ШПЕтА .......................................................................371 § 1. Контур проблемы: что такое мысль? ....................................372 § 2. Слово как путь к истокам мысли (точка расхождения) .......379 § 3. Слово и мысль у Л. С. Выготского ........................................385 § 4. Слово и мысль у Г. Г. Шпета .................................................391 § 5. Слово без слова. Проблема остается .................................... 396 Глава 11. МЫСЛь И ДЕЙСтВИЕ .......................................................400 § 1. Испарение действий в умственных действиях ....................400 § 2. Поиск действий в умственных действиях ............................407
Стр.9
Содержание 9 Глава 12. В НАЧАЛЕ БЫЛО СЛОВО .................................................415 § 1. Слово — princip cognoscendi .................................................415 § 2. Гетерогенность внутренних форм слова, действия и образа .....................................................................419 § 3. Шепот прежде губ: ранние стадии культурного развития ребенка ...................................................................................... 433 § 4. Некоторые следствия гетерогенеза языков описания реальности ................................................................................461 Глава 13. ДООПЫтНАЯ ГОтОВНОСть ОВЛАДЕНИЯ СЛОВОМ И ПРИОБЩЕНИЯ К КУЛьтУРЕ .......................................468 Глава 14. ВЫСКАЗЫВАНИЕ И МОЛЧАНИЕ ..................................488 Глава 15. ГЕтЕРОГЕНЕЗ тВОРЧЕСКОГО АКтА ..........................503 § 1. Возможно ли преодоление дихотомии «внешнего» и «внутреннего»? .....................................................................503 § 2. Метафора плавильного тигля ................................................509 § 3. Викарные действия с нереализуемыми вовне моторными программами ............................................................................ 514 Глава 16. НЕПОСРЕДСтВЕННОСть ИНтУИЦИИ И ОПОСРЕДОВАННОСть ИНтЕЛЛЕКтА ....................519 § 1. Интуиция и интеллект ............................................................ 519 § 2. Нужно ли преодолевать постулат непосредственности? ....528 Действительность творческого акта ................................................... 547 Вместо заключения ........................................................................ 547 Литература .................................................................................................567
Стр.10
От АВтОРА Ищем тайн, ибо скорбь в сочетании с ними Помогает расти. Р. М. Рильке Перед читателем лежит не совсем обычная — чтобы не сказать довольно странная книга, посвященная двум тайнам — сознанию и творчеству, которые вместе, возможно, составляют общую или единую тайну. Не буду вводить в заблуждение: по прочтении книги тайна таковой и останется, разве что со следами авторских прикосновений. Не все из них носят мои отпечатки. Есть и другие, принадлежащие заслуженным собеседникам. Хотя, конечно, у меня нет уверенности, что в их глазах я оказался бы заслуживающим внимания. Пусть потерпят. Кстати, из их трепетного и бережного отношения к тайне следует, что тайну надо полюбить, тогда она, возможно, поближе подпустит к себе. Однако не надо обольщаться, ибо ничто не вечно под Луной, кроме вечных проблем бытия и сознания. Странность книги в том, что я весьма смутно представляю, для чего она написана. Скорее всего, из любопытства, интереса, из бескорыстного желания понять, что такое сознание и как оно связано с творчеством. Возможной причиной стала усталость от заказных исследований, которых в моей жизни было немало. Интерес и любопытство повлекли меня далеко за пределы моей профессии — психологии. Это вовсе не означает, что я ей изменил или захотел овладеть другой профессией. Перефразируя Аристотеля, скажу о своем отношении к психологии: много есть наук полезней, лучше нет ни одной. В книге читатель встретится с утверждением, что сфера сознания, подобно ноосфере, духосфере, семиосфере, не имеет собственника, она — ничья, что не мешает — скорее помогает — тому, чтобы каждый человек обладал своим собственным сознанием. Ничейность сознания должны учитывать не только его носители — отдельные индивиды, но и науки, включая психологию и философию. Ведь сознание еще не построило себя в качестве предмета изучения той или иной науки, как и науки
Стр.12
12 От автора вообще. Ему даже не удалось построить себя в качестве предмета междисциплинарного исследования. Разные дисциплины не могут договориться о своем собственном языке (и предмете), где уж им выработать общий язык. Однако это не означает, что между разными науками, прикасающимися к сознанию, невозможны эффекты резонанса. Я воздерживаюсь также от сколько-нибудь определенного ответа на вопрос, где лежат тайны сознания и творчества: в Абсолюте, в бытии, в мире, в бессознательном, в культуре, в деятельности, в языке, в детстве человеческой истории или в детстве ребенка, в душе, наконец. Может быть, тайна сознания заключена в нем самом? Оно ведь, как дух, веет, где хочет. Сознание находится между и внутри всего перечисленного, может и подниматься над всем, становиться надмирным. Сомневаюсь, что оно может стать разделяемым всеми — всемирным сознанием. Случись такое, в нем бы отпала нужда, оно бы исчезло, самоуничтожилось. Как общность, так и различия в сознании и в культуре — это непреходящие ценности. Чтобы полностью не следовать апофатической традиции, к сказанным выше «не» добавлю одно «да». Я предлагаю свою версию ответа на вопрос: зачем сознание? Читатель — свободен: он может с ней согласиться или не согласиться. Меня даже устроит, если он придет к выводу, что сознание низачем, только ради самого себя. Как ради самих себя духовность и искусство, человеческая свобода и достоинство, поэзия и философия, талант и совесть. Именно такому, обладающему сознанием читателю, думающему и понимающему, что сознание — это серьезно, а творчество — это и есть жизнь, адресована настоящая книга. Март 2010
Стр.13
ПРЕДИСЛОВИЕ Человеку и человечеству нужно бодрствующее сознание, а не только бодрствующий мозг. К сожалению, эта, казалось бы, очевидность требует доказательств, в том числе и напоминания о былых аргументах, к которым люди не прислушались. В книге «Возвращение из СССР», написанной Андре Жидом после визита в СССР в 1936 г., мы читаем: «И я не думаю, что в какой-нибудь другой стране, хотя бы и в гитлеровской Германии, сознание было бы так несвободно, было бы более угнетено, более запугано (терроризировано), более порабощено» [Жид 1990: 544]. Порабощение, начавшееся в 1917 г., было ужасным и не предвещало ничего хорошего, о чем писали И. Бунин, М. Горький, Ф. Степун и многие другие. Приведу свидетельство И. Эренбурга, относящееся к 1919 г.: «Большевики не преобразуют жизнь, даже не переворачивают ее вверх дном, они просто ее останавливают. Разложением, гниением они заражают всех и все. Разложили армии свои и чужие. 〈…〉 Разложили меньшевиков и эсеров, как только наивные “политики” стали беседовать с ними помимо тюрем и чрезвычаек. Разложили интеллигенцию, превратив ее в какое-то жуткое племя “советских служащих”. Кажется, запах гниения донесся, наконец, до изысканных аллей Версальского парка. Не капитализм или коммунизм, но “жизнь или смерть”. Пусть Европа выбирает» [Эренбург 1919]. Ее выбор, совершившийся далеко не сразу, известен, а мы все колеблемся, потому что у нас порабощение и опустошение сознания длилось еще долгие десятилетия. Тем не менее нужно признать, что главные достижения в изучении сознания относятся к тем, советским, временам. А. М. Пятигорский как-то сказал, что советское время — это не сезон для мысли. С. С. Аверинцев назвал это время хронологической провинцией, а В. А. Подорога — тоталитарной паузой, выпадением из мирового времени. Однако мысли рождались, в том числе несезонные и далеко не провинциальные. Они приходили не сами собой, не как «божьи дети» (так описывал приход мыслей Гёте), а благодаря духовному усилию, мужественной воле к бытию,
Стр.14