В. П. Зинченко
В. П. ЗИНЧЕНКО
Сознание и творчество (точнее: сотворчество) — тайна
двух, потому что со-знание с кем-то и со-творчество
тоже с кем-то. Не с тем ли же самым кем-то? Попасть
в резонанс,
к со-творчеству, а потом и со-знанию.
Таким образом, две тайны или всё-таки однаединственная,
но зато тайна тайн?
Но…
обладающий
Владимир Зинченко — тайновидец, но и тайнодержец,
и ведущий нас
В а д и м Р а би н ов и ч
доктор философских наук, профессор,
заслуженный деятель науки РФ;
член Союза российских писателей,
Международного ПЕН-клуба
и Русского ПЕН-клуба
… А потом и рассказать
об этом, но на холодную — научную — голову.
А что после? Подвигнуть своим рассказом новых двух
ознание
творчесКиЙ аКт
о
б
нят
ьс
я д
у
ш
а
м
и
к
а
к п
о
д
у
м
а
т
ь о д
у
ш
е и
у дм аной .
м
т
е
р
м
и
н
ы
— к з
в
ё
д
з
у
н
а
ш
ч
е
, к
а
к с
а
м
о
й д
у
ш
о
ю
с
к
?
в
.
.
о
з
ь
ой
Cознание и творчесКиЙ аКт
Стр.1
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ —
ВЫСШАЯ ШКОЛА ЭКОНОМИКИ
ЯЗЫКИ СЛАВЯНСКИХ КУЛЬТУР
МОСКВА 2010
Стр.4
1/14
86.2
63
()
09-06-07011
—
63
. .
. — .:
, 2010. — 592 .: .
ISBN 978-5-9551-0437-9
. .
—
. ,
,
, .
,
.
, ,
, .
, .
-,
,
, — , —
.
. « »
ISBN 978-5-9551-0437-9
© . . , 2010
© , 2010
Электронная версия данного издания является собственностью издательства,
и ее распространение без согласия издательства запрещается.
86.2
Стр.5
СОДЕРЖАНИЕ
От автора .......................................................................................................11
Предисловие .................................................................................................13
ЧАСть I. СОЗНАНИЕ ......................................................................23
Глава 1. СОЗНАНИЕ КАК ПРЕДМЕт, ДЕЛО И ЗАДАЧА
ПСИХОЛОГИИ ........................................................................25
§ 1. Сфера сознания ..........................................................................25
§ 2. Онтологический аспект проблемы сознания ..........................31
§ 3. Эволюция категории бессознательного в контексте анализа
творчества ...................................................................................40
Глава 2. От ПОтОКА К СтРУКтУРЕ СОЗНАНИЯ .........................54
§ 1. Методологические замечания ..................................................54
§ 2. Редукция — бич сознания ........................................................69
§ 3. Общая характеристика сознания .............................................75
§ 4. Диалогизм и культурно-историческая природа сознания .....76
§ 5. Бытийность (со-бытийность) сознания ..................................81
§ 6. Смысловые черты сознания .....................................................86
§ 7. Полифония сознания ................................................................90
§ 8. Смысловой персонализм М. М. Бахтина ................................92
§ 9. Полифоническое мышление .................................................... 97
§ 10. От потока к активному покою .............................................101
§ 11. От ткани сознания к духовному организму ........................104
§ 12. Требования к описанию структуры сознания ....................109
Глава 3. ЖИВОЕ ВРЕМЯ (И ПРОСтРАНСтВО) В тЕЧЕНИИ
ФИЛОСОФСКО-ПОЭтИЧЕСКОЙ МЫСЛИ ................... 115
Глава 4. ГЕНОМ ДУХОВНОГО РАЗВИтИЯ .....................................155
Глава 5. ХРОНОтОПИЯ СОЗНАтЕЛьНОЙ ЖИЗНИ ....................182
§ 1. Понятие «хронотоп» ...............................................................183
§ 2. Мамардашвили открывает Декарта психологам ..................192
§ 3. Опыт визуализации хронотопа .............................................. 204
Стр.8
8
Содержание
Глава 6. СтРУКтУРА СОЗНАНИЯ .....................................................224
§ 1. Глубина восприятия и понимания и уровни активности ....224
§ 2. Еще раз о категории бессознательного .................................239
§ 3. Хронотопическая структура сознания: слои
и их образующие ......................................................................249
§ 4. О духовном слое сознания .....................................................265
§ 5. Структура сознания в целом ..................................................275
Глава 7. ЧЕЛОВЕК И МИР КАК тЕКСт.
ВАВИЛОНСКОЕ СтОЛПОтВОРЕНИЕ ЯЗЫКОВ ........280
§ 1. Дар языков ...............................................................................280
§ 2. Мир — политекст. Взаимодействие языков .........................285
§ 3. Язык сильнее нас .................................................................... 292
§ 4. От языка к миру. Проблема предметности ...........................296
§ 5. Взаимодействие языков ..........................................................298
Глава 8. ПОРОЖДЕНИЕ И МЕтАМОРФОЗЫ СМЫСЛА:
От МЕтАФОРЫ К МЕтАФОРМЕ ....................................306
ЧАСть II. тВОРЧЕСКИЙ АКт ...............................................331
Вступительные замечания ....................................................................333
Сознание. Культура. Творчество ..................................................333
Глава 9. ОБЩАЯ ХАРАКтЕРИСтИКА тВОРЧЕСКОЙ
ДЕЯтЕЛьНОСтИ ...................................................................341
Глава 10. МЫСЛь И СЛОВО: ПОДХОДЫ Л. С. ВЫГОтСКОГО
и Г. Г. ШПЕтА .......................................................................371
§ 1. Контур проблемы: что такое мысль? ....................................372
§ 2. Слово как путь к истокам мысли (точка расхождения) .......379
§ 3. Слово и мысль у Л. С. Выготского ........................................385
§ 4. Слово и мысль у Г. Г. Шпета .................................................391
§ 5. Слово без слова. Проблема остается .................................... 396
Глава 11. МЫСЛь И ДЕЙСтВИЕ .......................................................400
§ 1. Испарение действий в умственных действиях ....................400
§ 2. Поиск действий в умственных действиях ............................407
Стр.9
Содержание
9
Глава 12. В НАЧАЛЕ БЫЛО СЛОВО .................................................415
§ 1. Слово — princip cognoscendi .................................................415
§ 2. Гетерогенность внутренних форм слова,
действия и образа .....................................................................419
§ 3. Шепот прежде губ: ранние стадии культурного развития
ребенка ...................................................................................... 433
§ 4. Некоторые следствия гетерогенеза языков описания
реальности ................................................................................461
Глава 13. ДООПЫтНАЯ ГОтОВНОСть ОВЛАДЕНИЯ СЛОВОМ
И ПРИОБЩЕНИЯ К КУЛьтУРЕ .......................................468
Глава 14. ВЫСКАЗЫВАНИЕ И МОЛЧАНИЕ ..................................488
Глава 15. ГЕтЕРОГЕНЕЗ тВОРЧЕСКОГО АКтА ..........................503
§ 1. Возможно ли преодоление дихотомии «внешнего»
и «внутреннего»? .....................................................................503
§ 2. Метафора плавильного тигля ................................................509
§ 3. Викарные действия с нереализуемыми вовне моторными
программами ............................................................................ 514
Глава 16. НЕПОСРЕДСтВЕННОСть ИНтУИЦИИ
И ОПОСРЕДОВАННОСть ИНтЕЛЛЕКтА ....................519
§ 1. Интуиция и интеллект ............................................................ 519
§ 2. Нужно ли преодолевать постулат непосредственности? ....528
Действительность творческого акта ................................................... 547
Вместо заключения ........................................................................ 547
Литература .................................................................................................567
Стр.10
От АВтОРА
Ищем тайн, ибо скорбь в сочетании с ними
Помогает расти.
Р. М. Рильке
Перед читателем лежит не совсем обычная — чтобы не сказать
довольно странная книга, посвященная двум тайнам — сознанию и
творчеству, которые вместе, возможно, составляют общую или единую
тайну. Не буду вводить в заблуждение: по прочтении книги тайна таковой
и останется, разве что со следами авторских прикосновений. Не все
из них носят мои отпечатки. Есть и другие, принадлежащие заслуженным
собеседникам. Хотя, конечно, у меня нет уверенности, что в их глазах
я оказался бы заслуживающим внимания. Пусть потерпят. Кстати, из
их трепетного и бережного отношения к тайне следует, что тайну надо
полюбить, тогда она, возможно, поближе подпустит к себе. Однако не
надо обольщаться, ибо ничто не вечно под Луной, кроме вечных проблем
бытия и сознания.
Странность книги в том, что я весьма смутно представляю, для чего
она написана. Скорее всего, из любопытства, интереса, из бескорыстного
желания понять, что такое сознание и как оно связано с творчеством.
Возможной причиной стала усталость от заказных исследований, которых
в моей жизни было немало. Интерес и любопытство повлекли меня
далеко за пределы моей профессии — психологии. Это вовсе не означает,
что я ей изменил или захотел овладеть другой профессией. Перефразируя
Аристотеля, скажу о своем отношении к психологии: много есть наук
полезней, лучше нет ни одной.
В книге читатель встретится с утверждением, что сфера сознания,
подобно ноосфере, духосфере, семиосфере, не имеет собственника,
она — ничья, что не мешает — скорее помогает — тому, чтобы каждый
человек обладал своим собственным сознанием. Ничейность сознания
должны учитывать не только его носители — отдельные индивиды, но и
науки, включая психологию и философию. Ведь сознание еще не построило
себя в качестве предмета изучения той или иной науки, как и науки
Стр.12
12
От автора
вообще. Ему даже не удалось построить себя в качестве предмета междисциплинарного
исследования. Разные дисциплины не могут договориться
о своем собственном языке (и предмете), где уж им выработать
общий язык. Однако это не означает, что между разными науками, прикасающимися
к сознанию, невозможны эффекты резонанса.
Я воздерживаюсь также от сколько-нибудь определенного ответа на
вопрос, где лежат тайны сознания и творчества: в Абсолюте, в бытии, в
мире, в бессознательном, в культуре, в деятельности, в языке, в детстве
человеческой истории или в детстве ребенка, в душе, наконец. Может быть,
тайна сознания заключена в нем самом? Оно ведь, как дух, веет, где хочет.
Сознание находится между и внутри всего перечисленного, может и подниматься
над всем, становиться надмирным. Сомневаюсь, что оно может
стать разделяемым всеми — всемирным сознанием. Случись такое, в нем
бы отпала нужда, оно бы исчезло, самоуничтожилось. Как общность, так
и различия в сознании и в культуре — это непреходящие ценности.
Чтобы полностью не следовать апофатической традиции, к сказанным
выше «не» добавлю одно «да». Я предлагаю свою версию ответа
на вопрос: зачем сознание? Читатель — свободен: он может с ней согласиться
или не согласиться. Меня даже устроит, если он придет к выводу,
что сознание низачем, только ради самого себя. Как ради самих себя
духовность и искусство, человеческая свобода и достоинство, поэзия и
философия, талант и совесть.
Именно такому, обладающему сознанием читателю, думающему и
понимающему, что сознание — это серьезно, а творчество — это и есть
жизнь, адресована настоящая книга.
Март 2010
Стр.13
ПРЕДИСЛОВИЕ
Человеку и человечеству нужно бодрствующее сознание, а не только
бодрствующий мозг. К сожалению, эта, казалось бы, очевидность требует
доказательств, в том числе и напоминания о былых аргументах, к
которым люди не прислушались. В книге «Возвращение из СССР», написанной
Андре Жидом после визита в СССР в 1936 г., мы читаем: «И я
не думаю, что в какой-нибудь другой стране, хотя бы и в гитлеровской
Германии, сознание было бы так несвободно, было бы более угнетено,
более запугано (терроризировано), более порабощено» [Жид 1990: 544].
Порабощение, начавшееся в 1917 г., было ужасным и не предвещало
ничего хорошего, о чем писали И. Бунин, М. Горький, Ф. Степун и многие
другие. Приведу свидетельство И. Эренбурга, относящееся к 1919 г.:
«Большевики не преобразуют жизнь, даже не переворачивают ее вверх
дном, они просто ее останавливают. Разложением, гниением они заражают
всех и все. Разложили армии свои и чужие. 〈…〉 Разложили меньшевиков
и эсеров, как только наивные “политики” стали беседовать с ними
помимо тюрем и чрезвычаек. Разложили интеллигенцию, превратив ее в
какое-то жуткое племя “советских служащих”. Кажется, запах гниения
донесся, наконец, до изысканных аллей Версальского парка. Не капитализм
или коммунизм, но “жизнь или смерть”. Пусть Европа выбирает»
[Эренбург 1919]. Ее выбор, совершившийся далеко не сразу, известен, а
мы все колеблемся, потому что у нас порабощение и опустошение сознания
длилось еще долгие десятилетия.
Тем не менее нужно признать, что главные достижения в изучении
сознания относятся к тем, советским, временам. А. М. Пятигорский как-то
сказал, что советское время — это не сезон для мысли. С. С. Аверинцев
назвал это время хронологической провинцией, а В. А. Подорога — тоталитарной
паузой, выпадением из мирового времени. Однако мысли рождались,
в том числе несезонные и далеко не провинциальные. Они приходили
не сами собой, не как «божьи дети» (так описывал приход мыслей
Гёте), а благодаря духовному усилию, мужественной воле к бытию,
Стр.14