Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634620)
Контекстум
.

Единство и борьба противоположностей с позиций социального конструирования реальности как неотъемлемая составляющая развития языковой личности (80,00 руб.)

0   0
АвторыПаниткова Эллина Николаевна
Издательство[Б.и.]
Страниц9
ID191088
АннотацияВ статье один из законов диалектики анализируется на примере роли языковой личности в социальном конструировании реальности.
Единство и борьба противоположностей с позиций социального конструирования реальности как неотъемлемая составляющая развития языковой личности / Э.Н. Паниткова .— : [Б.и.] .— 9 с. — URL: https://rucont.ru/efd/191088 (дата обращения: 20.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Единство и борьба противоположностей с позиций социального конструирования реальности как неотъемлемая составляющая развития языковой личности Теория социального конструирования реальности, безусловно, является одним из тех направлений социально-философской мысли, которые в качестве методологической базы избирают диалектику, а не метафизику, что проявляется в том, что она избегает говорить о существовании некоего «предельного основания» в виде человека или общества, но утверждает, что человек и общество находятся в отношении взаимообусловленности: с одной стороны, человек конструирует реальность, с другой стороны, реальность воздействует на него. <...> Как известно, к сущностным характеристикам социального мира П. Бергер <...> Лукман относят следующие «три диалектических момента социальной реальности»: экстернализацию (общество как общественный продукт), объективацию (общество как объективная реальность) и интернализацию (человек как общественный продукт). <...> В результате познания индивид оказывается способным изменять окружающий его мир в соответствии со своими установками, хотя возможность таких изменений в значительной мере ограничена существующими социальными институтами и объективациями. <...> Иными словами, «человек создает самого себя», но «создание человеком самого себя всегда и неизбежно – предприятие социальное»1, т.е. человек выступает одновременно и «творцом» социального мира, и его «жертвой». <...> Личность находится в диалектической связи с обществом: она формируется социальными процессами с одной стороны и влияет на социальную структуру с другой. <...> Человек биологически предопределен к конструированию мира, но, сконструировав его, оказывается его «рабом». <...> Кули, рассматривавший органическую конституцию человека в единстве с конституцией социального порядка, утверждавший ложность и пустоту антитезы «общество – индивид», поскольку где бы ни была обнаружена жизнь общественная <...>
Единство_и_борьба_противоположностей_с_позиций_социального_конструирования_реальности_как_неотъемлемая_составляющая_развития_языковой_личности.pdf
Паниткова Э.Ю. Единство и борьба противоположностей с позиций социального конструирования реальности как неотъемлемая составляющая развития языковой личности Теория социального конструирования реальности, безусловно, является одним из тех направлений социально-философской мысли, которые в качестве методологической базы избирают диалектику, а не метафизику, что проявляется в том, что она избегает говорить о существовании некоего «предельного основания» в виде человека или общества, но утверждает, что человек и общество находятся в отношении взаимообусловленности: с одной стороны, человек конструирует реальность, с другой стороны, реальность воздействует на него. Как известно, к сущностным характеристикам социального мира П. Бергер и Т. Лукман относят следующие «три диалектических момента социальной реальности»: экстернализацию (общество как общественный продукт), объективацию (общество как объективная реальность) и интернализацию (человек как общественный продукт). В результате познания индивид оказывается способным изменять окружающий его мир в соответствии со своими установками, хотя возможность таких изменений в значительной мере ограничена существующими социальными институтами и объективациями. Иными словами, «человек создает самого себя», но «создание человеком самого себя всегда и неизбежно – предприятие социальное»1, т.е. человек выступает одновременно и «творцом» социального мира, и его «жертвой». Личность находится в диалектической связи с обществом: она формируется социальными процессами с одной стороны и влияет на социальную структуру с другой. Человек биологически предопределен к конструированию мира, но, сконструировав его, оказывается его «рабом». Однако подобное противоречие является настолько «органичным», что даже перестает восприниматься в качестве противоречия как такового. Об этом рассуждал, в частности, Ч. Кули, рассматривавший органическую конституцию человека в единстве с конституцией социального порядка, утверждавший ложность и пустоту антитезы «общество – индивид», поскольку где бы ни была обнаружена жизнь общественная, там же может быть найдена жизнь индивидуальная2. Взаимосвязь личностного и социального раскрывается и лингвистикой и может быть проиллюстрировано известным «парадоксом Соссюра»: социальный аспект языка изучается посредством наблюдения над любым отдельным человеком, индивидуальный же – только наблюдением над языком в его социальном контексте. 1 Бергер, П., Лукман, Т. Социальное конструирование реальности. Трактат по социологии знания. М., 1995. С. 86. 2 Кули, Ч. Человеческая природа и социальный порядок. М., 2000. С. 37. 1
Стр.1