Первые разделы учебника посвящены краткой истории развития зарубежного и отечественного бадминтона, знакомству
с терминологией, основными понятиями и характеристиками
бадминтона как вида спорта. <...> 4
Глава 1
СПИСОК СОКРАЩЕНИЙ
BWF – Всемирная федерация бадминтона
IBF – Международная федерация бадминтона
maxVО2 – максимальное потребление кислорода, пик потребления кислорода или аэробной способности
PWC170 – тест (от англ. <...> И.п. – исходное положение
КМС – кандидат в мастера спорта
МС – мастер спорта
НФБР – Национальная федерация бадминтона России
ОМЦ – овариально-менструальный цикл
ОРУ – общеразвивающие упражнения
ОФП – общая физическая подготовка <...> В ней могут участвовать двое
6
Глава 1
(одиночная игра) или четверо (парная игра) игроков. <...> Игра в быстром темпе предъявляет и ряд других требований, без которых невозможен успех в современном бадминтоне:
умение своевременно переключаться на различные режимы работы;
7
Смирнов Ю.Н. <...> Парная игра – матч, в котором соревнуются по два игрока
с каждой стороны. <...> Розыгрыш – последовательность одного или более ударов,
начинающихся с подачи до тех пор, пока волан не выйдет из
игры. <...> Если невозможно разметить корт одновременно как
для парной, так и для одиночной игры (см. рис. <...> Задние линии корта становятся дальними линиями подачи, а стойки или матерчатые ленты, их заменяющие, шириной 40 мм, располагаются
на сетке вертикально над боковыми линиями. <...> Волан изготавливается из натуральных и (или) синтетических материалов. <...> При тестировании волана выполняется прямой удар
снизу с задней линии корта (площадки) вперед параллельно
боковой линии. <...> Ракетка состоит из основных частей, описанных в пп. <...> Струнная поверхность есть часть ракетки, предназначенная для удара по волану. <...> Любая задержка во время движения
ракетки вперед во время подачи (п. <...> 9.1.2. подающий и принимающий должны стоять в пределах
диагонально расположенных полей подачи (см. рис. <...> 9.1.4. ракетка подающего должна первоначально <...>
Бадминтон._Учебник.pdf
Глава 1
УДК 796.344 (075.8)
ББК 75.565я73
С50
Рецензент:
Ю. М. Макаров, зав. кафедрой теории и методики
спортивных игр НГУ им. П. Ф. Лесгафта, С.-Петербург
Смирнов Ю. Н.
С50 Бадминтон [Текст] : учебник для вузов / Ю. Н. Смирнов.
– 2-е изд., с изм. и дополн. – М. : Советский спорт,
2011. – c. 248 : ил.
ISBN 978-5-9718-0492-5
Учебник написан в соответствии с программой «Бадминтон»
для тренерских факультетов институтов физической культуры
(курс специализации). Содержит краткую историю развития зарубежного
и отечественного бадминтона. Знакомит с терминологией,
основными понятиями и характеристиками бадминтона как
вида спорта. Обобщены данные по построению тренировочного
процесса в бадминтоне. Также в учебнике освещены вопросы организации
и проведения тренировочных занятий и соревнований
для бадминтонистов разного возраста и уровня подготовленности.
Учебник предназначен для студентов вузов, может быть полезен
тренерам-преподавателям СДЮШОР, ДЮСШ, любителям
бадминтона.
УДК 796.344 (075.8)
ББК 75.565я73
Автор выражает благодарность выпускникам
Российского университета дружбы народов
Навину Саксене и Бхагвати Просаду
за помощь в издании данного учебника
ISBN 978-5-9718-0492-5
© Смирнов Ю. Н., 2011
© Оформление. ОАО «Издательство
“Советский спорт”», 2011
ПРЕДИСЛОВИЕ
Социальное значение спорта в Российской Федерации
постоянно возрастает, совершенствуются формы и методы
тренировочного процесса. Непрерывный рост результатов
в мировом спорте требует поиска новых путей повышения эффективности
многолетней подготовки не только спортсменов,
но и специалистов во всех областях спорта – тренеров, преподавателей,
научных работников – в том числе и в бадминтоне,
популярность которого в последнее время в нашей стране и за
рубежом значительно увеличилась.
Для целенаправленной многолетней подготовки и воспитания
спортсменов мирового класса требуются специалисты,
высококвалифицированные тренерские кадры. Данный учебник
– попытка создать необходимое пособие для подготовки
специалистов по бадминтону. Учебник согласуется с требованиями
программы и может быть использован в вузах, готовящих
специалистов физической культуры.
Первые разделы учебника посвящены краткой истории развития
зарубежного и отечественного бадминтона, знакомству
с терминологией, основными понятиями и характеристиками
бадминтона как вида спорта.
Исследования лучших отечественных и зарубежных специалистов
в области бадминтона, таких как Д. Дауни, П. Дэвис,
Д.П. Рыбаков, А.П. Горячев, А.А. Ивашин, а также собственные
научные разработки автора нашли отражение в техникотактической
части учебника.
Теоретико-методический раздел учебника – это обобщение
данных в области построения тренировочного процесса
3
Стр.2
Смирнов Ю.Н.
Бадминтон
применительно к бадминтону. Здесь использовались работы
ведущих специалистов в области теории и практики спорта:
М.М. Богена, М.С. Бриля, С.В. Вайцеховского, Ю.В. Верхошанского,
М.А. Годика, Д.Д. Донского, Ю.Д. Железняка,
В.М. Зациорского, Т.С. Лисицкой, Е.Л. Ливадо, Л.П. Матвеева,
М.Я. Надбатниковой, Н.Г. Озолина, В.Н. Платонова,
И.П. Ратова, В. Роджерса, Ф.П. Суслова, А.П. Скородумовой,
Г.С. Туманяна, Т. Хаджмена, А.А. Шевченко, Н.В. Цзена.
Также в учебнике освещены вопросы организации и проведения
тренировочных занятий и соревнований для бадминтонистов
разного возраста и уровня подготовленности.
Автор с благодарностью примет возможные замечания по
содержанию учебника и использует их в дальнейшей работе
над его совершенствованием.
Глава 1
СПИСОК СОКРАЩЕНИЙ
BWF – Всемирная федерация бадминтона
IBF – Международная федерация бадминтона
– максимальное потребление кислорода, пик потребления
кислорода или аэробной способности
PWC170
maxVО2
– тест (от англ. Physical Working Capacity – «физическая
работоспособность»), заключающийся в определении
мощности стандартной нагрузки, при которой частота сердечных
сокращений (ЧСС) достигает 170 уд./мин
АТ – аутогенная тренировка
ДЮСШ – детско-юношеская спортивная школа
И.п. – исходное положение
КМС – кандидат в мастера спорта
МС – мастер спорта
НФБР – Национальная федерация бадминтона России
ОМЦ – овариально-менструальный цикл
ОРУ – общеразвивающие упражнения
ОФП – общая физическая подготовка
С.С. – спортивное совершенствование
СДЮШОР – специализированная детско-юношеская школа
олимпийского резерва
СФП – специальная физическая подготовка
УМО – углубленное медицинское обследование
УОР – училище олимпийского резерва
УТГ – учебно-тренировочные группы
ЦТ – центр тяжести
ЧСС – частота сердечных сокращений
ШВСМ – школа высшего спортивного мастерства
4
5
Стр.3
Оглавление
Оглавление
3.3. Периодизация спортивной тренировки ...................... 102
Внешние условия периодизации тренировки ....................... 103
Фазы развития спортивной формы и периоды
тренировки ............................................................................... 104
ОГЛАВЛЕНИЕ
Предисловие ........................................................................................ 3
Список сокращений .......................................................................... 5
ГЛАВА 1. Общие основы теории бадминтона ....................... 6
1.1. Бадминтон в российской системе физического
воспитания ............................................................................. 6
1.2. Правила игры в бадминтон ................................................ 8
1.3. История развития бадминтона ......................................... 21
1.4. Терминология ........................................................................ 25
1.5. Материально-технические условия подготовки .......... 32
ГЛАВА 2. Техника и тактика ......................................................... 35
2.1. Техника .................................................................................... 35
Техника выполнения короткого-близкого удара,
подставки, короткой подачи, перевода ............................... 36
Техника выполнения высокодалекой, плоской подачи,
откидки, высокого, плоского удара, нападающего
удара-смеша ............................................................................. 40
Техника выполнения короткого-быстрого
и блокирующего ударов ........................................................... 47
Техника выполнения ударов над головой закрытой
стороной ракетки ................................................................... 50
Стойка в бадминтоне ............................................................ 54
Техника перемещений на корте ............................................. 57
2.2. Тактика ..................................................................................... 64
Тактика в одиночной игре ...................................................... 64
Тактика в парных играх ......................................................... 68
Тактика игры смешанных пар ............................................... 73
ГЛАВА 3. Теоретические основы тренировки ....................... 95
3.1. Принципы тренировки ....................................................... 95
3.2. Многолетняя тренировка и ее основные этапы ......... 98
242
3.4. Большие и средние циклы спортивной
тренировки ............................................................................ 104
Варианты построения циклов круглогодичной
тренировки ............................................................................... 105
Подготовительный период .................................................... 107
Соревновательный период ..................................................... 111
Переходный период ................................................................. 112
3.5. Микроциклы спортивной тренировки ........................ 114
Характеристика микроциклов ............................................. 114
Построение тренировочных микроциклов .......................... 115
3.6. Тренировочные занятия ................................................... 117
Классификация занятий ........................................................ 117
Структура занятия .............................................................. 119
Подготовка к занятию и его проведение ............................. 121
Общие рекомендации по проведению занятия ................... 122
ГЛАВА 4. Тренировочный процесс ............................................ 124
4.1. Техническая подготовка ................................................... 124
Обучение ................................................................................... 125
Этапы обучения ...................................................................... 126
Методы и приемы обучения .................................................. 130
Совершенствование технической подготовки
спортсмена .............................................................................. 132
Предупреждение и исправление ошибок .............................. 136
4.2. Физическая подготовка .................................................... 138
Средства и методы воспитания физических качеств ...... 138
Основные средства и методы развития
скоростно-силовых качеств .................................................. 140
Основные средства и методы развития
выносливости ........................................................................... 144
Развитие выносливости ......................................................... 147
Развитие ловкости ................................................................. 152
Развитие гибкости ................................................................. 153
243
Стр.122
Оглавление
4.3. Тактическая подготовка ................................................... 155
Место тактической подготовки в общей системе
подготовки ............................................................................... 155
Средства и методы тактической подготовки ................... 156
4.4. Психологическая подготовка .......................................... 161
Общая характеристика ........................................................ 161
Психологическая характеристика бадминтониста ......... 162
Методы психологической тренировки ................................. 164
ГЛАВА 5. Методика занятий с юными
бадминтонистами .............................................................................. 167
5.1. Этапы подготовки юных спортсменов
в зависимости от их возраста .......................................... 167
5.2. Монофункциональные особенности детей
различного возраста ........................................................... 169
5.3. Особенности развития двигательных качеств
у детей различного возраста ............................................ 173
5.4. Особенности содержания и методов работы
на различных этапах подготовки ................................... 175
Этап отбора и начальной подготовки ................................. 175
Этап начальной подготовки .................................................. 177
Этап начальной специализированной подготовки ............. 179
Этап углубленной подготовки
(спортивное совершенствование) ........................................ 181
ГЛАВА 6. Методика работы со взрослыми ............................ 184
6.1. Особенности тренировки спортсменов высокой
квалификации ...................................................................... 184
6.2. Особенности женского организма и методика
занятий бадминтоном с женщинами ............................ 189
6.3. Особенности использования бадминтона
в группах общей физической подготовки .................. 193
ГЛАВА 7. Контроль и управление результатами
тренировочного процесса .............................................................. 195
7.1. Основы контроля в спортивной тренировке ............. 195
7.2. Оценка уровня развития основных двигательных
качеств .................................................................................... 197
7.3. Контроль за тренировочными
и соревновательными нагрузками ................................ 202
244
245
Оглавление
7.4. Особенности контроля в различных структурных
образованиях тренировочного процесса ..................... 203
7.5. Основы управления и моделирования
в спортивной тренировке ................................................. 205
ГЛАВА 8. Обеспечение тренировочного процесса ............. 207
8.1. Основные организационные формы ............................ 207
Органы управления Национальной федерации
бадминтона России ................................................................ 208
8.2. Организационно-педагогическое мастерство
тренера .................................................................................... 209
8.3. Медико-биологическое обеспечение ........................... 210
Врачебный контроль .............................................................. 210
Травматизм в бадминтоне .................................................... 211
Гигиена и питание ................................................................... 211
Восстановительные мероприятия ....................................... 213
Научно-методическое обеспечение подготовки
бадминтонистов ..................................................................... 215
Дополнительные факторы, определяющие
эффективность тренировочного процесса ......................... 216
8.4. Планирование и учет ......................................................... 217
Роль планирования и учета в системе тренировок ........... 217
Основные документы планирования и учета ..................... 219
8.5. Организация и проведение соревнований ................. 222
Значение соревнований ........................................................... 222
Классификация соревнований ............................................... 222
Основные вопросы организации и проведения
соревнований ............................................................................ 222
Этапы организации и проведения соревнований ................ 225
ПРИЛОЖЕНИЕ. Примерные практические занятия
по бадминтону .................................................................................... 227
Список использованной литературы ......................................... 237
Список рекомендуемой литературы .......................................... 240
Стр.123