Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634794)
Контекстум
.

Поликультурное образование детей дошкольного возраста: аксиологический аспект (220,00 руб.)

1   0
Первый авторЕжкова Н. С.
АвторыФилатова М. В.
Издательство[Б.и.]
Страниц102
ID186882
АннотацияВ книге раскрываются аксиологические аспекты поликультурного образования детей дошкольного возраста, в частности такие направления, как развитие толерантности и формирование ценностных представлений о людях разных национальностей. Характеризуются методы, приемы, формы педагогической работы, направленные на приобщение дошкольников к социальным ценностям. Для научных работников в области педагогики дошкольного детства, студентов педагогических колледжей и вузов, воспитателей дошкольных образовательных учреждений.
ISBN978-5-87954-748-1
ББК74.102я73
Ежкова, Н.С. Поликультурное образование детей дошкольного возраста: аксиологический аспект : Учебно-методическое пособие / М.В. Филатова; Н.С. Ежкова .— : [Б.и.], 2012 .— 102 с. — ISBN 978-5-87954-748-1 .— URL: https://rucont.ru/efd/186882 (дата обращения: 25.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

М. В. Филатова ПОЛИКУЛЬТУРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА: АКСИОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ Учебно-методическое пособие Тула Издательство ТГПУ им. <...> К. Э. Циолковского); кандидат педагогических наук, доцент Е. И. Радюхина (ГОУ ДПО ТО «Институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования Тульской области) Е35 Ежкова, Н. С. Поликультурное образование детей дошкольного возраста: Аксиологический аспект: Учеб.-метод. пособие / Н. С. Ежкова, <...> ISBN 978-5-87954-748-1 В книге раскрываются аксиологические аспекты поликультурного образования детей дошкольного возраста, в частности такие направления, как развитие толерантности и формирование ценностных представлений о людях разных национальностей. <...> Характеризуются методы, приемы, формы педагогической работы, направленные на приобщение дошкольников к социальным ценностям. <...> Для научных работников в области педагогики дошкольного детства, студентов педагогических колледжей и вузов, воспитателей дошкольных образовательных учреждений. <...> Вот лишь отдельные ракурсы научного осмысления данного направления: содержание воспитания и обучения детей в культурно разнообразном обществе, аксиологические основания поликультурного образования, результативная сторона подготовки ребёнка к жизни в многокультурном мире и др. <...> Освещение научного и методического материала строилось на следующих положениях: – опора на гуманистические ценности и традиции нравственного и интернационального воспитания детей дошкольного возраста; – образный характер постижения ценностно-ориентированного содержания; – ведущее место художественно-творческих видов деятельности, вводящих детей в мир культурных ценностей; – обеспечение условий для активного взаимодействия, общения отвечающего требованиям толерантности; – эмоциональный характер постижения социальных ценностей, – приоритет диалоговых форм общения, что способствует духовному единению <...>
Поликультурное_образование_детей_дошкольного_возраста_аксиологический_аспект.pdf
Министерство образования и науки РФ ФГБОУ ВПО «Тульский государственный педагогический университет им. Л. Н. Толстого» Н. С. Ежкова, М. В. Филатова ПОЛИКУЛЬТУРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА: АКСИОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ Учебно-методическое пособие Тула Издательство ТГПУ им. Л. Н. Толстого 2011
Стр.1
ББК 74.102я73 Е 35 Рецензенты: доктор педагогических наук, профессор C. B. Маслов (Калужский государственный педагогический университет им. К. Э. Циолковского); кандидат педагогических наук, доцент Е. И. Радюхина (ГОУ ДПО ТО «Институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования Тульской области) Ежкова, Н. С. Е35 Поликультурное образование детей дошкольного возраста: Аксиологический аспект: Учеб.-метод. пособие / Н. С. Ежкова, М. В. Филатова. – Тула: Изд-во Тул. гос. пед. ун-та им. Л. Н. Толстого, 2011. – 101 с. ISBN 978-5-87954-748-1 В книге раскрываются аксиологические аспекты поликультурного образования детей дошкольного возраста, в частности такие направления, как развитие толерантности и формирование ценностных представлений о людях разных национальностей. Характеризуются методы, приемы, формы педагогической работы, направленные на приобщение дошкольников к социальным ценностям. Для научных работников в области педагогики дошкольного детства, студентов педагогических колледжей и вузов, воспитателей дошкольных образовательных учреждений. ББК 74.102я73 Издание осуществлено за счет средств РГНФ (грант № 11-06-00357а) ISBN 978-5-87954-748-1 © Н. С. Ежкова, М. В. Филатова, 2011 © ТГПУ им. Л. Н. Толстого, 2011 2
Стр.2
Содержание Введение............................................................................................................... 4 1. Философско-культурологические основания поликультурного образования ........................................................................... 6 2. Теоретические основы поликультурного образования детей дошкольного возраста с ориентацией на аксиологический подход.............................................................................. 22 3. Методические аспекты приобщения дошкольников к социальным ценностям.................................................................................. 33 4. Практический материал по формированию ценностных представлений у детей старшего дошкольного возраста...................................................................... 43 Заключение ........................................................................................................ 71 Литература ......................................................................................................... 72 Приложение ...................................................................................................... 78 3
Стр.3
ВВЕДЕНИЕ Современная социальная жизнь характеризуется взаимопроникновением разных национальных культур, образованием поликультурных сообществ. Данные явления создают объективную необходимость для основательного переосмысления логики функционирования системы образования, начиная с дошкольного звена. Разработка концептуальных и методических основ поликультурного образования относится к числу важных и актуальных направлений исследований педагогики. Вот лишь отдельные ракурсы научного осмысления данного направления: содержание воспитания и обучения детей в культурно разнообразном обществе, аксиологические основания поликультурного образования, результативная сторона подготовки ребёнка к жизни в многокультурном мире и др. Нельзя не отметить, что на развитие поликультурного образования как исследовательское направление влияют исторические, политические и социокультурные факторы. Поликультурное образование должно преломляться сквозь призму культурно–исторических и собственно образовательных традиций, что во многом обуславливает интегративный характер его изучения. Поликультурное образование обеспечивает становление нового типа межнационального взаимодействия, возможность понимания многомерности мира и мировой культуры, иными словами неразрывно связано с понятием «культура». В этой связи уместно вспомнить слова В. С. Библера: «Культура есть форма общения (диалога) культур… Культура есть там, где есть две культуры… Культура – это грань культур, момент их взаимоначинания и взаимостановления как культуры… Культура тем более культура, чем в большем числе диалогов она участвует» [5, С. 234]. Современные дети живут в значительно изменившихся социокультурных условиях. Межэтническая напряженность, конфликты на межнациональной почве, националистические настроения стали частым явлением социальной жизни. Такие проявления дисгармоничных отношений человека и общества находят отголоски и в детской среде. Отсюда, важно, начиная с дошкольного возраста, учить детей взаимодействовать с ориентацией на гуманистические ценности, закладывать основы культуры поведения с ориентацией на духовно-нравственные идеалы. Сегодня очень актуально звучат слова известного отечественного психолога С. Л. Рубинштейна: «Главное дело воспитания как раз в том, чтобы тысячами нитей связать человека с жизнью, … главный источник всех нравственных неполадок, всех вывихов в поведении – это та душевная пустота, которая образуется у людей, когда они становятся безучастными к окружающей их жизни [79]. Задачи поликультурного образования и основные базовые задачи дошкольного образования должны решаться в комплексе. К задачам поликультурного образования детей дошкольного возраста относится знаком4
Стр.4
ство с традициями и обычаями других народов, развитие умений общаться, уважительного отношения и толерантности к другим культурам и др. Поликультурное образование в России стало раскрываться как научное направление с середины 1990-х годов. Сегодня оно рассматривается как концептуально-методологическая основа содержания обучения и воспитания, подход к организации и ценностная ориентация образовательного процесса, важное направление педагогической деятельности и др. В данном пособии рассматриваются аксиологические аспекты поликультурного образования детей дошкольного возраста. Освещение научного и методического материала строилось на следующих положениях: – опора на гуманистические ценности и традиции нравственного и интернационального воспитания детей дошкольного возраста; – образный характер постижения ценностно-ориентированного содержания; – ведущее место художественно-творческих видов деятельности, вводящих детей в мир культурных ценностей; – обеспечение условий для активного взаимодействия, общения отвечающего требованиям толерантности; – эмоциональный характер постижения социальных ценностей, – приоритет диалоговых форм общения, что способствует духовному единению, выражению личностного отношения к различным явлениям и фактам социальной жизни. Приобщение детей к социальным ценностям (как направление поликультурного образования) – это разноплановая работа по руководству эмоциональной стороной жизни дошкольников, становлению образного мировидения и личностно-смысловых позиций (Я – концепции ребенка), по созданию условий для самореализации детей в разных видах деятельности и т. д., иными словами, связана со всем тем, что составляет богатство субъективного мира человека. В процессе осуществления данного направления педагогической работы происходят качественные позитивные изменения в сенсорной, эмоциональной, познавательной, нравственно-во– левой сферах личности, в самой структуре деятельности детей, во взаимоотношениях друг с другом и др. Методологическими основаниями раскрытия содержательной и процессуальной сторон приобщения дошкольников к социальным ценностям служили работы А. В. Запорожца, Л. С. Выготского, А. Н. Леонтьева, В. Н. Мясищева, С. Л. Рубинштейна о ведущей роли эмоций в психической регуляции поведения человека, о личности как выразителе отношений к различным сторонам социальной жизни, о значимости человека, исходя из характера отношений, проявляемых им к окружающему миру, включая и других людей; о взаимозависимости эмоционального и рационального в психическом отражении действительности, о формировании личности в деятельности. 5
Стр.5
1. ФИЛОСОФСКО-КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ ПОЛИКУЛЬТУРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Развитие поликультурного образования сегодня обусловлено не только современными историческими и социокультурными предпосылками, но и опирается на ряд традиций отечественной и зарубежной философии, педагогики и психологии. Большой интерес, например, представляет программа «Панпедия», разработанная Коменским в XVI веке. Великий мыслитель, исходя из посылки об общности людей, их потребностей и устремлений, обосновывает панпедию как программу универсального воспитания всего человеческого рода. Существенную часть «Панпедии» составляет формирование у детей умений жить в мире с другими, выполнять взаимные обязанности, уважать и любить людей. Пониманию сущности, целей, функций поликультурного образования помогают идеи Н. К. Рериха о «благодетельном синтезе», под которым он понимает «единение культур», создающее благотворное сотрудничество людей, а также идеи выдающихся философов и историков современности (Н. А. Данилевский, Э. Мейлер, А. Тойнби, Ю. Яковец) о целостности культурно-исторического развития человечества и наличии некоторых сходных принципов функционирования культур разных народов. Большой интерес для понимания роли поликультурного образования в становлении личности представляют идеи П. Ф. Каптерева о взаимосвязи национального и общечеловеческого в педагогике. К особенностям педагогического процесса, обусловленным национальными ценностями, П. Ф. Каптерев относил язык, религию, быт. Он призывал развивать в детях чувство принадлежности ко всему человечеству: «сколько возможно сокращать в школах мысли о том, что родной народ – единственный носитель истинной культуры, а прочие народы должны быть служебными данному». По П. Ф. Каптереву, педагогическая деятельность первоначально осуществляется на основе национального идеала, а затем трансформируется в деятельности по достижению общечеловеческого идеала. В воспитании, подчеркивал он, «нужно обратиться не к одному народу, а ко многим, рассмотреть их идеалы и ценными чужими свойствами пополнить недостатки своего национального идеала; народное нужно сочетать с инородным, со всенародным и общечеловеческим». Важные выгоды для обоснования поликультурного образования вытекают из культурно-исторической теории развития поведения и психики Л. С. Выготского, в соответствии с которой источники и детерминанты психического развития лежат в исторически развивающейся культуре. Рассматривая развитие психики как опосредованный процесс, ученый полагал, что опосредованность заключается в присвоении (освоении) культурно–исторического опыта и что всякая функция в культурном развитии индивида появляется на сцену дважды, в двух планах, сперва в социальном, 6
Стр.6
потом психологическом, вначале между людьми – как категория интерпсихическая, затем внутри индивида – как категория интрапсихическая. Переход извне вовнутрь трансформирует сам процесс, изменяет его структуру и функции. За всеми высшими функциями, их отношениями генетически стоят социальные отношения, реальные отношения. Существенное влияние на развитие поликультурного образования в различных странах мира оказывают процессы, происходящие сегодня непосредственно в самой системе образования и связанные с активным включением в образовательный процесс таких альтернативных идей как идея открытости, партисипативности и многоперспективного планирования. Изучение всего комплекса перечисленных выше исторических и социально-культурных факторов, а также философско-педагогических и психологических детерминант позволяет нам выделить наиболее распространенные в мировой педагогике подходы к пониманию сущности поликультурного образования. Обозначим первый из них как аккультурационный. С этим подходом связано и появление самого термина «поликультурное образование». Первоначальные теоретические и практические многокультурные элементы, внесенные в педагогическую жизнь различных стран в 60–70-е годы, известны как многоэтническое образование (multiethnic education), ставившее своей целью создание, утверждение и развитие гармонии в отношениях между членами различных этнических групп. Однако, под влиянием новой волны эмигрантов, нахлынувшей в 70–80-е годы (США, Канада, Германия и др.), эти многоэтнические перспективы довольно быстро претерпели концептуальные трансформации и выкристаллизовались в современное понимание пол и культурного образования. В рамках аккультурационного подхода большая часть зарубежных исследований придерживается мнения о том, что поликультурное образование должно ориентироваться на культуру переселенцев. Бос-Нюнинг указывает на то, что теоретическое толкование понятия «культура мигрантов» (Migrantenkultur) является на сегодняшний день центральной, но пока нерешенной задачей исследователей процессов миграции. Поликультурное образование должно включать в себя изучение традиций родной культуры, процесса переработки этих традиций в рамках новой культуры, поскольку конфронтация с изменившимися условиями жизни вызывает необходимость в выработке новых культурных ориентиров. Такая формулировка задач поликультурного образования предполагает необходимость серьезного изучения культуры мигрантов, но избегает таких педагогических штампов, как «взаимное культурно обогащение». Обобщающим, на наш взгляд, является высказывание Зандфукса: «Поликультурное образование рассматривает культурные изменения и культурную диффузию как имеющие место и необходимые процессы. Оно призвано оказать помощь и поддержку 7
Стр.7

Облако ключевых слов *


* - вычисляется автоматически
.