Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634617)
Контекстум
.

Методические указания студентам по дисциплине «Психология семьи и семейного воспитания» (220,00 руб.)

0   0
ИздательствоИздательство ТГПУ им.Л.Н.Толстого
Страниц71
ID186542
АннотацияМетодические указания по дисциплине «Психология семьи и семейного воспитания» составлены в помощь студентам, обучающимся по направлению подготовки 540600 «Педагогика» (профили подготовки: 540607 «Начальное образование», 540609 «Практическая психология в образовании», 540611 «Физическая культура детей дошкольного возраста» и др.).
ББК88.5я73
Методические указания студентам по дисциплине «Психология семьи и семейного воспитания» : Учебное пособие / Е.Г. Шаин .— 2-е изд. — Тула : Издательство ТГПУ им.Л.Н.Толстого .— 71 с. — URL: https://rucont.ru/efd/186542 (дата обращения: 20.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Л. Н. Толстого 2010 ББК 88.5я73 М54 Рецензент – кандидат социологических наук Т. П. Лысенко М54 Методические указания студентам по дисциплине «Психология семьи и семейного воспитания»: Учеб. пособие / Авт.-сост. <...> Методические указания по дисциплине «Психология семьи и семейного воспитания» составлены в помощь студентам, обучающимся по направлению подготовки 540600 «Педагогика» (профили подготовки: 540607 «Начальное образование», 540609 «Практическая психология в образовании», 540611 «Физическая культура детей дошкольного возраста» и др.) <...> Л. Н. Толстого, 2010 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Предлагаемый курс является одной из общепрофессиональных дисциплин подготовки бакалавров педагогики. <...> Отсюда значимость и место дисциплины в системе профессиональной подготовки будущих бакалавров педагогики. <...> Цель курса – ввести студентов в лаборатории наук, изучающих семью, семейное воспитание, современный институт брака, в практику работы с семьёй. <...> Задачи курса – углубить и систематизировать представления студентов о семье, её функциях, семейных отношениях, социализации детей в семье и семейном воспитании, работе с различными семьям; обучить бакалавров педагогики основам семейного консультирования. <...> Учебная программа составлена в соответствии с требованиями к обязательному минимуму содержания основной образовательной программы подготовки по направлению 540600 Педагогика; профили подготовки: 540607 Начальное образование, 540609 Практическая психология в образовании, 540611 Физическая культура детей дошкольного возраста; степень – бакалавр педагогики. <...> 3 УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН дисциплины «Психология семьи и семейного воспитания» 1 2 2.1 3 4 4.1 5 5.1 5.2 6 6.1 6.2 7 7.1 Психология семьи и семейного воспитания как область знания и предмет изучения Сущность брака и семьи Происхождение брака и семьи Функции семьи Особенности современной семьи, ее структура, динамика Современная семья в России, регионе и ее проблемы Семейные отношения Личные <...>
Методические_указания_студентам_по_дисциплине_«Психология_семьи_и_семейного_воспитания».pdf
Федеральное агентство по образованию ГОУ ВПО Тульский государственный педагогический университет имени Л. Н. Толстого МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ СТУДЕНТАМ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ПСИХОЛОГИЯ СЕМЬИ И СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ» Учебное пособие 2-е издание Тула Издательство ТГПУ им. Л. Н. Толстого 2010
Стр.1
ББК 88.5я73 М54 Рецензент – кандидат социологических наук Т. П. Лысенко Методические указания студентам по дисциплине «Психология М54 семьи и семейного воспитания»: Учеб. пособие / Авт.-сост. Е. Г. Шаин. – 2-е изд. – Тула: Изд-во Тул. гос. пед. ун-та им. Л. Н. Толстого, 2010.– 70 с. Методические указания по дисциплине «Психология семьи и семейного воспитания» составлены в помощь студентам, обучающимся по направлению подготовки 540600 «Педагогика» (профили подготовки: 540607 «Начальное образование», «Физическая культура детей дошкольного возраста» и др.). 540609 «Практическая психология в образовании», 540611 ББК 88.5я73 Издание осуществлено при информационной поддержке Тульской областной организации Общества «Знание» России и комиссии по вопросам семьи, демографии и гендерным отношениям Общественной палаты Тульской области © Автор-составитель Е. Г. Шаин, 2010 © Издательство ТГПУ им. Л. Н. Толстого, 2010
Стр.2
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Предлагаемый курс является одной из общепрофессиональных дисциплин подготовки бакалавров педагогики. Он развивает и углубляет представления студентов о семье как одном из важнейших социальных институтов современного российского общества, семейном воспитании, направлениях работы с семьей. В мировой теории и практике психолого-педагогической работы, социальной защиты человека в социально-педагогическом контексте семья, семейный социум рассматриваются как приоритетная сфера всей социальной политики. Отсюда значимость и место дисциплины в системе профессиональной подготовки будущих бакалавров педагогики. Цель курса – ввести студентов в лаборатории наук, изучающих семью, семейное воспитание, современный институт брака, в практику работы с семьёй. Задачи курса – углубить и систематизировать представления студентов о семье, её функциях, семейных отношениях, социализации детей в семье и семейном воспитании, работе с различными семьям; обучить бакалавров педагогики основам семейного консультирования. Учебная программа составлена в соответствии с требованиями к обязательному минимуму содержания основной образовательной программы подготовки по направлению 540600 Педагогика; профили подготовки: 540607 Начальное образование, 540609 Практическая психология в образовании, 540611 Физическая культура детей дошкольного возраста; степень – бакалавр педагогики. Предполагается междисциплинарная связь курса с общепрофессиональными дисциплинами и дисциплинами профильной подготовки. Региональный компонент дисциплины представлен на основе материалов исследований ученых Тульской области. Значительная часть времени, предусмотренного на изучение курса, отводится на семинарские занятия, в ходе которых студенты обретают навыки работы с семьеведческой литературой, соответствующими источниками в Интернете, нормативно-правовой базой семьеведческой деятельности. Продолжительность изучения дисциплины – один учебный семестр. По итогам её изучения проводится зачет. 3
Стр.3
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН дисциплины «Психология семьи и семейного воспитания» Распределение учебного времени (в часах) № п/п Название темы 1 Психология семьи и семейного воспитания как область знания и предмет изучения 2.1 Происхождение брака и семьи 3 4 2 Сущность брака и семьи Функции семьи Особенности современной семьи, ее структура, динамика 4.1 Современная семья в России, регионе и ее проблемы 5 Семейные отношения 5.1 Личные и имущественные правоотношения между супругами 5.2 Личные и имущественные правоотношения между родителями и детьми Дети в семье и их воспитание 6 6.1 Семейное воспитание ребёнка 6.2 Ребенок из неблагополучной семьи 7 Основы семейного консультирования как разновидность работы с семьёй 7.1 Профессиональное общение педагога, психолога с семьей Итого: 34 6 4 4 6 2 30 6 4 4 4 4 4 4 4 4 4 6 6 6 12 6 6 6 6 8 6 4 6 6 4 88 4 лекции лабор. занятия семинары самостоят. Работа
Стр.4
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ 1. Психология семьи и семейного воспитания как область знания и предмет изучения План: 1. Семья как объект изучения гуманитарных наук; системное, междисциплинарное исследование семьи. 2. Психология семьи и семейного воспитания как отрасль знания. 3. Психология семьи и семейного воспитания как предмет изучения. Рекомендуемая литература: 1) Андреева, Т. В. Психология семьи: Учеб. пособие / Т. В. Андреева. – СПб.: Речь, 2007. 2) Волжина, О. И. Семья как социокультурная ценность современного российского общества / О. И. Волжина. –М.: Государственный НИИ семьи и воспитания, 2001.* 3) Зритнева, Е. И. Семьеведение: Учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по направлению подготовки и специальности «Соц. работа» / Е. И. Зритнева, Н. П. Клушина. –М.: ВЛАДОС, 2006. 4) Куликова, Т. А. Семейная педагогика и домашнее воспитание: Учебник для студ. сред. пед. учеб. заведений / Т. А. Куликова. – М.: Академия, 2000. 5) Лодкина, Т. В. Социальная педагогика. Защита семьи и детства: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Т. В. Лодкина. – М.: Академия, 2003. 6) О положении семей в Российской Федерации / С. В. Дармодехин, О. И. Волжина, Г. В. Сабитова и др.; Под ред. акад. РАО, проф. С. В. Дармодехина . –М.: ГосНИИ семьи и воспитания, 2005. 7) Основы психологии семьи и семейного консультирования: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Под общ. ред. Н. Н. Посысоева. –М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2004. 8) Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации (О положении в стране и основных направлениях внутренней и внешней политики государства). –М., 2006. 9) Семьеведение: словарь-справочник: Учебное пособие // Авторысоставители Прохорова О. Г., Румянцев В. А. –М.: РИО СОТИС, 2006. 10) Семья в России // Научный общественно-политический журнал.* 11) Социология семьи: Учебник / Под ред. проф. А. И. Антонова. – М.: ИНФРА-М, 2005. 5
Стр.5
12) Хрестоматия. Семья: история и современность: Учебное пособие / Сост., коммент. и вступ. ст. Г. И. Климантовой, доктора политических наук, профессора. –М.: Изд-во Российского государственного социального университета, 2005. 13) Шнейдер, Л. Б. Семейная психология: Учебное пособие для вузов / Л. Б. Шнейдер. –М.: Академический Проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2005. В России, как и во всем современном мире, идет интенсивный процесс осмысления нынешнего состояния и тенденций развития института семьи, самой сути этого понятия. Ученые, представляющие различные области человекознания, анализируют те реальные изменения, которые претерпевает семья, пытаются прогнозировать динамику ее функций в ближайшей и отдаленной перспективе. 1994 г., провозглашенный Генеральной Ассамблеей ООН Международным годом семьи, привлек внимание к ее проблемам всей мировой общественности. В монографии «Семья на пороге третьего тысячелетия» (1995) российские и американские ученые сравнили тенденции развития семьи в России и США, определили общее и различное в этом развитии. Анализируя данные многочисленных опросов, исследователи приходят к выводу, что семья и в России, и в США продолжает оставаться для человека жизненно важной ценностью. Этот факт тем более примечателен, что специалисты обеих стран фиксировали его на фоне глубоких и драматических перемен, происходящих в сфере брачно-семейных отношений на рубеже третьего тысячелетия. 2008 г. объявлен Годом семьи в России. Семья является сложнейшей подсистемой общества, поэтому исследование ее проблем требует интеграции знаний и методов многих научных отраслей на основе междисциплинарного подхода и системного анализа. Семья выступает объектом изучения социологии, психологии, демографии, истории, этнографии, правоведения, философии, экономики, социальной педагогики и других наук. Издревле все попытки осмысления общественной жизни людей так или иначе, но неминуемо были связаны с пониманием семейно-ролевой организации. Интерес к происхождению человечества и к человеческой истории всегда сопровождался интересом к семье, браку, родству как специфическим формам существования, сохранения и возобновления жизни поколений. Философию семья интересует как важнейшая сфера самореализации человека. Испокон веков для человека семейная жизнь, воспитание детей 6
Стр.6
в большей или меньшей мере сопряжены с такими вечными философскими проблемами, как, например, ценностное отношение к миру; поиски смысла жизни, любви, красоты, истины; соотношение добра и зла и др. Группа людей, связанных семейно-родственными отношениями, образует ту часть социальной реальности, которую изучает социология семьи, фокусируя внимание на совместной жизнедеятельности членов семьи, т.е. на семейном образе жизни. Подчеркивая групповое качество семейной жизнедеятельности, социология семьи не остается безразличной к индивиду, но рассматривает его как члена семьи, как составную часть такого целого, которое не редуцируется к отдельной личности. Этнография и антропология рассматривает семью в единстве супружества-родительства-родства сквозь призму этнических особенностей семейного уклада жизни, семейных ритуалов, обрядов, обычаев. Этнография описывает и анализирует своеобразие семейного быта в прошлом, прослеживает трансляцию, передачу семейных норм бытия, исследует образ жизни и культуру народов, многообразие форм образа жизни, в том числе историко-этническое многообразие становления самой семьи, согласования семейных ролей взрослых и детей, стереотипов семейного поведения мужей и жен, родителей и детей и т.п. Экономика семьи и домохозяйства ориентирована на выяснение совместной деятельности членов семьи в системе производства, особенностей семейного бизнеса, семейных и профессиональных ролей внутри семьи и вне ее. Соединение семьи и работы в рамках совместной деятельности родителей и детей позволяет рассматривать семью как экономическую единицу. Важный момент – бюджет доходов и расходов семьи, стратегии рационального использования средств. Семейное право изучает процессы узаконения, легитимизации, становления и распада семьи, функционирования семьи как самостоятельной субстанции, вступающей в сложные взаимодействия с другими социальными институтами и государством. Вопросы семейной собственности при заключении браков и разводах и во всех случаях, когда затрагиваются интересы семьи в целом или ее отдельных членов, также являются частью предмета семейного права. Социальная психология семьи исследует закономерности межличностных отношений в семье, внутрисемейные отношения с точки зрения их устойчивости и стабильности. Задачей социальной психологии является также изучение воздействия структуры семьи на внутрисемейные процессы, на семейное поведение личности. Психология изучает семью как малую группу, закономерности становления, функционирования и распада семьи как групповой целостности. Социально-психологические 7
Стр.7

Облако ключевых слов *


* - вычисляется автоматически
.
.