……………………………………………………………
В монографии излагаются теоретико-концептуальные основы системы формирования компетентности в области использования средств информационных и коммуникационных технологий у будущих учителей
начальных классов. <...> ПОДГОТОВКА УЧИТЕЛЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ В СФЕРЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ И КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В УСЛОВИЯХ РЕФОРМИРОВАНИЯ СИСТЕМЫ
НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ……………………………………
9 <...> ОБОСНОВАНИЕ И СУЩНОСТЬ КОНЦЕПЦИИ ФОРМИРОВАНИЯ ИКТ-КОМПЕТЕНТНОСТИ У БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ
НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ В ПРОЦЕССЕ ПОЛУЧЕНИЯ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВНИЯ ………………………………………………
80 <...> 135
3
ВВЕДЕНИЕ
Процесс информатизации отечественной системы образования
насчитывает более 25 лет, и за это время произошли существенные
сдвиги в оснащении школ компьютерной и мультимедийной техникой, достигнуты значительные успехи в разработке программного
обеспечения учебного процесса начальной школы, накоплен опыт
преподавания пропедевтического курса информатики, ведется планомерная работа по информационно-коммуникационной подготовке
учителей начальных классов. <...> Искренне веря в большие образовательные возможности информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) и сознавая востребованность их применения на практике, многие учителя начальных классов с тревогой
отмечают свою профессиональную некомпетентность в вопросах их
применения. <...> Информатизация начального образования –
это сложный динамичный процесс, задачами которого на данный
момент являются: повышение эффективности процесса обучения
младших школьников на основе использования электронных образовательных ресурсов (ЭОР) при соблюдении возрастных и психологопедагогических особенностей детей данного возраста; формирование
у учащихся начальных классов компьютерной грамотности как необходимого компонента осуществления учебно-познавательного и воспитательного процесса школьного образования; использование ИКТ
в <...>
Теоретико-методологические_основы_подготовки_учителя_начальных_классов_в_области_современных_информационных_и_коммуникационных_технологий.pdf
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ШУЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»
ЗАЙЦЕВА С.А.
ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ
ПОДГОТОВКИ УЧИТЕЛЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ
В ОБЛАСТИ СОВРЕМЕННЫХ ИНФОРМАЦИОННЫХ
И КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
Монография
ШУЯ 2011
Стр.1
ББК 74.586.32
УДК 378.14
З 12
Печатается по решению редакционноиздательского
совета
ГОУ ВПО «Шуйский государственный педагогический
университет»
Рецензенты:
Бобков С.П., доктор технических наук, профессор, заведующий
кафедрой информатики Ивановского государственного химикотехнологического
университета;
Остапенко А. А., доктор педагогических наук, Заслуженный
учитель Кубани, профессор кафедры социальной работы, психологии
и педагогики высшего образования Кубанского государственного
университета.
Зайцева С.А.
З 12
Теоретико-методологические основы подготовки учителя
начальных классов в области современных информационных
и коммуникационных технологий. – Шуя: Изд-во
ГОУ ВПО «ШГПУ», 2011. – 166 с.
……………………………………………………………
В монографии излагаются теоретико-концептуальные основы системы
формирования компетентности в области использования средств информационных
и коммуникационных технологий у будущих учителей
начальных классов.
Автор излагает научные подходы к решению важной проблемы подготовки
учительских кадров в соответствие с переходом начальной школы
на стандарты нового поколения. Книга может быть полезна преподавателям
вузов, ученым, аспирантам. Вместе с тем, изложенные идеи безусловно заинтересуют
студентов – будущих учителей начальной школы.
© Зайцева С.А.
© ГОУ ВПО «ШГПУ», 2011
2
Стр.2
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………..
1. ПОДГОТОВКА УЧИТЕЛЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ В СФЕ4
РЕ
ИНФОРМАЦИОННЫХ И КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
В УСЛОВИЯХ РЕФОРМИРОВАНИЯ СИСТЕМЫ
НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ…………………………………… 9
2. РАЗВИТИЕ ПРОЦЕССА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ
УЧИТЕЛЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ В ОБЛАСТИ ИНФОРМАЦИОННЫХ
И КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
В СИСТЕМЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ………………… 23
3. МОДЕРНИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ ВЫСШЕГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО
ОБРАЗОВАНИЯ НА ОСНОВЕ КОМПЕТЕНТНОСТНОЙ
МОДЕЛИ ОБУЧЕНИЯ………………………………………………. 41
4. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ПРОБЛЕМЕ
ФОРМИРОВАНИЯ КОМПЕТЕНТНОСТИ СОВРЕМЕННОГО
УЧИТЕЛЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ В ОБЛАСТИ ИНФОРМАЦИОННЫХ
И КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ…………………………………………………………………….
54
5. СПЕЦИФИКА И СОДЕРЖАНИЕ ИКТ-КОМПЕТЕНТНОСТИ
УЧИТЕЛЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ……………………………
65
6. ОБОСНОВАНИЕ И СУЩНОСТЬ КОНЦЕПЦИИ ФОРМИРОВАНИЯ
ИКТ-КОМПЕТЕНТНОСТИ У БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ
НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ В ПРОЦЕССЕ ПОЛУЧЕНИЯ ВЫСШЕГО
ОБРАЗОВНИЯ ……………………………………………… 80
7. СОДЕРЖАНИЕ КОНЦЕПЦИИ ФОРМИРОВАНИЯ ИКТКОМПЕТЕНТНОСТИ
У БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ НАЧАЛЬНЫХ
КЛАССОВ……………………………………………………………..
95
8. МОДЕЛЬ СИСТЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ИКТ-КОМПЕТЕНТНОСТИ
БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ……………………………………………………………..………
106
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ……………………………………………………… 122
ЛИТЕРАТУРА ………………………………………………………. 124
ПРИЛОЖЕНИЯ ……………………………………………………..
135
3
Стр.3