Л.С. Астафьева, Л.М. Астафьев
ПЕДАГОГИКА
УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ
для студентов-иностранцев
Москва
Российский университет дружбы народов
2010
ББК 74.00
А 91
Утверждено
РИС Ученого совета
Российского университета
дружбы народов
Рецензент –
доктор педагогических наук, профессор А.В. Гагарин
Астафьева Л. С., Астафьев Л. М. <...> С этой целью иностранным студентам РУДН предлагается углубленный курс педагогики, который расширяет их мировоззрение, повышает культуру мышления и дает право на преподавание. <...> Настоящее учебное пособие поможет иностранным студентам понять сущность профессионально-педагогического знания, закономерности целостного педагогического процесса, особенности детского возраста, способы и приемы взаимодействия участников образовательного процесса в культуре общения, использование педагогической техники информационных и образовательных технологий. <...> Между тем
ситуации, в которых современному специалисту необходимо знать
педагогику, возникают на каждом шагу: это воспитание собственных детей, обучение подчиненных и наконец – самовоспитание. <...> Поэтому в современные программы подготовки на всех специальностях Российского университета дружбы
народов (в дальнейшем - Университет) введены курсы педагогики. <...> Дисциплина педагогика, как правило, изучается студентами
Университета на 1-2-х курсах, когда иностранные студенты еще
недостаточно хорошо владеют русским языком, но им уже предстоит изучение этой сложной дисциплины; все это преподаватель
обязан учитывать в процессе воздействия на обучаемого студента. <...> Особенность деятельности преподавателя состоит в том, что у него нет опыта воспитания конкретного студента – каждый раз приходится начинать заново, ибо иностранные студенты все разные и
каждому нужен свой подход, свое содержание, свои методы воздействия. <...> Следовательно, это
все необходимо учитывать при организации образовательного и
воспитательного процесса, состоящего, как минимум, из четырех <...>
Педагогика.pdf
Л.С. Астафьева, Л.М. Астафьев
ПЕДАГОГИКА
УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ
для студентов-иностранцев
Москва
Российский университет дружбы народов
2010
Стр.1
ББК 74.00
А 91
У т в е р ж д е н о
РИС Ученого совета
Российского университета
дружбы народов
Реце нзе н т –
доктор педагогических наук, профессор А.В. Гагарин
Астафьева Л. С., Астафьев Л. М.
А 91 Педагогика: Учебное пособие для студентов-иностранцев.
– М.: РУДН, 2010. – 121 с.
ISBN 978-5-209-03545-9
Модернизация сферы образования, проводимая в Российской Федерации,
направлена на улучшение подготовки высококвалифицированных
специалистов.
С этой целью иностранным студентам РУДН предлагается углубленный
курс педагогики, который расширяет их мировоззрение, повышает
культуру мышления и дает право на преподавание.
Настоящее учебное пособие поможет иностранным студентам понять
сущность профессионально-педагогического знания, закономерности
целостного педагогического процесса, особенности детского возраста,
способы и приемы взаимодействия участников образовательного процесса
в культуре общения, использование педагогической техники информационных
и образовательных технологий.
Пособие составлено в соответствии с Государственным образовательным
стандартом третьего поколения по данной дисциплине.
Учебное пособие подготовлено на кафедре психологии и педагогики
филологического факультета РУДН.
ISBN 978-5-209-03545-9
ББК 74.00
© Астафьева Л.С., Астафьев Л.М., 2010
© Перевод на английский язык Кожуховой Ю.В.
© Российский университет дружбы народов, Издательство, 2010
2
Стр.2
СОДЕРЖАНИЕ
Введение в педагогику ................................................................................. 5
Раздел I. Общие основы педагогики.......................................................... 9
Тема 1. Педагогика как общественная наука, особая отрасль
знания и предмет исследования..................................................................... 9
Тема 2. Основные этапы развития педагогики........................................... 14
Тема 3. Социальная функция педагогики................................................... 24
Тема 4. Ребенок как объект и субъект образовательного процесса.......... 29
Тема 5. Теоретические основы педагогического взаимодействия ........... 34
Тема 6. Общие основы организации целостного учебновоспитательного
процесса. Управление воспитательными
и образовательными системами................................................................... 39
Раздел II. Теория и технологии обучения (дидактика) ........................ 44
Тема 7. Теоретические основы обучения. Цели обучения ........................ 44
Тема 8. Дидактические концепции и принципы обучения........................ 50
Тема 9. Виды, типы и формы обучения ...................................................... 55
Тема 10. Содержание образования и педагогические
основы его совершенствования ................................................................... 61
Тема 11. Методы, организационные формы и средства обучения ........... 67
Тема 12. Педагогические технологии учебного процесса......................... 74
Раздел III. Теория и технологии воспитания......................................... 79
Тема 13. Основные проблемы теории воспитания..................................... 79
Тема 14. Коллектив и личность в воспитательном процессе.................... 86
Тема 15. Основы теории и технологии семейного воспитания ................ 91
3
Стр.3
Раздел IV. Теория и методика педагогического мастерства............... 97
Тема 16. Виды и функции педагогической деятельности ......................... 97
Тема 17. Мастерство Учителя.................................................................... 101
Тема 18. Современная система образования и тенденции
ее развития в различных странах............................................................... 106
Семинарские занятия............................................................................... 112
Темы творческих работ ........................................................................... 113
Отдельные вопросы аттестации ............................................................ 117
4
Стр.4