Ю. И. Бродский, А. Н. Мягков
ДЕЛОВАЯ ИГРА «ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ТРЕХ
СТРАН» В УЧЕБНОМ КУРСЕ
МАТЕМАТИЧЕСКОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ
Статья посвящена проблемам возрождения в современном учебном курсе математического моделирования имитационной игры, в
которую играли в отделе H. <...> Моисеева Вычислительного центра АН СССР в конце 1960-х 7 начале 1970-х годов такие видные
специалисты в области прикладной математики, как H. <...> E-mail: yury_br0dsky@mail.ru
Ключевые слова: имитационное моделирование, сложные системы, имитационные игры, системы поддержки принятия решений. <...> Игра создана как реакция ряда сотрудников ВЦ во главе с <...> Н.Н. Моисеевым на зачастую непреодолимые трудности, постоянно
возникавшие при попытках внедрения математических методов B
управление народным хозяйством СССР. <...> В результате возникло желание создать свой, свободный от бюрократов, виртуальный мир, с одной стороны, достаточно
сложный, чтобы B нем оставались черты реальных управленческих
проблем, а с другой 7 достаточно простой, чтобы его можно было
реализовать существовавшими B то время средствами, между прочим, весьма скромными по нынешним меркам. <...> Результаты игры, описанные B работах [4] (наиболее подробно), [1] и [2], оказались парадоксальными: ведущие специалисты B области теории игр, исследования операций и математической теории
управления довольно быстро довели свой виртуальный мир до ядерной войны и глубокого кризиса. <...> При этом аналог благосостояния
виртуального народа 7 целевой функционал игры 7 был забыт чуть
ли не B первую очередь. <...> Однако до сих пор открытым остается следующий важный вопрос: а как же быть с главным посылом, с которого началось создание виртуального мира? <...> Что же, дело не B косности
166 1ЗЗЫ1812—3368 Вестник МГТУ им НЭ Баумана Сер «Естественные науки» 2012
бюрократов и не в применении математических методов в управлении? <...> Желание разобраться с этими вопросами оказалось для авторов
одним из побудительных мотивов возрождения упомянутой игры. <...> Еще одним мотивом <...>