Основные направления представленных на конференцию докладов: гуманитаризация
4
Физическое образование в вузах, Т. <...> Санкт-Петербург
Конференция:
• определяет как важнейшие направления исследовательской и научно-методической
работы разработку проблем формирования научного мировоззрения, фундаментальности
и целостности физического образования, проблем личностного развития учащихся при
изучении дисциплин «Физика» и «Концепции современного естествознания»;
•
выражает
обеспокоенность
продолжающимся
ухудшением
качества
естественнонаучного образования в Российской Федерации, что объясняется не только общей
Физическое образование в вузах, Т. <...> Это неизбежно приводит
к снижению общего культурного уровня выпускников общеобразовательных школ, росту
предрассудков, связанных с недостаточной сформированностью научной картины мира;
• считает недопустимой невостребованность физики на общетехнических и
профилирующих кафедрах инженерных и других вузов и осуждает практику сокращения в
учебных планах времени на изучение фундаментального курса физики;
• считает целесообразным разработку государственного стандарта вступительного
экзамена по физике на технические и естественнонаучные специальности вузов;
• считает перспективным дальнейшее развитие многоуровневого физического
практикума, предполагающего дифференцированный подход к обучению студентов при
условии создания лабораторного оборудования, адаптированного к требованиям такого
практикума; отмечает плодотворную работу Научно-технического центра "ВЛАДИС" при
Московском государственном инженерно-физическом институте по разработке
лабораторного оборудования, основанного на технологиях прямого доступа к объекту
изучения, и рекомендует разработанные лабораторные и демонстрационные комплексы для
использования при обучении физики в вузах;
• обращает внимание на необходимость проведения экспертизы издаваемой учебной <...>
Физическое_образование_в_вузах_№4_1999.pdf
Физическое образование в вузах, Т. 5, № 4,1999
Информация о V Международной конференции
"Физика в системе современного образования"
(ФССО-99, г. Санкт-Петербург)
V Международная конференция "Физика в системе современного образования"
проводилась под эгидой Организации Объединенных Наций по вопросам образования, науки
и культуры на базе Российского государственного педагогического университета
им. А.И. Герцена 21-24 июня 1999 г. Организаторами конференции были Министерство
общего и профессионального образования Российской Федерации, Российская академия
образования, Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова, Российский
государственный педагогический университет им. А.И. Герцена, Московское физическое
общество.
В Программный комитет конференции вошли представители Австрии, Нидерландов,
России, США, Японии, Мексики.
В работе конференции принимали участие преподаватели вузов, средних специальных
учебных заведений, научные сотрудники исследовательских институтов и лабораторий,
учителя общеобразовательных школ (всего 230 чел) из 40 городов России и СНГ, а также 11
иностранных гостей.
Работали секции:
• Общие проблемы физического образования.
• Физика как основа профессиональной деятельности.
• Физика в системе инженерного образования.
• Физика для естественнонаучных специальностей.
• Подготовка педагогических кадров по физике.
• Физика в системе общего среднего образования.
• Концепции современного естествознания для гуманитарных специальностей.
• Учебный физический эксперимент.
• Использование новых информационных технологий преподавания физики.
На конференции проводилась выставка современного лабораторного оборудования,
программных продуктов, физической учебной и учебно-методической литературы. Была
проведена дискуссия на тему «How to learn to speak mathematics» и мастерская «Learning
Physics through investigations by computers».
Конференция продолжила традиции предшествующих конференций "Физика в системе
современного образования" 1991 г. в п. Репино, 1993 г. в г. Сочи, 1995 г. в г. Петрозаводске,
1997 г. в г. Волгограде, целью которых был обмен опытом и координация научных и научнометодических
исследований в области преподавания физики и естествознания на всех уровнях
от средней школы до университетов включительно.
Основные направления представленных на конференцию докладов: гуманитаризация
3
Стр.1
4
Физическое образование в вузах, Т. 5, № 4,1999
физического образования, разработка методологических основ формирования
естественнонаучной картины мира, роль физики как основы научного мировоззрения, физика
в системе личностно ориентированного образования, дидактические условия использования
информационных технологий обучения физике, физика в системе многоуровневого
образования, математическое обеспечение физического образования, организация изучения
курса "Концепции современного естествознания". Тематика докладов охватывала широкий
круг вопросов, касающихся сущности подготовки учителей, инженеров, рассматривались
проблемы физического образования в региональных вузах, формы и методы организации
самостоятельной работы студентов, роль и место физического эксперимента. В докладах
рассматривались как стратегические вопросы теории и методики обучения, так и вопросы
частных методик, современных информационных технологий обучения. Была развернута
дискуссия о перспективах и путях развития фундаментального образования в средней и
высшей школе. В выступлениях участников отмечалось снижение качества подготовки
выпускников средней школы, несоответствие содержания учебных программ и числа часов
учебного плана, отводимых на их изучение, отмечалась тенденция вытеснения физики из
учебных планов вузов и замена систематического фундаментального курса фрагментами,
вкрапленными в материал других дисциплин. В выступлениях звучала неудовлетворенность
принятыми стандартами образования, их недостаточной научной проработкой. Стандарты
не фиксируют числа часов в учебном плане, отводимых на изучение физики, что приводит к
необоснованному ее сокращению. Кафедры физики многих вузов отстранены от аттестации
выпускников.
Лучшие доклады, представленные на конференции ФССО-99, публикуются в данном
номере журнала.
Ответственный редактор номера профессор А. Д. Суханов
Решение V Международной конференции "Физика в
системе современного образования" 21-24 июня 1999 г.
г. Санкт-Петербург
Конференция:
• определяет как важнейшие направления исследовательской и научно-методической
работы разработку проблем формирования научного мировоззрения, фундаментальности
и целостности физического образования, проблем личностного развития учащихся при
изучении дисциплин «Физика» и «Концепции современного естествознания»;
• выражает обеспокоенность продолжающимся ухудшением качества
естественнонаучного образования в Российской Федерации, что объясняется не только общей
Стр.2