В.И. Трухина, В.А. Васенина, А.Н. Сандалова и Н.А. Сухаревой об учебно-образовательной
сети Московского университета. <...> В том же разделе помещена статья Т.Н. Гнитецкой, посвященная
разработке основ теории внутрипредметных связей. <...> В статье В.И. Николаева поднимается
один из редко обсуждаемых вопросов - о роли мнемонических правил в преподавании и
изучении общего курса физики. <...> Грязнова, имеющая дискуссионный характер,
посвящена проблемным вопросам фундаментализации общего курса физики. <...> В этих статьях обсуждаются возможности лабораторных экспериментов по
определению контактной разности потенциалов (B.C. <...> Антипенко, В.И. Козлов и И.С. Терешина),
ядерному магнитному резонансу (А.С. Ажеганов, Д.А. Горинов и И.В. Изместьев) и
ларморовой прецессии протонов (В.И. Козлов и И.С. Терешина), опыты с солитонами в
нелинейной цепи передачи (В.Ф. Марченко и И.Т. Трофименко), лабораторные работы по
интерференции волн с круговой поляризацией (Н.Я. Молотков, В.В. Шальнев, Н.В. Хвостова
и В.Б. Дивак) и немаксвелловским функциям распределения (П.С. Булкин и ГА. <...> Публикуется текст Положения об
Ассоциации, принятый на организационном собрании заведующих кафедрами физики
технических вузов Москвы 24 февраля 1999 г.
Ответственный редактор <...> 5, № 2, 1999
Концептуальные и методические вопросы преподавания
общего курса физики в вузе, техникуме, колледже
Учебно-образовательная сеть Московского университета <...> М.В. Ломоносова
119899, Москва, Россия
sandalov@ phys.msu.su suhareva@ phys.msu.su
Излагаются основы построения учебно-образовательной сети Московского государственного
университета, разрабатываемой на базе учебно-образовательной подсети информационно вычислительной сети (ИВС) физического факультета МГУ. <...> Обсуждается
структура базовых аппаратных, программных модулей и серверных кластеров,
удовлетворяющая требованиям академических информационных систем. <...> В настоящее время в области современных информационных технологий
сформировались три уровня скоростей <...>
Физическое_образование_в_вузах_№2_1999.pdf
Физическое образование в вузах, Т. 5, № 2, 1999
Введение
Уважаемые читатели!
В данном номере журнала публикуются статьи по основным его разделам.
Первый раздел и номер журнала в целом открывается статьей В.А. Садовничего,
В.И. Трухина, В.А. Васенина, А.Н. Сандалова и Н.А. Сухаревой об учебно-образовательной
сети Московского университета. В статье излагаются основы построения этой сети, описаны
топология, архитектура и эволюция развития высокоскоростной информационновычислительной
сети, которая создана для активного применения в области образования и
научных исследований. В том же разделе помещена статья Т.Н. Гнитецкой, посвященная
разработке основ теории внутрипредметных связей. В статье В.И. Николаева поднимается
один из редко обсуждаемых вопросов - о роли мнемонических правил в преподавании и
изучении общего курса физики. Статья А.Ю. Грязнова, имеющая дискуссионный характер,
посвящена проблемным вопросам фундаментализации общего курса физики.
Г.М. Щевелева и Н.Н. Безрядин в своей статье (второй раздел журнала) обсуждают
вопросы входного тестирования по физике студентов-первокурсников как одной из форм
реализации преемственной взаимосвязи средней и высшей школы в системе непрерывного
образования. Статья А.А. Шарца посвящена предлагаемой автором новой методике
изложения понятия «энтропия» в курсе термодинамики для технических университетов.
Авторы последней статьи раздела, С.А. Казанцев, А.Х. Абдрахманова и Ф.М. Самигуллин,
предлагают вниманию читателя работу проектного характера, в которой студентам создаются
условия, близкие к условиям их будущей профессиональной деятельности.
Проблемам современного лабораторного практикума по физике посвящены статьи
третьего раздела. В этих статьях обсуждаются возможности лабораторных экспериментов по
определению контактной разности потенциалов (B.C. Антипенко, В.И. Козлов и И.С. Терешина),
ядерному магнитному резонансу (А.С. Ажеганов, Д.А. Горинов и И.В. Изместьев) и
ларморовой прецессии протонов (В.И. Козлов и И.С. Терешина), опыты с солитонами в
нелинейной цепи передачи (В.Ф. Марченко и И.Т. Трофименко), лабораторные работы по
интерференции волн с круговой поляризацией (Н.Я. Молотков, В.В. Шальнев, Н.В. Хвостова
и В.Б. Дивак) и немаксвелловским функциям распределения (П.С. Булкин и ГА. Миронова).
Статьи четвертого и пятого разделов посвящены роли компьютеров в учебном
процессе - в современном демонстрационном эксперименте (А.И. Скворцов и А.И.Фишман),
лабораторном эксперименте (Т.В. Котырло, И.В. Белицын и А.А. Вихарев), компьютерном
моделировании физических явлений (Н.Н. Безрядин, Г.М. Щевелева, Ю.В. Сыноров и
Т.В. Прокопова).
Две последние статьи номера посвящены вопросам связи общего курса физики с
другими дисциплинами (восьмой раздел журнала) - с программой по физике для лечебных
специальностей медицинских вузов (В.К. Кумыков) и для студентов астрономических отделений
3
Стр.1
4
В.И. Николаев
(К.В. Бычков и И.М. Сараева).
Номер журнала завершается информацией о создании Ассоциации преподавателей
и работников кафедр физики технических вузов Москвы. Публикуется текст Положения об
Ассоциации, принятый на организационном собрании заведующих кафедрами физики
технических вузов Москвы 24 февраля 1999 г.
Ответственный редактор
В.И. Николаев
Стр.2