Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634620)
Контекстум
.
Физическое образование в вузах

Физическое образование в вузах №3 1996

0   0
Страниц148
ID178815
АннотацияДанный журнал является единственным, охватывающим все актуальные вопросы преподавания физики в вузе, и, как мы надеемся, он станет главным средством общения кафедр физики вузов стран СНГ. Главный редактор журнала − академик Российской академии наук, профессор МИФИ, научный руководитель Высшей школы им. Н.Г. Басова НИЯУ МИФИ О.Н. Крохин. Основные разделы журнала 1. Концептуальные и методические вопросы преподавания общего курса физики в вузе, техникуме, колледже. 2. Вопросы преподавания курса общей физики в технических университетах. 3. Современный лабораторный практикум по физике. 4. Демонстрационный лекционный эксперимент. 5. Информационные технологии в физическом образовании. 6. Вопросы преподавания общего курса физики в педвузах и специальных средних учебных заведениях. 7. Текущая практика маломасштабного физического эксперимента. 8. Связь общего курса физики с другими дисциплинами. 9. Интеграция Высшей школы и Российской Академии наук.
Физическое образование в вузах .— Москва : Издательский дом МФО .— 1996 .— №3 .— 148 с. : ил. — URL: https://rucont.ru/efd/178815 (дата обращения: 19.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Общие проблемы физического образования ФИЗИЧЕСКОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ И ИЕРАРХИЯ ВРЕМЕННЫХ МАСШТАБОВ Кондратьев А.С. <...> Физическая модель изучаемого явления, независимо от его конкретной природы, должна основываться на фундаментальных положениях физики, а возможно, и биологии, геологии и других областей естественнонаучного знания. <...> Возможность определения Х( t) по заданным начальным значениям Х(0) означает, что существует так называемое управляющее уравнение, которое оказывается существенно проще, чем уравнение Лиувилля (или Неймана в случае квантовых систем). <...> В рамках статистической физики промежуток т характеризует так называемое время корреляции, по истечении которого наступает кинетическая стадия, на которой эволюция системы со временем описывается классическими или квантовыми кинетическими уравнениями. <...> Легко видеть, что подобная идеология, основанная на иерархии временных масштабов, реализуется и при разработке физических и математических моделей любых сложных явлений или систем, причем не обязательно физической природы. <...> Осознанное использование иерархии временных масштабов при разработке моделей сложных процессов и систем, позволяющее последовательно проводить оценку условий справедливости модели, ставит на повестку дня вопрос о более широком использовании этой иерархии при рассмотрении различных вопросов общего курса физики, а не только при обосновании фундаментальных положений теории неравновесных систем. <...> Фактически иерархия временных масштабов неявно присутствует во всех случаях, когда вместо динамического подхода используются законы сохранения. <...> Научный подход к структурированию физики может быть найден в современных философских идеях о типах научной рациональности и фундаментальных парадигмах естествознания. <...> Для первого или классического типа характерно представление о независимости физической системы от внешних условий, в которых она находится, включая условия <...>
Физическое_образование_в_вузах_№3_1996.pdf
I. Общие проблемы физического образования ФИЗИЧЕСКОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ И ИЕРАРХИЯ ВРЕМЕННЫХ МАСШТАБОВ Кондратьев А.С. Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена (г. Санкт-Петербург) Одним из основных направлений развития научного мышления учащихся является выработка искусства моделирования реальных процессов природы на основе фундаментальных физических представлений об окружающем мире. Использование персонального компьютера позволяет решительным образом сместить акцент деятельности обучаемых с проведения математических выкладок и вычислений в сторону подробного анализа сути изучаемого явления, построения его физической модели и выбора адекватной математической модели. При этом решение любой нетривиальной задачи превращается в проведение вычислительного эксперимента. В организации и проведении вычислительного эксперимента четко просматриваются определенные этапы. На первом этапе для исследуемого объекта или явления строится модель: сначала физическая, фиксирующая разделение всех определяющих рассматриваемое явление параметров на главные, которые учитываются, и второстепенные, которые на данном этапе исследования отбрасываются. Одновременно формулируются допущения или рамки применимости модели, в которых будут справедливы полученные на ее основе результаты. Затем создается математическая модель — физическая модель записывается в математических терминах; как правило, при исследовании нелинейных явлений математическая модель формулируется в виде систем дифференциальных или интегродифференциальных уравнений вместе с определенными начальными и граничными условиями. Создание математической модели, вообще говоря, должно завершаться исследованием корректности постановки математической задачи, существования и единственности решения и т.д. Второй этап вычислительного эксперимента связан с выбором или разработкой метода расчета сформулированной математической задачи. Ниже мы остановимся подробнее на первой стадии вычислительного эксперимента — создании физической и математической моделей изучаемого явления. Физическая модель изучаемого явления, независимо от его конкретной природы, должна основываться на фундаментальных положениях физики, а возможно, и биологии, геологии и других областей естественнонаучного знания. При этом развитие физического моделирования показало, что по мере выработки все более реальных представлений о сложных нелинейных системах у их моделей появляется все большая автономность: независи
Стр.1
6 мость от деталей начальных условий, от краевых условий и т.д.[1]. Попробуем выяснить, чем обусловлена общность в поведении сложных систем, заключающаяся в том, что заведомо упрощенные физические и математические модели часто дают ту же качественную картину, что и гораздо более полные и сложные модели. Ответы на эти вопросы могут быть найдены на пути последовательного анализа идеи Н.Н. Боголюбова об иерархии временных масштабов, идеи, которая определила генеральное направление развития современной статистической физики неравновесных явлений [2]. Эта идея послужила отправным пунктом обоснования возможности перехода к так называемому сокращенному описанию физических систем многих частиц. Суть ее становится очевидной из следующего. Пусть в системе, характеризующейся очень большим (но конечным!) числом степеней меньший, чем полный набор динамичесвободы имеется набор переменных ских переменных, обладающий тем свойством, что задание Х(0) при t =0 определяет значения Х( t) при t > 0 . Например, в электрической цепи достаточно задать распределение зарядов и токов в начальный момент времени, чтобы предсказать их дальнейшее поведение, не прибегая к микроскопической картине поведения отдельных заряженных частиц. Возможность определения Х( t) по заданным начальным значениям Х(0) означает, что существует так называемое управляющее уравнение, которое оказывается существенно проще, чем уравнение Лиувилля (или Неймана в случае квантовых систем). Управляющее уравнение, замкнутое на уровне набора переменных X, реализует сокращенное описание рассматриваемой системы. Возможность получения управляющего уравнения на элементарном уровне обосновывается следующим образом. В системе многих частиц, описываемой полным набором динамических переменных, можно выделить относительно небольшое число медленно меняющихся величин X (квазиинтегралов движения), характерное время изменения которых оказывается существенно больше времени изменения других (быстрых) величин. Величины X берутся за новые переменные, в результате чего уравнения динамики рассматриваемой системы записываются таким образом: (1) где величина меняется быстро. Например, характерное время изменения величины Y может быть существенно меньше времени проводимого в системе измерения. Медленность изменения величин X позволяет решать систему уравнений для Y, считая X фиксированными параметрами. В результате находим (2) Подставляя эти значения Y в уравнения для величин X, получаем
Стр.2

Облако ключевых слов *


* - вычисляется автоматически
.
.