В.Д. Шадриков
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ
СПОСОБНОСТИ
Ш
Москва ° Университетская Книга ° 2010
УДК 159.9
ББК
88.4
Ш16
Книга пидгптивлена на лишне исследиваний, выпилненньдх
при финапшвий ппддержке Научмагп фонда Г Y-BIII3
в рамках паучпп-исследивательсклги прпекта N2 09-01-0044
«IIcuxu/men): прпфессианальных пшспбнпстей»
Рецензенты
ЮЛ Поваренков, доктор психологических наук, профессо16
ISBN
ГА. <...> ISBN 978-5-98699-134-4
Рассмотрены идеологические, методологические и теоретические
проблемы изучения общих и профессиональных способностей. <...> Приведены приеры профессиотр афическото ошитсашитя деятельности, на этой основе
раскрыты отношения способностей и компетентности субъекта деяельности, возможности разработки профессионального стандарта. <...> Может использоваться при подтотовке кадров по психолого—педагоическши направлеъшям (специальности/т) вузов, а также при повыении квадшфтиткашш практическихработъшков, занимающихся про 1)ecc1»IoHaJI:LH:m1v[ обучением, профотбором и профориентацией.
удк 159.9
ввк 88.4
978-5-98699-134-4 © Шадриков В.Д., 2010
© Университетская книга, 2010
О ГЛАВЛЕНИЕ
Введение Глава 1. <...> Идеологические и методологические
проблемы изучения профессиональных
способностей . <...> 45
Теоретические взгляды на способности в работах
отечественных психологов . <...> 132
Категория деятельности и ее применение
к проблеме профессиональных способностей 134
Профессиональные способности
. 144
в системе детерминанг успешности деягельности. <...> Психологический анализ деятельности — основа
выявления профессиональных способностей 6 Оглавление
Глава 4. <...> Профессиональньнйт стандарт И способности 196
Способности, Компетентность И компетенции 196
Модель профессионального стандарта с позиций
функциональной системы деятельности
(на примере педагогической деятельности) . <...> 226
Европейская структура квалификаций
для образования в течение ЖИЗНИ .... <...> Однако в зависимости от идеологиеских и политических установок, методологических
и теоретических взглядов и подходов понятие «способости <...>
Профессиональные_способности_.pdf
В.Д. Шадриков
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ
СПОСОБНОСТИ
Москва Университетская книга 2010
Стр.2
УДК 159.9
ББК 88.4
Ø16
Книга подготовлена на основе исследований, выполненных
при финансовой поддержке Научного фонда ГУ-ВШЭ
в рамках научно-исследовательского проекта ¹ 09-01-0044
«Психология профессиональных способностей»
Рецензенты
Ю.П. Поваренков, доктор психологических наук, профессор
Г.А. Суворова, доктор психологических наук, профессор
Шадриков В.Д.
Ш16 Профессиональные способности / В.Д. Шадриков. – М.:
Университетская êíèãà, 2010. – 320 ñ.
ISBN 978-5-98699-134-4
Рассмотрены идеологические, методологические и теоретические
проблемы изучения общих и профессиональных способностей. Сформулированы
принципы изучения способностей, особенности профессионального
тестирования и интерпретации полученных результатов.
Раскрыто содержание понятия «профессиональные способности».
Освещена связь профессиональных способностей с общими способностями.
Рассмотрены место и значение способностей в системе деятельности
как ведущей детерминанты успешности. Приведены примеры
профессиографического описания деятельности, на этой основе
раскрыты отношения способностей и компетентности субъекта деятельности,
возможности разработки профессионального стандарта.
Показано развитие общих и профессиональных способностей в учебной
и трудовой деятельности.
Для ученых и специалистов в области психологии и педагогики.
Может использоваться при подготовке кадров по психолого-педагогическим
направлениям (специальностям) вузов, а также при повышении
квалификации практических работников, занимающихся профессиональным
обучением, профотбором и профориентацией.
УДК 159.9
ББК 88.4
ISBN 978-5-98699-134-4
© Шадриков Â.Ä., 2010
© Университетская êíèãà, 2010
Стр.3
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение ....................................................................................... 7
Глава 1. Идеологические и методологические
проблемы изучения профессиональных
способностей ................................................................ 11
Идеологические проблемы исследования
ñïîñîáíîñòåé........................................................................ 12
Методологические проблемы изучения
ñïîñîáíîñòåé....................................................................... 15
Глава 2. Теоретические проблемы изучения
ñïîñîáíîñòåé....................................................................... 45
Первые представления о способностях человека ......... 45
Теоретические взгляды на способности в работах
отечественных ïñèõîëîãîâ................................................ 49
Теоретические взгляды на способности в работах
зарубежных психологов ................................................... 110
Генетическая обусловленность способностей .............. 118
Раннее проявление способностей .................................. 121
Теория способностей Â.Ä. Шадрикова .......................... 122
Глава 3. Профессиональные способности ....................... 132
Общие понятия деятельности и ïðîôåññèè................. 132
Категория деятельности и ее применение
к проблеме профессиональных ñïîñîáíîñòåé............. 134
Профессиональные способности
в системе детерминант успешности деятельности...... 144
Психологический анализ деятельности – основа
выявления профессиональных способностей ............. 175
Стр.4
6
Олавление
Глава 4. Профессиональный стандарт и способности ... 196
Способности, компетентность и компетенции ........... 196
Модель профессионального стандарта с позиций
функциональной системы деятельности
(íà примере педагогической деятельности) ................ 197
Способности и êîìïåòåíöèè........................................... 226
Европейская структура квалификаций
для образования в течение жизни .................................. 230
Глава 5. Развитие ñïîñîáíîñòåé.......................................... 237
Общая характеристика развития. Определение
понятий ............................................................................... 237
Детерминация ðàçâèòèÿ................................................... 240
Развитие способностей субъекта трудовой
деятельности ...................................................................... 290
Заключение .............................................................................. 298
Предметный указатель ......................................................... 300
Именной указатель ................................................................ 314
Литература ............................................................................... 316
Стр.5