ГОУ ВПО «Кемеровская государственная медицинская академия
Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию»
ПСИХОЛОГИЯ
И ПЕДАГОГИКА
Учебный план и методические указания
для студентов заочного отделения факультета
«Экономика и управление на предприятиях»
Кемерово – 2006
Стр.1
Акименко Г.В., Михайлова Т.М. Психология и педагогика: методические
указания для студентов заочного отделения факультета «Экономика и
управление на предприятиях». - Кемерово, 2006. – 19 с.
© Кемеровская государственная медицинская академия, 2006
2
Стр.2
Введение
Учебная программа по курсу «Психология и педагогика» разработана
в соответствии с Государственным стандартом высшего рофессионального
образования.
Дипломированный специалист – руководитель, управленец, менеджер
работает в сфере человеческих отношений, он всегда имеет дело с отношениями
людей и групп между собой.
В связи с этим знание специалистом основополагающих выводов
психологии крайне необходимо. Не зная психологии, невозможно понять
мотивацию поступка, поведения, как отдельной личности, так и целого
коллектива.
Вместе с тем, профессионал всегда стремится к самореализации своих
личностных творческих потенций. Их актуализация во многом обусловлена
социальными взаимодействиями. Следовательно, не менее важной задачей
специалиста является обучение окружающих его людей уважению к
личности, воспитание в них качеств, способных обеспечить им самим свободу
выбора, как в повседневной жизни, так и в профессии.
Отсюда вытекает значимость овладения будущим специалистом основными
положениями педагогики, которая способна ответить на вопросы:
«как это сделать», «какими формами и методами», «каковы технологии
воздействия на людей и взаимодействия с ними» и т.д. И, конечно, степень
влияния на людей во многом зависит от педагогической культуры человека,
его умения себя вести в группе, взаимодействовать с коллегами, говорить,
наконец. Все это – сфера педагогики...
Психология и педагогика являются не только учебными дисциплинами.
Это обширные области научного знания, имеющие сложную внутреннюю
структуру, включающие множество самостоятельных научных
дисциплин. Но и психология, и педагогика – это и области практической
деятельности в сфере человеческих отношений. Следовательно, изучая
данный курс, усваивая те или иные теоретические положения, необходимо
проверять их на практике, сопоставляя с уже имеющимися в распоряжении
каждого студента отдельными фактами, примерами, тенденциями, жизненным
опытом. Только такой подход способен обеспечить овладение каждым
обучающимся знаниями, навыками и умениями использования психологии
и педагогики в повседневной жизни, в профессиональной деятельности
специалиста.
3
Стр.3
Учебный план курса
«Психология и педагогика»
Всего
часов
90
кредитов 2,5
Аудиторных
13
0,36
Самостоятельная
работа
77
2,14
Лекционные
занятия
8
0,22
Практические
занятия
5
0,14
Контрольные
работы
1
Форма
учета
знаний
зачет
0,3
Содержание
дисциплины «Психология и педагогика»
Психология: предмет, объект и методы психологии. Место психологии
в системе наук. История развития психологического знания и основные
направления в психологии. Индивид, личность, субъект, индивидуальность.
Психика и организм. Психика, поведение и деятельность. Основные
функции психики. Развитие психики в процессе онтогенеза и филогенеза.
Мозг и психика. Структура психики. Соотношение сознания и бессознательного.
Основные психические процессы. Структура сознания. Познавательные
процессы. Ощущение. Восприятие. Представление. Воображение.
Мышление и интеллект. Творчество. Внимание. Мнемические процессы.
Эмоции и чувства. Психическая регуляция поведения и деятельности.
Общение и речь. Психология личности. Межличностные отношения.
Психология малых групп. Межгрупповые отношения и взаимодействия.
Педагогика: объект, предмет, задачи, функции, методы педагогики.
Основные категории педагогики: образование, воспитание, обучение, педагогическая
деятельность, педагогическое взаимодействие, педагогическая
технология, педагогическая задача. Образование как общечеловеческая
ценность. Образование как социокультурный феномен и педагогический
процесс. Образовательная система России. Цели, содержание, структура
непрерывного образования, единство образования и самообразования.
Педагогический процесс. Образовательная, воспитательная и развивающая
функции обучения. Воспитание в педагогическом процессе. Общие формы
организации учебной деятельности. Урок, лекция, семинарские, практические
и лабораторные занятия, диспут, конференция, зачет, экзамен, факультативные
занятия, консультация. Методы, приемы, средства организации
и управления педагогическим процессом. Семья как субъект педагогического
взаимодействия и социокультурная среда воспитания и развития
личности. Управление образовательными системами.
5
Стр.5
Содержание лекций
Тема 1. Объект, предмет, принципы, функции и методы психологии
Объект, предмет, принципы, функции и методы психологии. Отрасли
психологии. Место психологии в системе наук. Психика и организм. Мозг
и психика. Основные функции психики. Психофизиологическая проблема
и пути ее решения. Развитие психики в процессе онтогенеза и филогенеза.
Структура психики. Соотношение сознания и бессознательного. Структура
сознания.
История развития психологического знания. Донаучная психология.
Развитие психологических представлений в Античности и Средневековье.
Становление психологии в Новое время. Зарождение научной психологии.
Основные направления в современной психологии. Функционализм и гештальпсихология.
Бихевиоризм. Психоанализ. Когнитивная психология. Гуманистическая
психология. Трансперсональная психология. Основные направления
отечественной психологии.
Тема 2. Личность в психологии
Индивид, личность, субъект, индивидуальность. Структура личности.
Биологическое и социальное в структуре личности. Самосознание личности.
Самооценка и ее роль в становлении самосознания личности. Психологическая
защита личности. Формирование личности. Движущие силы
развития личности.
Тема 3. Индивидуально-психологические особенности личности
Общая характеристика индивидуально-психологических особенностей
личности.
Темперамент и его типы. Физиологические основы темперамента.
Профессиональная деятельность и темперамент. Темперамент и проблемы
воспитания.
Характер и его черты. Природные и социальные предпосылки характера.
Акцентуации характера. Характер и темперамент. Характер и обстоятельства.
Способности
личности. Качественная и количественная характеристика
способностей. Структура способностей. Одаренность, талант и гений.
Формирование способностей в процессе подготовки профессионала.
Тема 4. Объект, предмет, задачи и функции педагогики
Педагогика: объект, предмет, задачи и функции. Основные категории
педагогики: образование, воспитание, обучение, педагогическая деятельность,
педагогическое взаимодействие, педагогическая технология, педагогическая
задача. Педагогическая наука и педагогическая практика. Система
педагогической науки. Методы педагогических исследований. Общие
закономерности развития личности. Процесс развития и характеристика
факторов формирования личности. Возрастные и индивидуальные особенности
развития. Педагогические аспекты профессиональной деятельности
специалиста.
9
Стр.9
Темы для самостоятельного изучения
Тема 1. Мотивация и направленность личности
Мотивы и потребности. Мотив и мотивация. Структура мотивов,
ориентирующих деятельность личности. Установки личности. Виды потребностей.
Активность и направленность личности. Основные теории мотиваций.
Тема
2. Познавательная сфера личности
Основные психические процессы. Общая характеристика познавательной
сферы личности. Ощущения: физиологические механизмы и общие
закономерности. Восприятия: качества, физиологические механизмы,
классификация. Восприятия пространства, времени и движения. Представление.
Иллюзии. Воображение: его виды, процессы и физиологические основы.
Фантазия и мечта. Внимание: структура, физиологические механизмы,
свойства. Память: виды, процессы. Основные теории памяти: психологическая;
физиологическая, биохимическая. Мышление и интеллект.
Процессы и мотивация мышления. Виды мышления. Творчество. Мышление
и речь. Мнемические процессы. Роль психических познавательных
процессов в развитии личности и профессиональной деятельности.
Тема 3. Эмоционально-волевая сфера личности
Общая характеристика эмоционально-волевой сферы личности. Понятия
о чувствах человека. Физиологические основы чувств. Формы переживания
чувств: эмоции, аффекты, настроения, стрессы. Основные эмоциональные
состояния: интерес, радость, страдание, гнев, отвращение,
презрение, страх, стыд. Внешнее выражение чувств. Чувства и личность.
Виды чувств и их формирование. Воля, волевой акт. Мотивация и структура
волевого поступка. Волевые качества человека и пути их формирования.
Воля, эмоции и чувства в профессиональной деятельности.
Тема 4. Психология малых групп
Понятие о группе. Классификация групп. Коллектив как группа.
Групповое давление: конформизм и нонконформизм. Виды конформизма.
Факторы конформности личности. Причины и значение конформизма.
Нонконформизм и самоопределение. Социально-психологическая дифференциация
в группе. Социометрия и референтометрия. Исходные параметры
социально-психологических отношений. Понятия: лидер и лидерство.
Теории лидерства. Формальный и неформальный лидер. Типология лидерства.
Межличностные отношения. Сплоченность и эмоциональнопсихологический
климат в группе. Межгрупповые отношения и взаимодействия.
Межличностные конфликты: причины возникновения, динамика
развития и способы разрешения.
11
Стр.11
Методические рекомендации
по изучению дисциплины «Психология и педагогика»
Успешному овладению данным курсом будет способствовать выполнение
студентами ряда рекомендаций, подтвержденных практикой учебного
процесса в высшей школе.
Во-первых, необходимо ясно представлять себе, что лекции, в том
числе в связи с небольшим объемом (13 часов) аудиторных занятий, носят
только ориентирующий в материале характер, а не представляют собой
полное содержание изучаемой проблемы.
В связи с этим, изучение материала, представленного в каждой лекции,
должно обязательно сопровождаться изучением основной и дополнительной
литературы. При этом нельзя ограничиваться заучиванием отдельных
страниц из одного учебного пособия, указанного в списке рекомендованной
литературы, а следует ознакомиться с материалом той же темы,
представленным в других учебниках и учебных пособиях.
Во-вторых, изучение материала курса по литературным источникам
предполагает различную глубину его усвоения и разнообразный характер
работы с этими источниками.
Безусловно, необходимым является глубокое усвоение материала,
представленного в учебнике или учебном пособии.
При работе со словарным или справочным материалом (энциклопедии,
словари, справочники) следует ознакомиться с общими подходами к
данной проблеме.
При работе с конспектом лекции важна его полная доработка с пополнением
материала лекции информацией, полученной из литературных
источников.
При работе с разнообразными учебными пособиями по одному и тому
же вопросу будет достаточно усвоения различий в точках зрения отдельных
авторов.
В-третьих, усвоение материалов лекции обязательно должно сопровождаться
продумыванием фактов и примеров из повседневной жизни и
деятельности студента, моделированием их применения к будущей профессиональной
деятельности. Изучение психологии и педагогики требует
постоянной связи с жизнью, с практической деятельностью.
В-четвертых, необходимо иметь в виду, что авторы различных учебников
и учебных пособий по психологии и педагогике по разному освещают
одни и те же проблемы. Это связано и со сложностью изучаемого
объекта (психика человека, закономерности его общения и деятельности и
т.п.), и с различиями в методологических подходах научных школ, и с
личными научными пристрастиями тех или иных ученых. Следует выбирать
из имеющихся точек зрения ту, которая ближе мировоззренческому
восприятию изучающего курс студента.
13
Стр.13
Методические рекомендации к контрольным вопросам
Контрольные вопросы для студентов заочной формы обучения призваны
выявить уровень знаний по данной дисциплине, умение работать с
литературой, способность четко формулировать свои мысли.
Контрольные задания выполняются после изучения основных положений
курса на основе знаний, полученных в учебном процессе, а также на
основе самостоятельного изучения и анализа рекомендованной научной и
учебной литературы.
Поощряется привлечение дополнительной литературы, в том числе –
периодических печатных изданий, если это необходимо для более полного
и всестороннего раскрытия темы. В ходе выполнения контрольного задания
реализуются следующие учебные цели:
1. формируются навыки исследовательской работы с различными источниками;
2.
углубляются знания по изучаемой дисциплине;
3. приобретаются умения лаконичного изложения своих мыслей научным
языком;
4. формируются навыки поиска аргументированных доказательств собственной
позиции по проблемным вопросам изучаемой дисциплины.
Вопросы для подготовки к зачету
по дисциплине «Психология и педагогика»
1. Предмет психологии, ее объект и методы.
2. Философия педагогики.
3. Место психологии в системе наук.
4. Предмет, объект и задачи педагогики.
5. История развития психологического знания.
6. Основные категории педагогики.
7. Индивид, личность, субъект и индивидуальность.
8. Взаимодействие и деятельность в педагогической практике. Педагогическая
технология.
9. Основные функции психики. Поведение и деятельность.
10. Цели и задачи образования.
11. Развитие психики в процессе онтогенеза и филогенеза.
12. Образовательная система в России.
13. Психологическая система личности. Структура психики.
14. Цели, содержание и структура непрерывного образования.
15. Соотношение сознания, подсознания и бессознательного.
16. Единство образования и самообразования.
17. Педагогический процесс. Образовательная, воспитательная и развивающая
функции обучения.
18
Стр.18
Отпечатано редакционно-издательским отделом
ГОУ ВПО КемГМА Росздрава
650029, Кемерово,
ул. Ворошилова, 22а.
Тел./факс. +7(3842)734856;
epd@kemsma.ru
Подписано в печать 29.12.2005.
Гарнитура таймс. Тираж 100 экз.
Формат 21×30½. У.п.л. 1,1.
Отпечатано с готового оригинал-макета
Лицензия ЛР №21244 от 22.09.97
20
Стр.20