Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634928)
Контекстум
Руконтекст антиплагиат система

Психология и педагогика: методические указания для студентов заочного отделения факультета «Экономика и управление на предприятиях» (90,00 руб.)

0   0
Первый авторАкименко
ИздательствоКемГМА
Страниц20
ID177829
АннотацияУчебная программа по курсу «Психология и педагогика» разработана в соответствии с Государственным стандартом высшего рофессионального образования. Дипломированный специалист – руководитель, управленец, менеджер работает в сфере человеческих отношений, он всегда имеет дело с отношениями людей и групп между собой. В связи с этим знание специалистом основополагающих выводов психологии крайне необходимо. Не зная психологии, невозможно понять мотивацию поступка, поведения, как отдельной личности, так и целого коллектива.
Акименко, Г.В. Психология и педагогика: методические указания для студентов заочного отделения факультета «Экономика и управление на предприятиях» / Акименко Г. В., Михайлова Т. М.; Г.В. Акименко .— Кемерово : КемГМА, 2006 .— 20 с. — URL: https://rucont.ru/efd/177829 (дата обращения: 30.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

ГОУ ВПО «Кемеровская государственная медицинская академия Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию» ПСИХОЛОГИЯ И ПЕДАГОГИКА Учебный план и методические указания для студентов заочного отделения факультета «Экономика и управление на предприятиях» Кемерово – 2006 Акименко Г.В., Михайлова Т.М. <...> Психология и педагогика: методические указания для студентов заочного отделения факультета «Экономика и управление на предприятиях». <...> В связи с этим знание специалистом основополагающих выводов психологии крайне необходимо. <...> Не зная психологии, невозможно понять мотивацию поступка, поведения, как отдельной личности, так и целого коллектива. <...> Следовательно, не менее важной задачей специалиста является обучение окружающих его людей уважению к личности, воспитание в них качеств, способных обеспечить им самим свободу выбора, как в повседневной жизни, так и в профессии. <...> Отсюда вытекает значимость овладения будущим специалистом основными положениями педагогики, которая способна ответить на вопросы: «как это сделать», «какими формами и методами», «каковы технологии воздействия на людей и взаимодействия с ними» и т.д. <...> Следовательно, изучая данный курс, усваивая те или иные теоретические положения, необходимо проверять их на практике, сопоставляя с уже имеющимися в распоряжении каждого студента отдельными фактами, примерами, тенденциями, жизненным опытом. <...> Только такой подход способен обеспечить овладение каждым обучающимся знаниями, навыками и умениями использования психологии и педагогики в повседневной жизни, в профессиональной деятельности специалиста. <...> 3 В результате изучения курса «Психология и педагогика» дипломированный специалист должен: знать: - природу психики человека, знать основные психические функции и их физиологические механизмы, соотношение природных и социальных факторов в становлении психики, понимать значение воли и эмоций, потребностей и мотивов <...>
Психология_и_педагогика_методические_указания_для_студентов_заочного_отделения_факультета_«Экономика_и_управление_на_предприятиях».pdf
ГОУ ВПО «Кемеровская государственная медицинская академия Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию» ПСИХОЛОГИЯ И ПЕДАГОГИКА Учебный план и методические указания для студентов заочного отделения факультета «Экономика и управление на предприятиях» Кемерово – 2006
Стр.1
Акименко Г.В., Михайлова Т.М. Психология и педагогика: методические указания для студентов заочного отделения факультета «Экономика и управление на предприятиях». - Кемерово, 2006. – 19 с. © Кемеровская государственная медицинская академия, 2006 2
Стр.2
Введение Учебная программа по курсу «Психология и педагогика» разработана в соответствии с Государственным стандартом высшего рофессионального образования. Дипломированный специалист – руководитель, управленец, менеджер работает в сфере человеческих отношений, он всегда имеет дело с отношениями людей и групп между собой. В связи с этим знание специалистом основополагающих выводов психологии крайне необходимо. Не зная психологии, невозможно понять мотивацию поступка, поведения, как отдельной личности, так и целого коллектива. Вместе с тем, профессионал всегда стремится к самореализации своих личностных творческих потенций. Их актуализация во многом обусловлена социальными взаимодействиями. Следовательно, не менее важной задачей специалиста является обучение окружающих его людей уважению к личности, воспитание в них качеств, способных обеспечить им самим свободу выбора, как в повседневной жизни, так и в профессии. Отсюда вытекает значимость овладения будущим специалистом основными положениями педагогики, которая способна ответить на вопросы: «как это сделать», «какими формами и методами», «каковы технологии воздействия на людей и взаимодействия с ними» и т.д. И, конечно, степень влияния на людей во многом зависит от педагогической культуры человека, его умения себя вести в группе, взаимодействовать с коллегами, говорить, наконец. Все это – сфера педагогики... Психология и педагогика являются не только учебными дисциплинами. Это обширные области научного знания, имеющие сложную внутреннюю структуру, включающие множество самостоятельных научных дисциплин. Но и психология, и педагогика – это и области практической деятельности в сфере человеческих отношений. Следовательно, изучая данный курс, усваивая те или иные теоретические положения, необходимо проверять их на практике, сопоставляя с уже имеющимися в распоряжении каждого студента отдельными фактами, примерами, тенденциями, жизненным опытом. Только такой подход способен обеспечить овладение каждым обучающимся знаниями, навыками и умениями использования психологии и педагогики в повседневной жизни, в профессиональной деятельности специалиста. 3
Стр.3
Учебный план курса «Психология и педагогика» Всего часов 90 кредитов 2,5 Аудиторных 13 0,36 Самостоятельная работа 77 2,14 Лекционные занятия 8 0,22 Практические занятия 5 0,14 Контрольные работы 1 Форма учета знаний зачет 0,3 Содержание дисциплины «Психология и педагогика» Психология: предмет, объект и методы психологии. Место психологии в системе наук. История развития психологического знания и основные направления в психологии. Индивид, личность, субъект, индивидуальность. Психика и организм. Психика, поведение и деятельность. Основные функции психики. Развитие психики в процессе онтогенеза и филогенеза. Мозг и психика. Структура психики. Соотношение сознания и бессознательного. Основные психические процессы. Структура сознания. Познавательные процессы. Ощущение. Восприятие. Представление. Воображение. Мышление и интеллект. Творчество. Внимание. Мнемические процессы. Эмоции и чувства. Психическая регуляция поведения и деятельности. Общение и речь. Психология личности. Межличностные отношения. Психология малых групп. Межгрупповые отношения и взаимодействия. Педагогика: объект, предмет, задачи, функции, методы педагогики. Основные категории педагогики: образование, воспитание, обучение, педагогическая деятельность, педагогическое взаимодействие, педагогическая технология, педагогическая задача. Образование как общечеловеческая ценность. Образование как социокультурный феномен и педагогический процесс. Образовательная система России. Цели, содержание, структура непрерывного образования, единство образования и самообразования. Педагогический процесс. Образовательная, воспитательная и развивающая функции обучения. Воспитание в педагогическом процессе. Общие формы организации учебной деятельности. Урок, лекция, семинарские, практические и лабораторные занятия, диспут, конференция, зачет, экзамен, факультативные занятия, консультация. Методы, приемы, средства организации и управления педагогическим процессом. Семья как субъект педагогического взаимодействия и социокультурная среда воспитания и развития личности. Управление образовательными системами. 5
Стр.5
Содержание лекций Тема 1. Объект, предмет, принципы, функции и методы психологии Объект, предмет, принципы, функции и методы психологии. Отрасли психологии. Место психологии в системе наук. Психика и организм. Мозг и психика. Основные функции психики. Психофизиологическая проблема и пути ее решения. Развитие психики в процессе онтогенеза и филогенеза. Структура психики. Соотношение сознания и бессознательного. Структура сознания. История развития психологического знания. Донаучная психология. Развитие психологических представлений в Античности и Средневековье. Становление психологии в Новое время. Зарождение научной психологии. Основные направления в современной психологии. Функционализм и гештальпсихология. Бихевиоризм. Психоанализ. Когнитивная психология. Гуманистическая психология. Трансперсональная психология. Основные направления отечественной психологии. Тема 2. Личность в психологии Индивид, личность, субъект, индивидуальность. Структура личности. Биологическое и социальное в структуре личности. Самосознание личности. Самооценка и ее роль в становлении самосознания личности. Психологическая защита личности. Формирование личности. Движущие силы развития личности. Тема 3. Индивидуально-психологические особенности личности Общая характеристика индивидуально-психологических особенностей личности. Темперамент и его типы. Физиологические основы темперамента. Профессиональная деятельность и темперамент. Темперамент и проблемы воспитания. Характер и его черты. Природные и социальные предпосылки характера. Акцентуации характера. Характер и темперамент. Характер и обстоятельства. Способности личности. Качественная и количественная характеристика способностей. Структура способностей. Одаренность, талант и гений. Формирование способностей в процессе подготовки профессионала. Тема 4. Объект, предмет, задачи и функции педагогики Педагогика: объект, предмет, задачи и функции. Основные категории педагогики: образование, воспитание, обучение, педагогическая деятельность, педагогическое взаимодействие, педагогическая технология, педагогическая задача. Педагогическая наука и педагогическая практика. Система педагогической науки. Методы педагогических исследований. Общие закономерности развития личности. Процесс развития и характеристика факторов формирования личности. Возрастные и индивидуальные особенности развития. Педагогические аспекты профессиональной деятельности специалиста. 9
Стр.9
Темы для самостоятельного изучения Тема 1. Мотивация и направленность личности Мотивы и потребности. Мотив и мотивация. Структура мотивов, ориентирующих деятельность личности. Установки личности. Виды потребностей. Активность и направленность личности. Основные теории мотиваций. Тема 2. Познавательная сфера личности Основные психические процессы. Общая характеристика познавательной сферы личности. Ощущения: физиологические механизмы и общие закономерности. Восприятия: качества, физиологические механизмы, классификация. Восприятия пространства, времени и движения. Представление. Иллюзии. Воображение: его виды, процессы и физиологические основы. Фантазия и мечта. Внимание: структура, физиологические механизмы, свойства. Память: виды, процессы. Основные теории памяти: психологическая; физиологическая, биохимическая. Мышление и интеллект. Процессы и мотивация мышления. Виды мышления. Творчество. Мышление и речь. Мнемические процессы. Роль психических познавательных процессов в развитии личности и профессиональной деятельности. Тема 3. Эмоционально-волевая сфера личности Общая характеристика эмоционально-волевой сферы личности. Понятия о чувствах человека. Физиологические основы чувств. Формы переживания чувств: эмоции, аффекты, настроения, стрессы. Основные эмоциональные состояния: интерес, радость, страдание, гнев, отвращение, презрение, страх, стыд. Внешнее выражение чувств. Чувства и личность. Виды чувств и их формирование. Воля, волевой акт. Мотивация и структура волевого поступка. Волевые качества человека и пути их формирования. Воля, эмоции и чувства в профессиональной деятельности. Тема 4. Психология малых групп Понятие о группе. Классификация групп. Коллектив как группа. Групповое давление: конформизм и нонконформизм. Виды конформизма. Факторы конформности личности. Причины и значение конформизма. Нонконформизм и самоопределение. Социально-психологическая дифференциация в группе. Социометрия и референтометрия. Исходные параметры социально-психологических отношений. Понятия: лидер и лидерство. Теории лидерства. Формальный и неформальный лидер. Типология лидерства. Межличностные отношения. Сплоченность и эмоциональнопсихологический климат в группе. Межгрупповые отношения и взаимодействия. Межличностные конфликты: причины возникновения, динамика развития и способы разрешения. 11
Стр.11
Методические рекомендации по изучению дисциплины «Психология и педагогика» Успешному овладению данным курсом будет способствовать выполнение студентами ряда рекомендаций, подтвержденных практикой учебного процесса в высшей школе. Во-первых, необходимо ясно представлять себе, что лекции, в том числе в связи с небольшим объемом (13 часов) аудиторных занятий, носят только ориентирующий в материале характер, а не представляют собой полное содержание изучаемой проблемы. В связи с этим, изучение материала, представленного в каждой лекции, должно обязательно сопровождаться изучением основной и дополнительной литературы. При этом нельзя ограничиваться заучиванием отдельных страниц из одного учебного пособия, указанного в списке рекомендованной литературы, а следует ознакомиться с материалом той же темы, представленным в других учебниках и учебных пособиях. Во-вторых, изучение материала курса по литературным источникам предполагает различную глубину его усвоения и разнообразный характер работы с этими источниками. Безусловно, необходимым является глубокое усвоение материала, представленного в учебнике или учебном пособии. При работе со словарным или справочным материалом (энциклопедии, словари, справочники) следует ознакомиться с общими подходами к данной проблеме. При работе с конспектом лекции важна его полная доработка с пополнением материала лекции информацией, полученной из литературных источников. При работе с разнообразными учебными пособиями по одному и тому же вопросу будет достаточно усвоения различий в точках зрения отдельных авторов. В-третьих, усвоение материалов лекции обязательно должно сопровождаться продумыванием фактов и примеров из повседневной жизни и деятельности студента, моделированием их применения к будущей профессиональной деятельности. Изучение психологии и педагогики требует постоянной связи с жизнью, с практической деятельностью. В-четвертых, необходимо иметь в виду, что авторы различных учебников и учебных пособий по психологии и педагогике по разному освещают одни и те же проблемы. Это связано и со сложностью изучаемого объекта (психика человека, закономерности его общения и деятельности и т.п.), и с различиями в методологических подходах научных школ, и с личными научными пристрастиями тех или иных ученых. Следует выбирать из имеющихся точек зрения ту, которая ближе мировоззренческому восприятию изучающего курс студента. 13
Стр.13
Методические рекомендации к контрольным вопросам Контрольные вопросы для студентов заочной формы обучения призваны выявить уровень знаний по данной дисциплине, умение работать с литературой, способность четко формулировать свои мысли. Контрольные задания выполняются после изучения основных положений курса на основе знаний, полученных в учебном процессе, а также на основе самостоятельного изучения и анализа рекомендованной научной и учебной литературы. Поощряется привлечение дополнительной литературы, в том числе – периодических печатных изданий, если это необходимо для более полного и всестороннего раскрытия темы. В ходе выполнения контрольного задания реализуются следующие учебные цели: 1. формируются навыки исследовательской работы с различными источниками; 2. углубляются знания по изучаемой дисциплине; 3. приобретаются умения лаконичного изложения своих мыслей научным языком; 4. формируются навыки поиска аргументированных доказательств собственной позиции по проблемным вопросам изучаемой дисциплины. Вопросы для подготовки к зачету по дисциплине «Психология и педагогика» 1. Предмет психологии, ее объект и методы. 2. Философия педагогики. 3. Место психологии в системе наук. 4. Предмет, объект и задачи педагогики. 5. История развития психологического знания. 6. Основные категории педагогики. 7. Индивид, личность, субъект и индивидуальность. 8. Взаимодействие и деятельность в педагогической практике. Педагогическая технология. 9. Основные функции психики. Поведение и деятельность. 10. Цели и задачи образования. 11. Развитие психики в процессе онтогенеза и филогенеза. 12. Образовательная система в России. 13. Психологическая система личности. Структура психики. 14. Цели, содержание и структура непрерывного образования. 15. Соотношение сознания, подсознания и бессознательного. 16. Единство образования и самообразования. 17. Педагогический процесс. Образовательная, воспитательная и развивающая функции обучения. 18
Стр.18
Отпечатано редакционно-издательским отделом ГОУ ВПО КемГМА Росздрава 650029, Кемерово, ул. Ворошилова, 22а. Тел./факс. +7(3842)734856; epd@kemsma.ru Подписано в печать 29.12.2005. Гарнитура таймс. Тираж 100 экз. Формат 21×30½. У.п.л. 1,1. Отпечатано с готового оригинал-макета Лицензия ЛР №21244 от 22.09.97 20
Стр.20