Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634558)
Контекстум
.

Учебный мультимедиа комплекс по основам физической культуры в вузе (290,00 руб.)

0   0
АвторыБогданов В. М., Пономарев В.С., Соловов А.В., Кислицын Ю.Л.
ИздательствоИздательство СГАУ
Страниц328
ID176198
АннотацияУчебный мультимедиа комплекс по основам физической культуры в вузе. Используемые программы: Adobe Acrobat. Труды сотрудников СГАУ (электрон. версия)
ISBN978-5-7883-0536-3
УДК796
ББКЧ486.7
Учебный мультимедиа комплекс по основам физической культуры в вузе : [учеб. пособие] / В.М. Богданов, Пономарев В.С., Соловов А.В., Кислицын Ю.Л. — Самара : Издательство СГАУ, 2007 .— 328 с. — ISBN 978-5-7883-0536-3 .— URL: https://rucont.ru/efd/176198 (дата обращения: 18.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

* O H A Z >6 И нновационная образовательная програм м а "Развитие центра ком петенции и подготовка специалистов мирового уровня в области аэро космических и геоинформационных технологий" Авторы: В. М. Богданов, B.C. <...> Рецензенты: зав. кафедрой физического воспитания Самарского государственно го архитектурно-строительного университета доцент А. А. Лобанов; зав. кафедрой физического воспитания Самарского государственно го технического университета к.п.н., доцент В.Н. Трофимов. <...> Учебный мультимедиа комплекс предназначен для самостоятель ного, в том числе дистанционного освоения студентами нефизкультур ных вузов теоретического и методического разделов программы дис циплины «Физическая культура». <...> В состав комплекса входят: учебное пособие на бумаге; электронное интерактивное пособие на CD и его се тевая версия в Интернет (http://cnit.ssau.ru). <...> Комплекс подготовлен на кафедре физического воспитания Самар ского государственного аэрокосмического университета имени акаде мика С.П. Королева (СГАУ) совместно с ЦНИТ СГАУ и кафедрой фи зического воспитания Российского университета дружбы народов (РУДН, г. Москва). <...> Как показывают исследования, в частности на курсантах университета МВД РФ и военно-инженерного университета (В.В. Шевцов и др., 2004), уровень их знаний по теоретическому и методическому разделам програм мы дисциплины "Физическая культура" явно недостаточен: до 20% обу чающихся не знают требований и содержания учебной программы; 50-80% испытывают затруднения при составлении комплекса утренней гигиениче ской гимнастики; более 80% не имеют необходимых знаний и умений по самоконтролю; 80-95% обнаруживают недостаток знаний по режиму пита ния, методам и средствам закаливания; практически 100% не имеют представления о способах регулирования эмоционального состояния и аутотренинге. <...> Реальная ситуация в России ныне такова, что физические упражнения на учебных занятиях для значительной части студентов являются единственной <...>
Учебный_мультимедиа_комплекс_по_основам_физической_культуры_в_вузе.pdf
УЧЕБНЫЙ МУЛЬТИМЕДИА КОМПЛЕКС ПО ОСНОВАМ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В ВУЗЕ САМАРА
Стр.1
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «САМАРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АЭРОКОСМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ имени академика С.П. КОРОЛЕВА» УЧЕБНЫЙ МУЛЬТИМЕДИА КОМПЛЕКС ПО ОСНОВАМ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В ВУЗЕ Утверждено редакционно-издательским советом университета в качестве учебного пособия СА М А Р А Издательство СГАУ 2007
Стр.2
УДК 796 ББК 4486.7 У 914 *OHAZ >6 Инновационная образовательная программа "Развитие центра компетенции и подготовка специалистов мирового уровня в области аэрокосмических и геоинформационных технологий" Авторы: В. М. Богданов, B.C. Пономарев, А.В.Соловов, ЮЛ. Кислицын Рецензенты: зав. кафедрой физического воспитания Самарского государственного архитектурно-строительного университета доцент А. А. Лобанов; зав. кафедрой физического воспитания Самарского государственного технического университета к.п.н., доцент В.Н. Трофимов. У 914 Учебный мультимедиа комплекс по основам физической культуры в вузе: учеб. пособие / В.М. Богданов, В.С.Пономарев, А.В.Соловов, Ю.Л.Кислицын. - Самара: Изд-во Самар, гос. аэрокосм, ун-та, 2007. - 328 с. : ил. ISBN 978-5-7883-0536-3 Рассмотрены методические и практические аспекты физической культуры студентов. Учебный мультимедиа комплекс предназначен для самостоятельного, в том числе дистанционного освоения студентами нефизкультурных вузов теоретического и методического разделов программы дисциплины «Физическая культура». В состав комплекса входят: учебное пособие на бумаге; электронное интерактивное пособие на CD и его сетевая версия в Интернет (http://cnit.ssau.ru). Комплекс подготовлен на кафедре физического воспитания Самарского государственного аэрокосмического университета имени академика С.П. Королева (СГАУ) совместно с ЦНИТ СГАУ и кафедрой физического воспитания Российского университета дружбы народов (РУДН, г. Москва). Комплекс может быть полезен также учащимся старших классов средних общеобразовательных школ, средних специальных учебных заведений, преподавателям физического воспитания и всем, кто интересуется вопросами физической культуры и спорта. УДК 796 ББК 4486.7 ISBN 978-5-7883-0536-3 О Богданов В.М., Пономарев B.C., Соловов А.В., Кислицын Ю.Л., 2007 © Самарский государственный аэрокосмический университет, 2007
Стр.3
Оглавление ВВЕДЕНИЕ........................................................................................................................................... 5 Глава 1. ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ СТУДЕНТОВ........................................................................................................................8 1.1. Основные понятия и определения в области физической культуры..................8 1.2. Организационные и методические основы физического воспитания студентов в вузе........................................................................................................... 10 1.3. Контрольные вопросы ............................................................................................... 20 Глава 2. АНАТОМО-МОРФОЛОГИЧЕСКИЕ И ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНИЗМА ЧЕЛОВЕКА ПРИ ЗАНЯТИЯХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ......................... ............................................................. 22 2.1. Организм как единая саморазвивающаяся и саморегулирующаяся биологическая система..............................................................................................23 2.2. Общее представление о строении тела человека, его тканях, органах и физиологических системах................................................................... 25 2.3. Морфофункциональные системы организма.........................................................26 2.4. Внешняя среда и ее воздействие на организм человека и его жизнедеятельность...................................... 2.5. Функциональная активность человека :........................ .......................................................57 2.6. Утомление и восстановление при физической и умственной работе.............. 59 2.7. Биологические ритмы и работоспособность..........................................................62 2.8. Гипокинезия и гиподинамия .............................................................................63 2.9. Средства физической культуры, обеспечивающие устойчивость к умственной и физической работоспособности.................................................. 64 2.10. Физиологические механизмы и закономерности совершенствования отдельных систем организма под воздействием направленной физической тренировки .............. 66 2.11. Регуляция деятельности организма в различных условиях..................... 85 2.12. Контрольные вопросы .............................................................................................93 Глава 3. ОСНОВЫ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ............................................................... 96 3.1. Некоторые оценки состояния здоровья населения и демографической ситуации в современной России ,..................................................... 96 3.2. Физическое здоровье и его критерии................................... :.............................. .104 3.3. Образ жизни и здоровье .....................................................................................122 3.4. Ценностные ориентации молодежи на здоровый образ жизни........................161 3.5. Контрольные вопросы.............................................................................................. 164 Глава 4. УЧЕБНЫЙ ТРУД СТУДЕНТОВ И ВОЗМОЖНОСТИ ПОВЫШЕНИЯ ЕГО ЭФФЕКТИВНОСТИ СРЕДСТВАМИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ.................. 166 4.1. Психофизиологические особенности учебного труда и их влияние на организм студен та.................................................................................................166 4.2. Общие закономерности изменения работоспособности студентов в течение учебного дня, недели, семестра и учебного года.................... 169 4.3. Влияние на работоспособность и состояние здоровья периодичности ритмических процессов в организме..................................................................... 172 4.4. Учебный труд и двигательная активность студентов.........................................178 3 56
Стр.4
4.5 Учебные занятия по физическому воспитанию важный фактор повышения работоспособности студентов......................................................... 4.6. «Малые формы» занятий физическими упражнениями в режиме учебного труда студентов.....................................................................1!> 5 4.7. Роль оздоровительно-спортивного лагеря в повышении работоспособности студентов..........................................................................—■ 186 4.8. Формирование психических качеств и свойств личности в процессе занятий физическими упражнениями...............................................189 4 9. Контрольные вопросы..............................................................................................191 Глава 5. МЕТОДИЧЕСКИЕ И ПРАКТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ.............................................................................................................193 5.1. Методические принципы физического воспитания..........................................193 5.2. Методы физического воспитания.........................................................................194 5.3. Средства физического воспитания........................................................................196 5.4. Техническая подготовка и обучение двигательным действиям.....................197 5.5. Физическая подготовка...........................................................................................198 5.6. Коррекция физического развития с помощью методов и средств физического воспитания........................................................................................ 243 5.7. Планирование учебно-тренировочных занятий................................................ 255 5.8. Формы занятий физическими упражнениями................................................... 257 5.9. Контрольные вопросы........................................................................................... 260 Глава 6. СПОРТ В СИСТЕМЕ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ............... 6.1. Роль спорта в жизни общества............................ 6.2. Об истории олимпийского движения........................ 263 263 265 6.3. Организация международного студенческого спорта..................................... 266 6.4. Студенческий спорт в России.............................................. ;.............................. 268 6.5. Контрольные вопросы............................................................................................270 Глава 7. КОНТРОЛЬ И САМОКОНТРОЛЬ ФИЗИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ................ 271 7.1. Диагностика состояния организма при регулярных занятиях физическими упражнениями................................................................................ 271 7.2. Врачебный контроль.............................................................................................. 272 7.3. Оценка физического развития..............................................................................273 7.4. Методы оценки физического развития............................................................... 280 7.5. Оценка физической подготовленности............................................................ . 283 7.6. Педагогический контроль....................................... 287 7.7. Самоконтроль..........................................................................................................289 7.8. Контрольные вопросы..................................... . 294 Глава 8. ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПРИКЛАДНАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА СТУДЕНТА.............................................................................................. :................... 297 8.1 Контрольные вопросы............................................................................................. 299 ЗАКЛЮЧЕНИЕ.............................................................................................................................300 ГЛОССАРИЙ................................................................................................................................ 301 ЛИТЕРАТУРА..............................................................................................................................307 ПРИЛОЖЕНИЕ 1 .........................................................................................................................316 4
Стр.5
Введение С развитием цивилизации роль физической культуры в жизни общества существенно возрастает. Это связано, прежде всего, с увеличением значимости показателей физического состояния человека в стандартах качества жизни, с влиянием негативных последствий современной цивилизации - гиподинамии, ухудшения экологии, курения, алкоголя, наркотиков и т.п. К тому же все более возрастающий ритм жизни требует от людей хорошие психофизические кондиции. К сожалению, значительная часть населения, даже имея высокий образовательный уровень, не в состоянии правильно распорядиться своим психофизическим потенциалом, чтобы с помощью физических упражнений поддерживать оптимальную работоспособность и здоровье. Одна из основных причин - недостаток соответствующих знаний и методических умений. Как показывают исследования, в частности на курсантах университета МВД РФ и военно-инженерного университета (В.В. Шевцов и др., 2004), уровень их знаний по теоретическому и методическому разделам программы дисциплины "Физическая культура" явно недостаточен: до 20% обучающихся не знают требований и содержания учебной программы; 50-80% испытывают затруднения при составлении комплекса утренней гигиенической гимнастики; более 80% не имеют необходимых знаний и умений по самоконтролю; 80-95% обнаруживают недостаток знаний по режиму питания, методам и средствам закаливания; практически 100% не имеют представления о способах регулирования эмоционального состояния и аутотренинге. Поэтому не случайно программа дисциплины «Физическая культура», наряду с учебно-тренировочными занятиями, предусматривает теоретический раздел, формирующий мировоззренческую систему научнопрактических знаний и положительное отношение к физической культуре, и методико-практический раздел, обеспечивающий овладение методами и способами физкультурно-спортивной деятельности для достижения учебных, профессиональных и жизненных целей личности [141]. Однако в реальной практике учебного заведения полноценно реализовать цели теоретического и методико-практического разделов дисциплины «Физическая культура» крайне затруднительно. С одной стороны, чтобы студенты овладели соответствующими знаниями, методами и средствами хотя бы на уровне применения их в типовых ситуациях, необходимо потратить на обучение и контроль его результатов немало времени. С другой 5
Стр.6
У чебное издание Богданов Владимир Михайлович Пономарев Владимир Степанович Соловое Александр Васильевич Кислицын Юрий Леонидович УЧЕБНЫЙ МУЛЬТИМЕДИА КОМПЛЕКС ПО ОСНОВАМ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В ВУЗЕ Учебное пособие Технический редактор Г. А. Резниченко Редакторская обработка Т.К. Кретинина Корректорская обработка А. А. Нечитайло Доверстка Т.Е. Половнева Подписано в печать 06. 11. 07 г. Формат 60x84 1/16. Бумага офсетная. Печать офсетная. Печ. л. 20,5 Тираж 120 экз. Заказ 152. Арт. ИП-115/2007 Самарский государственный аэрокосмический университет. 443086 Самара, Московское шоссе, 34. Изд-во Самарского государственного аэрокосмического университета. 443086 Самара, Московское шоссе, 34.
Стр.328

Облако ключевых слов *


* - вычисляется автоматически
.
.