УЧЕБНЫЙ
МУЛЬТИМЕДИА КОМПЛЕКС
ПО ОСНОВАМ
ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
В ВУЗЕ
САМАРА
Стр.1
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«САМАРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АЭРОКОСМИЧЕСКИЙ
УНИВЕРСИТЕТ имени академика С.П. КОРОЛЕВА»
УЧЕБНЫЙ МУЛЬТИМЕДИА КОМПЛЕКС
ПО ОСНОВАМ ФИЗИЧЕСКОЙ
КУЛЬТУРЫ В ВУЗЕ
Утверждено редакционно-издательским советом университета
в качестве учебного пособия
СА М А Р А
Издательство СГАУ
2007
Стр.2
УДК 796
ББК 4486.7
У 914
*OHAZ >6
Инновационная образовательная программа
"Развитие центра компетенции и подготовка
специалистов мирового уровня в области аэрокосмических
и геоинформационных технологий"
Авторы: В. М. Богданов, B.C. Пономарев, А.В.Соловов, ЮЛ. Кислицын
Рецензенты:
зав. кафедрой физического воспитания Самарского государственного
архитектурно-строительного университета доцент А. А. Лобанов;
зав. кафедрой физического воспитания Самарского государственного
технического университета к.п.н., доцент В.Н. Трофимов.
У 914 Учебный мультимедиа комплекс по основам физической культуры
в вузе: учеб. пособие / В.М. Богданов, В.С.Пономарев, А.В.Соловов,
Ю.Л.Кислицын. - Самара: Изд-во Самар, гос. аэрокосм, ун-та,
2007. - 328 с. : ил.
ISBN 978-5-7883-0536-3
Рассмотрены методические и практические аспекты физической
культуры студентов.
Учебный мультимедиа комплекс предназначен для самостоятельного,
в том числе дистанционного освоения студентами нефизкультурных
вузов теоретического и методического разделов программы дисциплины
«Физическая культура». В состав комплекса входят: учебное
пособие на бумаге; электронное интерактивное пособие на CD и его сетевая
версия в Интернет (http://cnit.ssau.ru).
Комплекс подготовлен на кафедре физического воспитания Самарского
государственного аэрокосмического университета имени академика
С.П. Королева (СГАУ) совместно с ЦНИТ СГАУ и кафедрой физического
воспитания Российского университета дружбы народов
(РУДН, г. Москва). Комплекс может быть полезен также учащимся
старших классов средних общеобразовательных школ, средних специальных
учебных заведений, преподавателям физического воспитания и
всем, кто интересуется вопросами физической культуры и спорта.
УДК 796
ББК 4486.7
ISBN 978-5-7883-0536-3
О Богданов В.М., Пономарев B.C.,
Соловов А.В., Кислицын Ю.Л., 2007
© Самарский государственный
аэрокосмический университет, 2007
Стр.3
Оглавление
ВВЕДЕНИЕ........................................................................................................................................... 5
Глава 1. ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ
СТУДЕНТОВ........................................................................................................................8
1.1. Основные понятия и определения в области физической культуры..................8
1.2. Организационные и методические основы физического воспитания
студентов в вузе........................................................................................................... 10
1.3. Контрольные вопросы ............................................................................................... 20
Глава 2. АНАТОМО-МОРФОЛОГИЧЕСКИЕ И ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ
ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНИЗМА ЧЕЛОВЕКА ПРИ ЗАНЯТИЯХ
ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ......................... ............................................................. 22
2.1. Организм как единая саморазвивающаяся и саморегулирующаяся
биологическая система..............................................................................................23
2.2. Общее представление о строении тела человека, его тканях,
органах и физиологических системах................................................................... 25
2.3. Морфофункциональные системы организма.........................................................26
2.4. Внешняя среда и ее воздействие на организм человека и его
жизнедеятельность......................................
2.5. Функциональная активность человека
:........................
.......................................................57
2.6. Утомление и восстановление при физической и умственной работе.............. 59
2.7. Биологические ритмы и работоспособность..........................................................62
2.8. Гипокинезия и гиподинамия
.............................................................................63
2.9. Средства физической культуры, обеспечивающие устойчивость
к умственной и физической работоспособности.................................................. 64
2.10. Физиологические механизмы и закономерности совершенствования
отдельных систем организма под воздействием направленной
физической тренировки
..............
66
2.11. Регуляция деятельности организма в различных условиях..................... 85
2.12. Контрольные вопросы .............................................................................................93
Глава 3. ОСНОВЫ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ............................................................... 96
3.1. Некоторые оценки состояния здоровья населения и демографической
ситуации в современной России
,.....................................................
96
3.2. Физическое здоровье и его критерии................................... :.............................. .104
3.3. Образ жизни и здоровье
.....................................................................................122
3.4. Ценностные ориентации молодежи на здоровый образ жизни........................161
3.5. Контрольные вопросы.............................................................................................. 164
Глава 4. УЧЕБНЫЙ ТРУД СТУДЕНТОВ И ВОЗМОЖНОСТИ ПОВЫШЕНИЯ ЕГО
ЭФФЕКТИВНОСТИ СРЕДСТВАМИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ.................. 166
4.1. Психофизиологические особенности учебного труда и их влияние
на организм студен та.................................................................................................166
4.2. Общие закономерности изменения работоспособности студентов
в течение учебного дня, недели, семестра и учебного года.................... 169
4.3. Влияние на работоспособность и состояние здоровья периодичности
ритмических процессов в организме..................................................................... 172
4.4. Учебный труд и двигательная активность студентов.........................................178
3
56
Стр.4
4.5 Учебные занятия по физическому воспитанию важный фактор
повышения работоспособности студентов.........................................................
4.6. «Малые формы» занятий физическими упражнениями
в режиме учебного труда студентов.....................................................................1!>
5
4.7. Роль оздоровительно-спортивного лагеря в повышении
работоспособности студентов..........................................................................—■ 186
4.8. Формирование психических качеств и свойств личности
в процессе занятий физическими упражнениями...............................................189
4 9. Контрольные вопросы..............................................................................................191
Глава 5. МЕТОДИЧЕСКИЕ И ПРАКТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФИЗИЧЕСКОГО
ВОСПИТАНИЯ.............................................................................................................193
5.1. Методические принципы физического воспитания..........................................193
5.2. Методы физического воспитания.........................................................................194
5.3. Средства физического воспитания........................................................................196
5.4. Техническая подготовка и обучение двигательным действиям.....................197
5.5. Физическая подготовка...........................................................................................198
5.6. Коррекция физического развития с помощью методов и средств
физического воспитания........................................................................................ 243
5.7. Планирование учебно-тренировочных занятий................................................ 255
5.8. Формы занятий физическими упражнениями................................................... 257
5.9. Контрольные вопросы........................................................................................... 260
Глава 6. СПОРТ В СИСТЕМЕ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ...............
6.1. Роль спорта в жизни общества............................
6.2. Об истории олимпийского движения........................
263
263
265
6.3. Организация международного студенческого спорта..................................... 266
6.4. Студенческий спорт в России.............................................. ;.............................. 268
6.5. Контрольные вопросы............................................................................................270
Глава 7. КОНТРОЛЬ И САМОКОНТРОЛЬ ФИЗИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ................ 271
7.1. Диагностика состояния организма при регулярных занятиях
физическими упражнениями................................................................................ 271
7.2. Врачебный контроль.............................................................................................. 272
7.3. Оценка физического развития..............................................................................273
7.4. Методы оценки физического развития............................................................... 280
7.5. Оценка физической подготовленности............................................................ . 283
7.6. Педагогический контроль.......................................
287
7.7. Самоконтроль..........................................................................................................289
7.8. Контрольные вопросы.....................................
. 294
Глава 8. ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПРИКЛАДНАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА
СТУДЕНТА.............................................................................................. :................... 297
8.1 Контрольные вопросы............................................................................................. 299
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.............................................................................................................................300
ГЛОССАРИЙ................................................................................................................................ 301
ЛИТЕРАТУРА..............................................................................................................................307
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 .........................................................................................................................316
4
Стр.5
Введение
С развитием цивилизации роль физической культуры в жизни общества
существенно возрастает. Это связано, прежде всего, с увеличением значимости
показателей физического состояния человека в стандартах качества
жизни, с влиянием негативных последствий современной цивилизации -
гиподинамии, ухудшения экологии, курения, алкоголя, наркотиков и т.п. К
тому же все более возрастающий ритм жизни требует от людей хорошие
психофизические кондиции.
К сожалению, значительная часть населения, даже имея высокий образовательный
уровень, не в состоянии правильно распорядиться своим психофизическим
потенциалом, чтобы с помощью физических упражнений
поддерживать оптимальную работоспособность и здоровье. Одна из основных
причин - недостаток соответствующих знаний и методических умений.
Как показывают исследования, в частности на курсантах университета
МВД РФ и военно-инженерного университета (В.В. Шевцов и др., 2004),
уровень их знаний по теоретическому и методическому разделам программы
дисциплины "Физическая культура" явно недостаточен: до 20% обучающихся
не знают требований и содержания учебной программы; 50-80%
испытывают затруднения при составлении комплекса утренней гигиенической
гимнастики; более 80% не имеют необходимых знаний и умений по
самоконтролю; 80-95% обнаруживают недостаток знаний по режиму питания,
методам и средствам закаливания; практически 100% не имеют
представления о способах регулирования эмоционального состояния и
аутотренинге.
Поэтому не случайно программа дисциплины «Физическая культура»,
наряду с учебно-тренировочными занятиями, предусматривает теоретический
раздел, формирующий мировоззренческую систему научнопрактических
знаний и положительное отношение к физической культуре,
и методико-практический раздел, обеспечивающий овладение методами и
способами физкультурно-спортивной деятельности для достижения учебных,
профессиональных и жизненных целей личности [141].
Однако в реальной практике учебного заведения полноценно реализовать
цели теоретического и методико-практического разделов дисциплины
«Физическая культура» крайне затруднительно. С одной стороны, чтобы
студенты овладели соответствующими знаниями, методами и средствами
хотя бы на уровне применения их в типовых ситуациях, необходимо потратить
на обучение и контроль его результатов немало времени. С другой
5
Стр.6
У чебное издание
Богданов Владимир Михайлович
Пономарев Владимир Степанович
Соловое Александр Васильевич
Кислицын Юрий Леонидович
УЧЕБНЫЙ МУЛЬТИМЕДИА КОМПЛЕКС
ПО ОСНОВАМ ФИЗИЧЕСКОЙ
КУЛЬТУРЫ В ВУЗЕ
Учебное пособие
Технический редактор Г. А. Резниченко
Редакторская обработка Т.К. Кретинина
Корректорская обработка А. А. Нечитайло
Доверстка Т.Е. Половнева
Подписано в печать 06. 11. 07 г. Формат 60x84 1/16.
Бумага офсетная. Печать офсетная.
Печ. л. 20,5
Тираж 120 экз. Заказ 152. Арт. ИП-115/2007
Самарский государственный
аэрокосмический университет.
443086 Самара, Московское шоссе, 34.
Изд-во Самарского государственного
аэрокосмического университета.
443086 Самара, Московское шоссе, 34.
Стр.328