Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634160)
Контекстум
.

«Современное языковое образование в системе «бакалавриат-магистратура-аспирантура» монография, Архангельск, 2009 г. (220,00 руб.)

0   0
АвторыДружинина Мария Вячеславовна
Издательство[Б.и.]
Страниц116
ID175353
АннотацияМонография содержит результаты исследования проблем языкового образования в университетах. Впервые рассмотрены во взаимосвязи и теоретически обоснованы способы обеспечения качества языкового образования, формы самостоятельной работы студентов, а так же отечественный и зарубежный опыт в процессе реализации Болонской декларации.
Кому рекомендованоДля специалистов в области языкового образования в высшей школе.
«Современное языковое образование в системе «бакалавриат-магистратура-аспирантура» монография, Архангельск, 2009 г. / ред. М.В. Дружинина .— : [Б.и.], 2009 .— 116 с. — URL: https://rucont.ru/efd/175353 (дата обращения: 16.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Современное языковое образование в системе «бакалавриат – магистратура – аспирантура» 1 Архангельск Поморский университет 2009 Под общей редакцией доктора педагогических наук М.В. Дружининой Монография Современное языковое образование в системе «бакалавриат – магистратура – аспирантура» Федеральное агентство по образованию Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Поморский государственный университет имени М.В. Ломоносова» <...> Интегративно-дифференцированный подход к процессу обучения иностранным языкам........................... 66 <...> Содержание монографии ориентировано на решение главной задачи – обеспечение качества языкового образования в системе «бакалавриат – магистратура – аспирантура» в условиях модернизации высшего профессионального образования. <...> Именно поэтому сегодня как никогда для университетского сообщества актуальны и социально значимы диалог, принятие совместного решения и его реализация на основе объединения усилий всех специалистов и обучающихся в университете. <...> Соответственно языковое образование рассматривается авторским коллективом как обязательный компонент и неотъемлемая составляющая университетского профессионального образования. <...> В целом авторы признают необходимость различения таких понятий, как компетенция и компетентность; языковое и иноязычное образование; преподавание родных и неродных языков и культур; самостоятельное и автономное обучение; многоуровневость и разноуровневость в образовании; подготовка по разным направлениям и специальностям в вузе; образование специалистов и бакалавров, магистрантов, аспирантов; языковая, образовательная политика и языковая образовательная политика. <...> Предлагаемые материалы имеют открытый характер, в каждом конкретном университете логично продолжение разговора по следующим направлениям: стратегия университетаязыковая образовательная политика университета <...>
«Современное_языковое_образование_в_системе_«бакалавриат-магистратура-аспирантура»_монография,_Архангельск,_2009_г..pdf
Современное языковое образование в системе «бакалавриат – магистратура – аспирантура»
Стр.1
«Современное_языковое_образование_в_системе_«бакалавриат-магистратура-аспирантура»_монография,_Архангельск,_2009_г._(2).pdf
Федеральное агентство по образованию Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Поморский государственный университет имени М.В. Ломоносова» Современное языковое образование в системе «бакалавриат – магистратура – аспирантура» Монография Под общей редакцией доктора педагогических наук М.В. Дружининой Архангельск Поморский университет 2009 1
Стр.1
УДК 378.016:81)243 ББК 81.2-9+74.580.22 С 568 Авторы: Л.И. Агафонова (гл. 2), М.В. Дружинина (введение, гл. 1, заключение), И.В. Ершова (гл. 1), Ю.А. Комарова (гл. 2), А.В. Невзорова (гл. 3), М.Л. Соколова (гл. 3), С.А. Суслонова (гл. 3) Рецензенты: доктор педагогических наук, профессор кафедры педагогики РГПУ имени А.И. Герцена Э.В. Балакирева; доктор педагогических наук, профессор СГПУ имени Н.Г. Чернышевского В.И. Игошин; доктор философских наук, профессор ПГУ имени М.В. Ломоносова Е.В. Кудряшова; доктор филологических наук, профессор АГТУ А.М. Поликарпов; доктор педагогических наук, профессор кафедры методики преподавания математики ПГУ имени М.В. Ломоносова М.В. Шабанова Печатается по решению редакционно-издательского совета Поморского университета Современное языковое образование в системе «бакалавС 568 риат – магистратура – аспирантура» : монография / [Л.И. Агафонова, М.В. Дружинина, И.В. Ершова и др.]; под общ. ред. М.В. Дружининой; Поморский гос. ун-т им. М.В. Ломоносова. – Архангельск: Поморский университет, 2009. – 227 с. ISBN 978-5-88086-890-2 Монография содержит результаты исследования проблем языкового образования в университетах. Впервые рассмотрены во взаимосвязи и теоретически обоснованы способы обеспечения качества языкового образования, формы самостоятельной работы студентов, а также отечественный и зарубежный опыт в процессе реализации Болонской декларации. Для специалистов в области языкового образования в высшей школе. УДК 378.016:81)243 ББК 81.2-9+74.580.22 ISBN 978-5-88086-890-2 © Агафонова Л.И., Дружинина М.В., Ершова И.В. и др., 2009 © Поморский университет, 2009 2 3 Оглавление Введение...................................................................................................... 4 Глава 1. Университетское языковое образование в условиях Болонского процесса 1.1. Глобализация и гармонизация сферы высшего образования.................................................................................... 7 1.2. Зарубежный опыт языкового образования................... 46 Глава 2. Обеспечение качества языкового образования в университетах 2.1. Интегративно-дифференцированный подход к процессу обучения иностранным языкам........................... 66 2.2. Качество языкового образования как потребность и необходимость...................................................................... 90 Глава 3. Организация самостоятельной работы студентов 3.1. Теоретические основы формирования самостоятельности в современной системе «школа – вуз».............. 107 3.2. Проектирование индивидуальных образовательных маршрутов студентов......................................................... 138 3.3. Возможности языкового образования при формировании информационной компетентности студентов..................................................................................... 173 Заключение.................................................................................................... 210 Библиографический список.................................................................... 213 Сведения об авторах................................................................................... 226
Стр.2
Введение Актуальность и социальная значимость данного монографического исследования заключается в поиске и разработке путей совершенствования языкового образования в многоуровневой системе современного университета. Усилия авторов направлены на актуализацию стратегии развития языкового образования, подходов в обеспечении качества языкового образования, самостоятельной работы обучающихся в вузе, моделей языкового образования, приемлемых в условиях Болонского процесса. Содержание монографии ориентировано на решение главной задачи – обеспечение качества языкового образования в системе «бакалавриат – магистратура – аспирантура» в условиях модернизации высшего профессионального образования. Результаты исследования показывают, что готовых рецептов в решении этой задачи быть не может. Качество языкового образования обеспечивается совокупностью концептуальных идей, приемлемой для конкретного университета. Прямое копирование достижений зарубежного и отечественного опыта недопустимо. Разные подходы, концепции, модели и идеи требуют анализа, проверки, апробации в коллективах преподавателей и обучающихся. Именно поэтому сегодня как никогда для университетского сообщества актуальны и социально значимы диалог, принятие совместного решения и его реализация на основе объединения усилий всех специалистов и обучающихся в университете. В работе обращается особое внимание на реализацию идей Болонского процесса, отношение к которому как в Европе, так и в России неоднозначно. Любая модернизация имеет свои плюсы и минусы, сопровождается как достоинствами, так и недостатками. Дискуссионность этого вопроса отражена в многочисленных отечественных и зарубежных работах ученых: В.И. Байденко, Г.А. Бордовский, Б.Л. Вульфсон, Л.С. Гребнев, А.С. Запесоцкий, В.А. Козырев, Г.А. Лукичев, Н.А. Селезнева, Ю.Г. Татур, Н.Л. Шуби4 на, O. Anweiler, C. Anz, W.J. Clancy, J. Fossland, M. Jung, G. Stangvik и др. В монографии подчеркивается, что в настоящий период научные разработки и практика образовательной деятельности нуждаются в анализе, систематизации и предоставлении материалов общественности. Именно эта цель и побудила авторский коллектив к изложению результатов исследований в виде коллективной монографии. Авторы показывают современное состояние языкового образования в вузах, предлагают разные пути его оптимизации с учетом накопленного научного и практического опыта работы в системе высшего профессионального образования. Современное языковое образование тесным образом связано с другими гуманитарными и специальными дисциплинами в вузе. Соответственно языковое образование рассматривается авторским коллективом как обязательный компонент и неотъемлемая составляющая университетского профессионального образования. Исследование языкового образования сопряжено с разными научными направлениями, поэтому в работе представлены материалы специалистов в области педагогики, философии, методики преподавания, теории и методики профессионального образования. Таким образом, межпредметная связь предлагаемой темы отражена как с позиций практической образовательной деятельности авторов, так и с научной точки зрения. В содержании монографии представлены различные понятия, связанные с языковым образованием. В целом авторы признают необходимость различения таких понятий, как компетенция и компетентность; языковое и иноязычное образование; преподавание родных и неродных языков и культур; самостоятельное и автономное обучение; многоуровневость и разноуровневость в образовании; подготовка по разным направлениям и специальностям в вузе; образование специалистов и бакалавров, магистрантов, аспирантов; языковая, образовательная политика и языковая образовательная политика. В монографии отдельно не рассматривается, но предполагается соблюдение преемственности в языковом образовании между школой и вузом, между уровнями подготовки в университете, в довузовском, вузовском и послевузовском образовании. Предлагаемые материалы имеют открытый характер, в каждом конкретном университете логично продолжение разговора по следующим направлениям: стратегия университета – языковая образовательная политика университета – концепция развития 5
Стр.3
языкового образования – основная образовательная программа – программы языковых дисциплин – рабочие программы – модели языкового образования – подходы и технологии. Авторы обращают особое внимание на то, что в условиях Болонского процесса необходим постоянный поиск способов непрерывного обновления языкового образования в системе «бакалавриат – магистратура – аспирантура»; ориентации на потребности общества, университета, обучающихся; организации и поддержки постоянного диалога всех специалистов университета о путях обеспечения качества языкового образования как компонента профессионального; гармонизации языковой и профессиональной подготовки обучающихся на всех уровнях университетской образовательной системы; проведения просветительской работы о роли и значении разных языков и культур; создания современных условий языковой образовательной среды университета; формирования ответственности каждого за результаты своей деятельности. Предлагаемые материалы могут быть использованы на методологических семинарах, курсах повышения квалификации, в творческих мастерских, в специальных курсах для магистрантов и аспирантов, на практических и лекционных занятиях для бакалавров, магистрантов и аспирантов. Глава 1 Университетское языковое образование в условиях Болонского процесса 1.1. Глобализация и гармонизация сферы высшего образования В условиях современной глобализации и интеграции, проходящих на экономическом, политическом и социокультурном уровнях и охватывающих области, регионы, страны в целом, актуализируется проблема формирования единого общеобразовательного пространства. Одним из примеров этого явления на европейском уровне является Болонский процесс. 19 июня 1999 года в городе Болонья (Италия) 29 министров образования подписали Болонскую декларацию, положившую начало Болонскому процессу. В Болонской декларации четко определены основные задачи, решение которых призвано гармонизировать системы высшего образования. Принципиальным является то, что при достижении большей сопоставимости и сравнимости систем высшего образования уважается разнообразие культур, языков, национальных систем образования и университетской автономии. В основе Болонского процесса лежит разделяемое многими странами и академическими организациями убеждение, что в эпоху глобализации необходимо стремиться к максимальной совместимости систем высшего образования. Поэтому Болонский процесс рассматривается в качестве ответа на вызовы глобализации. Глобализация представляет собой новое качественное состояние мировых отношений. Она является следствием различных объективных и субъективных факторов (информатизации общества, развития производительных сил, меняющихся представ6 7 Copyright ОАО «ЦКБ «БИБКОМ» & ООО «Aгентство Kнига-Cервис»
Стр.4

Облако ключевых слов *


* - вычисляется автоматически
.
.